23.03.2021

Зачем Роскосмос включился в развитие частной космонавтики: комментарий экс-сотрудника NASA

Зачем Роскосмос включился в развитие частной космонавтики: комментарий экс-сотрудника NASA

Ставится задача на внебюджетные средства разработать сверхлегкую ракету стартовой массой 20 тонн

Перед департаментом перспективных космических систем Роскосмоса поставлена задача создания в рамках федеральной целевой программы «Сфера» группировки космических аппаратов на внебюджетные средства, то есть на частные деньги. Об этом рассказал журналу «Эксперт-Урал» Роман Жиц, ведущий специалист инфраструктурного центра «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ, объединение представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей). Он окончил космический факультет МАИ, учился в аспирантуре аэрокосмического факультета штата Северная Каролина, а затем работал в центре NASA имени Эймса (до 2011 года), занимаясь исследованиями в области планирования пилотируемых экспедиций на Марс.

— В Роскосмосе нам сказали: «Мы были бы очень рады, если бы вы (российские частные компании при координации «Аэронет-НТИ». — Ред.) создали сверхлегкую ракету с разгонным блоком и предложили нам услугу запуска с ее помощью малых космических аппаратов». Поэтому они к нам развернулись и помогают, создали с нами рабочую законодательную группу, где рассматриваются вопросы сертификации и технической документации, которая может быть использована частниками для создания ракетно-космической техники, — сообщил Роман Жиц.

При этом эксперт подчеркнул, что Роскосмос вполне способен сделать сверхлегкую ракету стартовой массой 20 тонн самостоятельно в рамках предприятий госкорпорации: «И способен сделать лучше нас. Но это будет долго и очень дорого. Роскосмос — огромная забюрократизированная организация, и люди там это понимают, поэтому сами выступают за появление альтернативы, за то, чтобы изменить процесс создания ракетно-космической техники, делать ее быстрее и дешевле, для более широкого круга потребителей».

Докажи, что при запуске не взорвется

Главные вопросы, которые предстоит решить для развития российской частной космонавтики, касаются не столько финансов и технических решений, сколько отраслевых стандартов и сертификации техники, отдельных узлов и агрегатов.

— Чтобы делать ракету дешевле и быстрее, надо согласовывать с ЦНИИмашем (головной научно-исследовательский институт Госкорпорации «Роскосмос». — Ред.), насколько ее можно упростить, чтобы она все-таки взлетела. Потому что у них настоящая экспертиза, а не у нас. Люди на этом деле собаку съели. То есть речь идет прежде всего о нормативно-технической базе, а там почти все документы для служебного пользования, — пояснил Роман Жиц. — Поэтому в рамках созданной с Роскосмосом рабочей группы по частной космонавтике мы создали дорожную карту и уже прописали некоторые вещи, какие нормативно-технические акты и базы необходимо упростить, чтобы частным и университетским командам было удобно по ним работать, чтобы ускорить и удешевить весь цикл разработок. Ведь что толку от технического проекта, даже если он хорошо проработан на бумаге или компьютере? В реальности надо все сертифицировать — от двигателя до электронасоса — и доказать, что у тебя это не взорвется при запуске.

Многоступенчатый выход в космос

В марте этого года прошло первое заседание конкурсного жюри рабочей группы «Аэронет-НТИ» по проектам ракеты-носителя сверхлегкого класса и разгонного блока, на котором присутствовали эксперты, представлявшие ГК Роскосмос, ЦНИИмаш, Фонд Перспективных Исследований, АГАТ, ВЭБ Венчурз и др. Командами, участвующими в конкурсе, были представлены инженерные записки, обосновывающие облик в шести проектах ракеты-носителя сверхлегкого класса и в пяти проектах разгонного блока. Почти все команды-участницы базируются на трех центрах вузовских компетенций в космической технике —  МГТУ им. Баумана, петербургский «ВОЕНМЕХ» и Воронежский государственный технический университет. По словам Жица, представленные на конкурсе команды «работают за периметром Роскосмоса и представляют собой коммерческие компании, заточенные на создание продуктов и получение прибыли».

— Жюри объявит результаты ко Дню космонавтики 12 апреля. Это будет минимум две, а может быть, и три команды, которые пройдут на следующий этап и начнут готовить аванпроект (совокупность работ, которые выполняют перед проведением опытно-конструкторских работ с целью технико-экономического обоснования целесообразности разработки продукции и путей ее создания, производства и эксплуатации. — Ред.), — отметил Роман Жиц. — Этап по отбору аванпроектов планируем запустить и, возможно, завершить в этом году. Следующий этап — по отбору эскизных проектов — начнем не раньше следующего года.

В прошлом году соруководитель рабочей группы «Аэронет-НТИ», президент Московского космического клуба, космонавт-испытатель Сергей Жуков сообщил, что первый запуск в космос российской сверхлегкой ракеты от частной компании может состояться через три-пять лет.

— Для начала мы все-таки ориентируемся на создание одноразовой ракеты сверхлегкой массы. Это не то, что делает Илон Маск с возвращаемыми ступенями. Но удешевление возможно и в одноразовой ракете — за счет использования новых материалов, напечатанных двигателей, оригинальной системы подачи топлива и т.д. Мы ставим задачу, чтобы старт ракеты с полезной нагрузкой стоил не дороже 3 млн долларов. Если у коллективов разработчиков, которые мы поддерживаем, получится создать такую ракету, это будет очень серьезный (и инженерный, и экономический) шаг вперед. Запуск ракеты вполне реалистично осуществить в 2023 — 2025 годах.

Иллюстрация: http://nti-aeronet.ru

Еще в сюжете «Компании, меняющие мир»

Материалы по теме

Космическое притяжение инноваций

Пермь космическая: стартовая площадка и место приземления

В Тюмени прошел I Межрегиональный форум технологических компаний

Дешевый и «воздушный»

Высоко целятся

ГЛОНАСС по-пермски