19.03.2015

Свердловская область — лидер по развитию государственно-частного партнерства на Урале

Минэкономразвития РФ и Центр развития государственно-частного партнерства (ГЧП) при поддержке ТПП РФ подготовили второй рейтинг регионов по уровню развития ГЧП. При оценке территорий учитывались три фактора: развитость институциональной среды, опыт реализации проектов ГЧП и инвестпривлекательность.  

В резюме исследования указано, что на 1 марта:

  • в 68 регионах принят закон об участии субъекта РФ в ГЧП;
  • еще в четырех субъектах такой закон разработан и находится на рассмотрении в законодательном органе;
  • в 40 регионах действуют нормативные акты, устанавливающие порядок работы с проектами ГЧП;
  • на территории 21 субъекта один или несколько муниципальных образований приняли правовые акты, регулирующие развитие муниципально-частного партнерства;
  • в 74 субъектах приняты инвестиционные меморандумы, программы или стратегии, в которых упоминается ГЧП как механизм привлечения инвестиций;
  • в 18 субъектах имеются планы развития ГЧП и/или программы реализации проектов ГЧП;
  • в 76 регионах определены или созданы органы власти, функциональные подразделения, ответственные за развитие ГЧП;
  • в 46 регионах должностные лица (два и более), имеют специальную квалификацию в сфере управления проектами ГЧП;
  • опыт работы с проектами ГЧП имеется в 68 субъектах, в 17 субъектах нет проектов ГЧП даже на стадии инициирования.

В рамках исследования было проанализировано 586 проектов (в прошлом рейтинге — всего 131). Причина такого роста — увеличение числа некапиталоемких муниципальных концессий и более ответственное отношение регионов к предоставлению информации.

Лидером рейтинга по итогам 2014 года стали Санкт-петербург, Татарстан и Москва (последняя вытолкнула из тройки Новосибирскую область). Аутсайдеры — Ингушетия, Адыгея, Карачаево-Черкессия.

Среди уральских территорий лучший результат продемонстрировала Свердловская область (8 место, опустилась на четыре ступени по сравнению с прошлым рейтингом).

«В данном регионе нельзя не отметить первый опыт заключения контракта жизненного цикла на объекты системы уличного освещения в городе Нижний Тагил», — пишут авторы исследования. Он был заключен в ноябре 2014-го, его объем — 9,37 млрд рублей, срок — до 2042 года, исполнитель — холдинг «Швабе».  

Худший субъект в области реализации ЧГП — Тюменская область (72 место, прибавила три позиции). Самое головокружительное пике по сравнению с прошлым годом  совершила Курганская область — минус 38 позиций (66 место), самый мощный взлет показал Ямал — плюс 45 позиций (19 место).

«Увеличение позиции ЯНАО связано со значительными усилиями региональных властей по формированию необходимой нормативно-правовой базы и старта реализации капиталоемких проектов в социальной сфере», — пишут составители рейтинга.

Падение Зауралья объясняется тем, что в регионе не регламентирована работа функциональных подразделений, ответственных за развитие государственно-частного партнерства, а практика представлена одной муниципальной концессией по реконструкции и эксплуатации 36 объектов теплоснабжения.

Уральскому ФО в 2014 году в рамках ГЧП удалось привлечь 5,6 млпд рублей частных инвестиций (это всего 2,8% от общего объема). Лидер по этому показателю Центральный округ — 102,3 млрд рублей. 

Рейтинг развития ЧГП в регионах
Место (изменнеие к 2014-му)  Регион Уровень развития ЧГП, %
1  (-) Санкт-Петербург 69,2
2 (-) Татарстан 66,7
3 (+7) Москва 63,8
8 (-4) Свердловская область 59,6
11 (+5) Башкирия 54,3
14 (-) Пермский край 50
15 (+9) Удмуртия 49,6
19 (+45) ЯНАО 46,2
20 (-6) Югра 46,2
26 (-3) Оренбургская область 44,6
61 (-11) Челябинская область 28,1
66 (-38) Курганская область 25,3
72 (+3) Тюменская область 23,3

Источник: Центр развития ГЧП

Комментарии

Материалы по теме

В Пермском крае принят законопроект о государственно-частном-партнерстве

 

comments powered by Disqus