26.09.2017

Минпромторг упростил порядок организации розничных рынков

Минпромторг упростил порядок организации розничных рынков

Ведомство разработало пакет законопроектов, упрощающих порядок организации розничных рынков и осуществления на них торговой деятельности. Действующим законодательством установлены излишне жесткие условия для осуществления торговой деятельности на розничных рынках.

«Избыточное администрирование привело к соответствующим последствиям. Так, по данным Росстата за период с 2010 года по 2017 год доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли (по формам торговли) в целом по стране снизилась с 12,4% до 6,6%. Количество рынков за последние 10 лет сократилось почти в 5 раз с 5892 до 1158 единиц, — рассказал статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. — Удручающая ситуация с рынками сложилась даже в традиционно «рыночных» южных регионах страны. Например, в Краснодарском крае за 10 лет количество рынков сократилось с 380 до 38 (в 10 раз), в Ростовской области с 222 до 56, в Волгоградской области со 136 до 34. Схожая ситуация и в других регионах России».

По словам замминистра, рынки и ярмарки крайне важны для продовольственной безопасности страны: «Зачастую они являются единственными гарантированными каналами сбыта для мелких и средних сельхозпроизводителей и производителей продуктов питания. Населением и фермерскими хозяйствами производится огромный объем продукции»

По данным Росстата, в 2016 году половина сельхозтоваров была произведена в хозяйствах населения и фермерских хозяйствах. По некоторым товарам доля этих категорий производителей и вовсе определяющая: по картофелю — около 90%, овощам — 85%, по мёду — почти 100%. Весомая доля указанных хозяйств в общем объеме производства и по другим группам продуктов питания: по скоту и птице — порядка 30%, молоку — 50%, яйцам — 20%.

Однако в товарном обороте участвует лишь незначительная часть этой продукции — около 15%. Это обусловлено, в первую очередь, проблемами с реализацией.

«Сокращение рынков и малых торговых форматов привело к тому, что мелкие и средние производители испытывают серьезные трудности со сбытом. Потребители же не получают всего спектра и ассортимента производимых продуктов питания, — подчеркнул замминистра. — Можно с уверенностью сказать, что до того момента, когда началось резкое сокращение количества рынков и иных малых форматов, в России не было никакой проблемы «диктата сетей над производителями. Последние имели возможность воспользоваться иными каналами сбыта».

По словам представителя ведомства, сейчас же производители искусственно поставлены в ситуацию, когда им попросту некуда деваться, кроме как сотрудничать с торговыми сетями: «Те же производители, которые в силу объективных причин не имеют возможность работать с сетями, вынуждены постепенно сокращать производство и закрываться из-за отсутствия сбыта. Предлагается признать утратившим силу ФЗ 2006 года «О розничных рынках», а обновленные нормы, регулирующие рыночную торговлю, включить в общий для всех форматов торговли федеральный закон «О торговле».

Изменения коснутся исключения целого ряда избыточных требований, устанавливающих необоснованные ограничения и обязанности управляющих компаний. Таких жестких требований нет по отношению ни к торговым центрам (комплексам), ни к иным форматам торговли, что и сказалось на количестве рынков.

Предлагается исключить следующие пункты:

— требование об организации рынка исключительно в соответствии с планом, который утверждается органом государственной власти субъекта РФ и регламентирует не только места расположения рынков, но и даже их количество и типы;

— требование о предельном сроке действия разрешения на право организации рынка (сейчас разрешение может быть выдано максимум на 5 лет). Предлагается выдавать разрешения бессрочно или на срок действия аренды земли и иного имущества для организации рынка, а также на срок безвозмездного пользования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

— требование, согласно которому продажа товаров с автотранспортных средств на рынке, за исключением ряда случаев, запрещается. Это противоречит самой сути рыночной торговли;

— требование о необходимости оформления карточки продавца, а также другие избыточные требования.

Предлагается сократить перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на право организации рынка и сократить количество оснований, по которым заявителю может быть отказано в предоставлении такого разрешения. Изменения коснутся корректировки положения об использовании на рынках исключительно капитальных зданий, строений, сооружений. В настоящий момент в городах-миллионниках любые рынки должны работать только в капитальных зданиях. Предлагается установить, что в миллионниках в составе рынка должно быть капитальное здание, что не исключает осуществления сезонной торговли плодоовощной продукцией на внешних площадках в пределах земельного участка, принадлежащего рынку.

«Реализация указанных предложений существенно облегчит процесс создания новых розничных рынков, функционирования существующих, а также будет стимулировать увеличение количества малых предпринимателей, профессионально осуществляющих торговлю на розничных рынках, — сказал Евтухов. — Подход Минпромторга по максимальному упрощению создания и деятельности рынков полностью поддержан регионами России».

Комментарии

Еще в сюжете «Экономика регионов»

Материалы по теме

Сигма создает производство растительных масел полного цикла

Основные вызовы аграрного сектора

Пермский кластер получил официальный статус

Сельхозпроизводители в рамках госинтервенций на Урале продали 164,7 тыс. тонны зерна

Объем производства сельхозпродукции в Пермском крае вырос на 4%

Сельхозпроизводители в мае продали через ММВБ-Урал 18,66 тыс т зерна