10.04.2015

В Казань на выходные

В Казань на выходные

Казань — идеальный город для тех, кто хочет познакомиться с возможностями внутреннего туризма, но боится в нем разочароваться

В 2014 году Казань посетило 2,5 млн туристов — это в два с лишним раза больше населения города, за последние пять лет туристический поток вырос на 80%. Чтобы оценить последнюю цифру, мы сравнили динамику количества размещенных в гостиницах человек за этот же отрезок времени по всем субъектам РФ (статистика по городам, к сожалению, не публикуется). В плюсе помимо Татарстана оказались всего три: Москва — на 30%, принимавший Олимпиаду Краснодарский край — на 4%, и Чечня на почти нулевой базе показавшая 20-кратный прирост. Опыт Казани, таким образом, можно признать уникальным.

Поездка в Казань в последние годы стала настоящим мейнстримом. Добрая половина моих знакомых там уже побывала, многие планируют поездку, равнодушных к такой затее — единицы. Запатентованное Казанью звание третьей столицы России меня, жителя Екатеринбурга, свято верящего в то, что третья столица — именно Екатеринбург, какое-то время назад коробило. Но теперь я понимаю, что главный город Татарстана имеет на него полное право.  

Слушай

Реакция коллег и товарищей на известие о том, что я собираюсь в Казань, была удивительно единодушной. «О-о-о! Тебе очень понравится!», — говорили те, кто там уже был. «Вези чак-чак!», — те, кто не был. Прогнозы первых сбылись, желания вторых исполнились, а я, наконец, понял, за что все так полюбили Казань.

Первое — город способен удовлетворить абсолютно любых туристов. Тех, чья экскурсионная программа ограничивается местами must see вроде Казанского кремля и Богородицкого монастыря, тех, кто хочет узнать об истории все до мелочей, и тех, кому для знакомства с культурным наследием достаточно селфи на фоне Спасской башни. Для меня очень важно чередовать исторические экскурсии с развлечениями, и я был удивлен, сколько возможностей для этого есть в Казани. Музей советских игровых автоматов с любимыми «Морским боем» и «Баскетболом». Музей советского быта с педальным «Москвичом», который в детстве так и не купили родители. Экскурсии на футбольный стадион «Казань Арена», построенный той же компанией, что занималась лондонским «Уэмбли», где вы увидите джакузи для игроков и специальный лифт VVIP (very-very important person) для главных зрителей матчей вроде президента Татарстана Рустама Минниханова и т.д. 

На самом деле, даже исторические экскурсии в Казани едва ли смогут кого-то утомить. Многие объекты, персоны и события известны со школы. Особенно мне запомнился остров-град Свияжск, который Иван Грозный использовал как базу для захвата Казанского ханства. Тогда еще деревянный град соорудили за тысячу километров от Свияжска, разобрали, сплавили по реке и восстановили всего за месяц. Помимо того, что это интересно само по себе, музей Свияжска построен по лучшим традициям музейного дела: вы можете попробовать себя в качестве археолога, привести в действие различные экспонаты и сфотографироваться в историческом интерьере школьного класса в обнимку с такой же исторической соседкой.

Вторая особенность Казани — это город, в котором то ли благодаря Универсиаде, то ли воле и способностям городских и региональных властей, то ли всему вместе удалось решить больные для российских миллионников вопросы. В столице Татарстана практически нет пробок. На прошлой неделе «Яндекс» зарегистрировал максимум пятибалльный траффик — во вторник и среду с 17:00 до 18:00. Выделенные полосы для общественного транспорта и соблюдение им расписания лишили город необходимости в маршрутках. Чисто, глаза не мозолит наружная реклама, нет киосков, исторические зоны сохранены в первозданном виде — в них не найдешь «стеклянного» офисного центра. «Я думала, в России такого не бывает», — сказала одна участница моей группы.

Третья — здесь очень серьезно относятся к туризму, поэтому ваше знакомство с Казанью едва ли будет менее комфортным, чем с какой-нибудь европейской столицей. Судите сами: Казань — первый город России, в котором был запущен экскурсионный автобусный маршрут. Причем организован он крупнейшей мировой компанией, работающей в этой сфере — City Sightseeing Worldwide (такие же автобусы ездят по Лондону, Барселоне, Нью-Йорку и т.д.). Пока маршрут один, но будущим летом администрация планирует запустить второй. Русско- и англоязычным зрителям Татарского государственного академического театра (все выступления в нем на татарском) выдают оборудование для синхронного перевода. Туристический сайт Казани gokazan.ru недавно был признан лучшим официальным сайтом о городе России, а Татарстан — лучшим регионом для путешествий (речь идет о различных премиях в сфере туризма). Каждый раз, когда во время прогулки у меня возникал вопрос, куда идти дальше, я натыкался на стенд с картой и обозначенными на ней ближайшими достопримечательностями — ощущение для России непривычное.

