08.04.2011

Перспективы лизинга на территории Урала и Западной Сибири

АЦ «Эксперт-Урал» и журнал «Эксперт-Урал» провели круглый стол, посвященный перспективам лизинга на территории Урала и Западной Сибири. В нем приняли участие руководители региональных лизинговых компаний, филиалов московских компаний, департамента развития малого и среднего предпринимательства Свердловской области.

Итоги дискуссии:

Факторы, стимулирующие рост лизинга

Дмитрий Митронин, директор Челябинского филиала компании «Халык-Лизинг» (Казахстан):
- Я считаю, сильным катализатором роста отрасли выступит строительство, особенно в части реализации мегапроектов c участием государства - подготовка к олимпиаде в Сочи, игр мирового чемпионата по футболу в Екатеринбурге. Компании, которые обеспечат лизинговое финансирование подрядчиков этих проектов, сделают большой рывок вперед.

Вадим Константинов, заместитель генерального директора по Уральскому региону «Дельта лизинг»
- Наращивать объемы нового бизнеса за счет улучшения только условий лизингового финансирования, на мой взгляд, сложно. Честно говоря, я не вижу, каким образом еще можно что-то изменить: размер аванса и сроки лизинга дошли уже практически до докризисного уровня, снизить удорожание предмета лизинга нам вряд ли удастся из-за высокой инфляции и, как следствие, намечающегося роста кредитных ставок. Думаю, потенциал роста заложен в выстраивании сотрудничества с поставщиками оборудования. У производителей показатели продаж по сравнению с 2009 годом растут, но они все равно не достигли докризисного значения. На мой взгляд, будет перспективным создание совместных продуктов и программ финансирования между поставщиками оборудования, техники и лизинговыми компаниями с небольшим удорожанием для массового потребителя, в том числе для малого бизнеса.

Мария Шагурина, вице-президент компании «Сбербанк-Лизинг»:
- У большинства девелоперских компаний в период кризиса долговые проблемы появились прежде всего потому, что длинные проекты финансировались короткими банковскими кредитами. Мы, проанализировав эту ситуацию, увидели возможность для вывода на рынок нового для российского рынка недвижимости продукта. Мы предлагаем владельцам недвижимости возвратный лизинг на срок до 10 лет. Средства наш клиент направляет на погашение всех краткосрочных и среднесрочных кредитов в банках, заключает с нами лизинговый договор и обслуживает его счет эксплуатации достроенного объекта. Сбербанк вывел этот продукт в первом квартале текущего года и получил беспрецедентные результаты: объем профинансированных сделок Уральским банком Сбербанка России превысил 5 млрд рублей. Это позволит в конечном счете начать развитие лизинга недвижимости в России: в Европе порядка 30 - 40% всех объектов недвижимости финансируются с помощью именно этого инструмента, который выступает в качестве хорошего конкурента прямого кредитования.

Поддержка государства:

Максим Годовых, директор департамента малого и среднего предпринимательства министерства экономики Свердловской области:
- В прошлом году мы провели серию встреч с руководителями лизинговых компаний. В итоге были разработаны новые инструменты финансовой поддержки малого и среднего бизнеса на территории Свердловской области, в частности предоставление субсидий на выплату первого взноса по договорам лизинга. С помощью лизинга наши предприниматели приобретут основные средства (мы относим к ним оборудование, устройства, механизмы, грузовые автотранспортные средства, приборы, аппараты, агрегаты, технологии) и гарантировано будут заниматься производством на территории области. Главное, чтобы поставщик был резидентом РФ, а лизингополучатель имел оборот до 1 млрд рублей и численность работающих до 250 человек.
В общей сложности на реализацию программы в прошлом году было заложено 30 млн рублей. До конца года поддержку получили 24 субъекта малого предпринимательства на общую сумму 14 млн рублей. На этот год в областной целевой программе - 30 млн рублей, а с учетом федерального софинансирования сумма может быть как минимум удвоена.

Денис Чмаев, генеральный директор «АСД-электрик»:
- Согласен, инструмент очень выгодный. Мы занимаемся поставкой электрощитового оборудования и электромонтажных изделий для строительства. В 2009 году объемы тоже резко упали. В прошлом году приобрели новые современные станки отечественного производства через лизинг, получив компенсацию аванса.

Максим Ромашов, директор ПКФ «УралСЕТ»:
- Наша компания одна из тех субъектов малого предпринимательства, которая в прошлом году воспользовались этой формой поддержки. Мы занимаемся производством и продажей сварных арматурных сеток для строительной отрасли. Кризис почувствовали на себе как никто: весь 2009 год работали только на выживание, оборудование не ремонтировалось, не модернизировалось. В 2010 году мы, понимая, что надо двигаться вперед и развиваться, а производственный ресурс исчерпывается, взяли в лизинг новое оборудование: субсидии на первый взнос получили из бюджета. Честно скажу, это очень хорошее подспорье, позволяющее нам рассмотреть предложение о покупке ещё одной дополнительной единицы оборудования, которое поможет повысить производительность труда на предприятии. Один минус: с полученной суммы субсидии нам пришлось уплатить в бюджет налог на прибыль.

