22.04.2014

Методолгия Национального рейтинга инвестпривлекательности содержит ряд системных ошибок

22 апреля на пресс-конференции в Екатеринбурге руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в УрФО Даниил Мазуровский заявил о запуске на территории Свердловской и Челябинской области проекта по созданию Национального рейтинга инвестиционной привлекательности.

Работа над составлением рейтинга началась 1 апреля. Его задача - оценить усилия губернаторов и их команд по созданию комфортной среды для бизнеса. Сопредседателями Рейтингового комитета выбраны гендиректор АСИ Андрей Никитин, президент РСПП Александр Шохин, президент ТПП РФ Сергей Катырин, президент «Опоры России» Александр Бречалов, сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик.

В пилотном режиме в проекте будут участвовать 22 региона, в том числе два с территории Урала и Западной Сибири - Свердловская и Челябинская области. Результаты этого этапа будут представлены на Санкт-Петербургском экономическом форуме в мае этого года.
Методологией рейтинга занималась Boston Consulting Group (BCG). Согласно ей, будет оцениваться регуляторная среда (качество предоставления госуслуг), эффективность институтов, доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса, а также эффективность развития малого предпринимательства. В общей сложности будет учитываться 60 параметров.

Руководитель российской группы экспертов проекта Doing Business, директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев считает курс на создание системы оценки действий региональных властей правильным, однако обращает внимание на ряд методологических ошибок.

- Стремление оценивать инвестклимат в регионах по достаточно простому набору показателей - явление позитивное. Запуск этого процесса заставляет людей двигаться, меняться, предпринимать усилия. Однако методология рейтинга пока вызывает множество вопросов. В ее основе нет системных конкретных показателей, по которым можно было бы оценивать усилия губернаторов. Какие это могут быть показатели? Экономический рост, объем инвестиций, количество рабочих мест, налоговая база и т.д. Во-вторых, в методологии BCG нет механизма ответственности за принимаемые решения. По сути дела ее авторы дают властям инструкцию, как прикрутить гайки, а то что, в итоге машина так и не поехала - не проблема чиновников. И, это на мой взгляд, системная ошибка.

Комментарии
 

comments powered by Disqus