— Успех развития туризма в каждом конкретном регионе зависит в первую очередь от его руководителя. Президент Татарстана Рустам Минниханов активно занимается им последние пять лет, видит в туризме большой потенциал, соответственно, все остальные структуры подстраиваются под эту генеральную линию. Это касается вложений в туристическую инфраструктуру, в материально-техническую базу музеев, в продвижение и т.д. Частично наш опыт можно транслировать на другие регионы, но многое в нем все-таки зависит от личного фактора участия в развитии туризма президента республики, — раскрывает секрет казанского феномена председатель государственного комитета Татарстана по туризму Сергей Иванов.

И смотри

Теперь о насущном. Мы проанализировали основные виды транспорта, которые жители столиц субъектов Большого Урала могут использовать для того, чтобы добраться до Казани (см. таблицу). Из Кургана и Уфы в столицу Татарстана можно поехать на автомобиле. Из других городов будет тяжеловато, если вы, конечно, не любитель придорожных пельменных и группы «Любэ» («Дорога, дорога, осталось немного…»). Наиболее интересным способом доставки себя в Казань для жителей Екатеринбурга, Перми, Тюмени и Кургана представляется поезд. Небольшой проигрыш по времени движения автомобилю железная дорога компенсирует комфортом и ценой. Купейный билет, к примеру, из Екатеринбурга в Казань обойдется вам минимум в 2760 рублей. Из других городов прямых поездов до столицы Татарстана нет, поэтому путешественникам предстоит запастись терпением. В летнем расписании аэропорта Казани есть рейсы из Челябинска, Перми, Уфы и Оренбурга. Часть из них субсидируется, поэтому стоимость билетов выглядит вполне адекватной.

Также путешественникам из Екатеринбурга стоит обратить внимание на новый продукт «дочки» РЖД компании «РЖД Тур». 8 мая в Казань отправится первый туристический поезд выходного дня. Экспериментальная программа рассчитана на один день пребывания в столице Татарстана с экскурсиями без ночевки в гостинице. Стоимость для взрослого — 6 тысяч рублей. В дальнейшем в «РЖД Тур» обещают запустить двухдневные программы, свозить туристов на Чемпионат мира по водным видам спорта (пройдет в Казани в августе), запустить аналогичные поезда из Екатеринбурга в Верхотурье, так что к этому способу передвижения  стоит присмотреться.

Что касается отельной базы, то, по данным Ростуризма, Татарстан на начало 2015 года по количеству средств размещения уступает только Краснодарскому краю. Минимальная стоимость двухместного номера с удобствами и завтраком на одну ночь с 10 мая при бронировании 10 апреля, если верить booking.com, составляет 2 тысячи рублей, максимальная  —  15 тысяч. В городе работает 36 хостелов.

Если говорить о расходах на питание, музеи и прочее, то пора удивиться еще раз. Портал Travel.ru недавно признал Казань самым дешевым городом для путешествий. По подсчетам его экспертов, провести 14 февраля вдвоем в столице Татарстана можно было всего за 2430 рублей (без учета транспорта).

В 2020 году Казань рассчитывает принять 5,8 млн туристов, вновь продемонстрировав двукратный прирост этого показателя за пять лет. Чтобы представить масштабность задачи, отметим — примерно столько же сегодня принимает Москва. Известная татарская пословица: «время не придет — цветок не распустится». В Казани уже распустился букет.

Анализ транспорта для организации поездки в Казань из столиц субъектов Большого Урала
Город Автомобиль₁ Поезд ₂ Самолет
Расстояние, км Время, ч Время, ч:м Стоимость, плацкарт/купе Авиакомпания Частота, дней в нед. Стоимость ₄
Екатеринбург 989 13 13:20 1576/2760 нет
Челябинск 945 13 нет прямого Ангара 2 7130
Пермь 595 9 13:52 1365/2484 Оренбуржье 6 3185
Тюмень 1322 18 20:12 2057/3302 нет
Уфа 525 7 нет прямого ЮТэйр 2 3475
Курган 1211 17 21:09 2236/3591 нет
Оренбург 717 10 нет прямого Оренбуржье 6 4185
Ижевск 379 5 4:48 943/1400 нет
Ханты-Мансийск₃ 1830 24 нет прямого нет
Салехард₃ 2583 42 нет прямого нет
₁ по данным google maps
₂ учтено время движения самого быстрого поезда и минимальная стоимость билета на 10 мая при покупке 10 апреля, если 10 мая прямых поездов нет, анализировались следующие два дня
₃ рассматривались поезда от станций Нягань и Лабытнанги
₄ стоимость билета в одну сторону с вылетом 10 мая (или ближайшие даты) при покупке 10 апреля 

Выражаем благодарность за организацию поездки государственному комитету Республики Татарстан, компании «РЖД Тур» и лично исполнительному директору Уральской ассоциации туризма Михаилу Мальцеву

 

Комментарии

Еще в сюжете «Выездной туризм»

Материалы по теме

РЖД спасет туризм

В Екатеринбурге упали цены на посуточную аренду жилья

АЦ «Эксперт-Урал» прокомментировал Перспективы развития инфраструктуры Свердловской области в рамках проекта «Самоцветное Кольцо Урала»

Прием на высшем уровне

Свердловская область – лидер по продажам путевок за границу среди субъектов РФ

Территория сильных

 

comments powered by Disqus