12.06.2009

Влияние кризиса на рынок аудиторских услуг обсудили участники круглого стола, который прошел 10 июня в Екатеринбурге

Несколько лет российски рынок аудиторских услуг рос на 30-40% в год. Спрос на консультационные услуги повышался еще более впечатляющими темпами. Сложившуюся сегодня расстановку сил на российском рынке один из докладчиков охарактеризовал следующим образом: первую группу составляют компании «большой четверки», вторую - крупные российские компании, и третью - региональные. Однако на рынке всегда присутствовали так называемые «черные аудиторы», готовые за небольшое вознаграждение изготовить любые документы. Их услуги были востребованы раньше, и некоторые участники круглого стола выразили опасение, что в условиях кризиса именно этот сегмент рынка аудиторских услуг будет процветать, потому что целому сегменту российских компаний аудиторская отчетность нужна только для налоговой инспекции.

Однако профучастники рынка уверены, что качественный аудит, как помощь в бизнесе и страховка от рисков, всегда будет востребован реальным бизнесом, крупными компаниями, где владелец удален от участия в производстве и хочет знать настоящее положение дел в своей компании. К примеру, в последнее время требования к качеству проверок усилилось со стороны иностранных инвесторов, которые привыкли доверять качеству именно аудиторских отчетов. А качественный аудит стоит недешево.

Участники рынка предполагают, что в условиях экономической нестабильности и оптимизации бюджетов заказчиками, расслоение на рынке аудиторских и консалтинговых услуг станет еще более заметным. Потому что качественный аудит за маленькие деньги провести просто невозможно, те стандарты, которые принесли в Россию компании «большой четверки», требуют от профучастников рынка значительных внутренних затрат (на разработку методик, обучение и аттестацию персонала, контроль качества и пр.).

В этих условиях еще большее значение приобретает процесс создания СРО. Именно этот инструмент позволит, по мнению многих участников круглого стола, задать и контролировать стандарты качества, решить проблему с обучением кадров, разработать общую политику ценообразования на рынке аудиторских и консалтинговых услуг.

Подробнее о содержании дискуссии вы сможете узнать из публикации в журнале «Эксперт-Урал» 22 июня 2009 года.


Комментарии
 

comments powered by Disqus