Сейчас в правительстве обсуждается возможность отмены ускоренной амортизации для оборудования, приобретенного в лизинг, для всех амортизационных групп. Как это отразится на объемах нового бизнеса?

Дмитрий Митронин,
- Лизинг является одним из главных инструментов модернизации: сегодня сложное техническое оборудование, как правило, приобретается не в кредит, а в лизинг. Если норма ускоренной амортизации будет отменена, проиграют прежде всего наукоемкие производства. А для Урала это особенно актуально: здесь много металлообрабатывающих предприятий, которые имеют высокоточные производства и регулярно нуждаются в обновлении промышленного парка оборудования. Отмена ускоренной амортизации повлечет увеличение затрат на приобретение новейшего оборудования, в связи с чем металлообрабатывающая отрасль сократит приобретение нового оборудования только тогда, когда старое окончательно устарело. В конечном итоге проиграет отечественное машиностроение, авиа- и станкостроение. Продукция этих предприятий будет пользоваться меньшим спросом в России и за рубежом как менее качественная.

Вадим Константинов
- Я бы разделил последствия реализации этой инициативы на две части. Если в Налоговом кодексе сохранится норма о возможности отнесения лизингополучателем платежей по договору на расходы, ничего страшного не произойдет. Это основное преимущество лизинга перед кредитом, и если оно останется, интересы лизингополучателей не пострадают. Отмена коэффициента ускоренной амортизации - вещь, скорее, неприятная для лизинговых компаний: многие из них ставят оборудование, которое готовится к передаче или уже передано лизингополучателю на свой баланс. Если решение будет принято так же, как это было в 2009 году по 1, 2, 3 группам, то есть с 1 января 2012 года запретят применять ускоренную амортизацию как по новым, так и по ранее заключенным лизинговым сделкам, то в этом случае у лизинговой компании разово вырастает облагаемая база по налогу на прибыль, соответственно финансовое положение ухудшается. Особенно это актуально для лизингодателей, которые уже заключили долгосрочные сделки по финансированию изностойких и дорогих предметов лизинга, например недвижимости, железнодорожных вагонов, самолетов, судов, крупного станочного оборудования. А ухудшение финансовых показателей в свою очередь, повлияет на взаимоотношения с банками, ведь как известно, основной объем финансирования лизинговые компании, особенно в регионах, получают виде банковских кредитов и любой банк оценивает финансовое состояние лизингодателя достаточно жестко. Но я не считаю, что в связи с этим будет существенное сокращение объемов нового бизнеса: лизинговую отрасль еще и не таким измором брали.

Андрей Истомин, генеральный директор компании «Ураллизинг»:
- В понимании чиновников лизинг не что иное как «схема», которая позволяет нашим клиентам где-то там на чем-то экономить. Чиновники считают, что если есть льгота, то лизинг использует ее исключительно для целей незаконного обогащения, а значит, бюджет недополучает доходов. И доказать обратное нам очень сложно, потому что лизинговое сообщество не консолидировано. Нас не воспринимают как отрасль в принципе. Поэтому нам необходимо объединяться, чтобы отстаивать свои позиции и элементарно показывать власти, чиновникам, где они могут довершать ошибки.

СПРАВКА
В 2001 году в главу 25 Налогового кодекса были внесены две важные поправки. Первая позволяла лизингополучателю относить платежи по договору на затраты, что уменьшало его облагаемую базу по налогу на прибыль и приносило налоговую выгоду. Вторая разрешала применять к оборудованию, приобретенному в лизинг, повышающий коэффициент амортизаии(максимум 3): предприятие могло экономить на налоге на имущество, поскольку списывало оборудование втрое быстрее. Поправки сделали лизинг конкурентом кредиту и во многом способствовали росту рынка финансовой аренды.
В 2009 году по инициативе Минфина режим ускоренной амортизации был отменен в отношении первых трех групп групп имущества (со сроком полезного использования до 5 лет: легковые автомобили с объемом двигателя до 3,5 л, компьютерное оборудование, несложные станки и пр.): ведомство посчитало, что оно и без того списывается достаточно быстро. Параллельно в НК внесли поправки, предусматривающие возможность использования амортизационной премии: при покупке оборудования компания может списать в затраты до 30% его стоимости, но это оборудование должно находиться на ее балансе на менее пяти лет. Если оборудование продается, амортизационная премия восстанавливается. Инструмент не нашел широкого применения при покупке оборудования в лизинг: сделки чаще всего заключаются на срок до 3 лет.

В «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годы» указано на необходимость анализа практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации и поставлен вопрос об их дальнейшем применении. Мотивация - унификация налогового законодательства и сокращение налоговых льгот.


Комментарии
 

comments powered by Disqus