11.08.2020

В Екатеринбурге стартовал фестиваль фортепианной музыки Green Royal Fest

В Екатеринбурге стартовал фестиваль фортепианной музыки Green Royal Fest

Пятидневный open air соберет лучших российских пианистов и, вероятно, станет новым уральским брендом

Моросит дождь. Зонты, дождевики. Длинная очередь в сад Вайнера на Первомайской. Встаю в «хвост» и становлюсь участником дискуссии. Не о музыкальном наполнении. Тут все понятно. В Green Royal Fest принимают участие известные российские музыканты — Иван Бессонов, Денис Мацуев, Борис Березовский, Андрей Коробейников, Андрей Гугнин, Даниил Крамер. Спорят о месте проведения, можно ли было организовать такое событие в других городских парках. Большинство за возвращение саду Вайнера статуса зрелищной площадки.

Сад был разбит во второй половине XIX века и принадлежал Общественному собранию Екатеринбурга, здание которого было расположено на углу современных Карла Либкнехта и Первомайской. Летом в саду играл оркестр Общественного собрания. После революции сад несколько раз переименовывали — Клубный, Красной Армии, Центральный городской сад. В 1925 году он перешел в ведение профсоюза железнодорожников и получил свое современное имя. Здесь построили эстраду, танцплощадку, бильярдную. В 1932 году первых зрителей принял мюзик-холл. Долгое время в саду существовал деревянный крытый театр, проводились летние симфонические сезоны. На сцене выступали Утесов, Менакер, Набатов, Муравский, Вертинский, Баянова. Вплоть до 1966 года в саду шли концерты, представления Ленинградского цирка, демонстрировались фильмы, проводились танцы. В 70-е он пришел в запустение. Сейчас у него новый этап — он станет частью проекта архитектурного бюро Захи Хадид. Возвращение исторического предназначения саду Вайнера предусмотрено концепцией нового Концертного зала филармонии. Он станет частью единого общественного пространства и точкой притяжения.

По мнению организаторов фестиваля, за открытыми площадками — будущее культуры

«Сад предполагается вписать в единый комплекс с новым концертным залом, он будет задействован во всей музыкальной жизни филармонии, — рассказал генеральный директор Центра развития социально-культурных инициатив Игорь Дубровин. — Хорошо, что уже сейчас он становится общественно-культурным пространством. В этом плане нет смысла ждать завершения строительства». Директор Свердловской филармонии Александр Колотурский выразил надежду, что фестиваль станет традиционным: «Мы уже работаем с городом по этому поводу. Возможно, сад Вайнера на год-два, пока не начнется строительство нового филармонического комплекса, останется основной площадкой этого фестиваля».

Вечера открытого рояля в Саду Вайнера — беспрецедентный для России фестиваль фортепианного искусства в формате open air. Он знаменует возобновление масштабных культурных проектов после периода ограничений

Еще до пандемии мне удалось поговорить про сад Вайнера с сооснователем британского агентства «HarrisonParrot» Джаспером Пэрроттом. По его мнению, филармонические комплексы обязательно должны быть включены в общественное пространство, приспособлены к разным жанрам и форматам: «Если говорить о строительстве новых концертных залов, в том числе в Екатеринбурге, они не должны быть местом только для привилегированной публики, они должны быть доступны для всех, например, с помощью прилегающих открытых площадок. За последние 20 лет в мире построили больше различных концертных залов, чем за 200 лет до этого. Многие из них очень красивы, но представляют собой лишь светские храмы, которые сооружали без долгосрочных целей и привязки к реальному миру».

Специально к фестивалю в саду Вайнера установлены сцена и партер из 1632 кресел, которые слушатели будут занимать согласно требованиям  Роспотребнадзора. У входа на концертную площадку можно получить маску. Мне выдали дождевик. Удивительно, но он не пригодился. Перед началом Green Royal Fest Александр Колотурский заявил, что о переносах концертов не может быть и речи: «Все шесть музыкантов-участников подтвердили участие в фестивале при любой погоде, а людей, живущих на Урале, погодные сюрпризы не могут застать врасплох». В первый день, во время концертной программы, обошлось без сюрпризов.

Старт проекту дал один из ведущих представителей молодого поколения российских пианистов Иван Бессонов. 10 августа с Уральским молодежным симфоническим оркестром под управлением Антона Шабурова он представил жемчужины фортепианного репертуара: ре-минорный концерт Моцарта, который композитор сочинил за один день (10 февраля 1785 года), а на следующий уже исполнил перед публикой Вены, и знаменитый Первый концерт Чайковского, созданный почти столетие спустя и ставший первым русским фортепианным концертом.

На концерт Иван Бессонов пришел с загипсованной правой ногой, но это не помешало ему виртуозно сыграть произведения Моцарта и Чайковского

Ивана Бессонова екатеринбуржцы помнят как участника «именного» фестиваля Дениса Мацуева и обладателя Гран-при Grand Piano Competition. По количеству золотых медалей международных конкурсов его можно признать чемпионом. Он побеждает в состязаниях, где оценивают виртуозность и глубину, и лидирует там, где в приоритете артистизм и способность покорить аудиторию. В 13 и в 15 лет Бессонов стал лауреатом Grand Piano Competition, а в 14 — победителем Astana Piano Passion (конкурсы возглавляет Денис Мацуев), в 16 — выиграл телеконкурс «Синяя птица» главного российского канала и стал победителем «классического» «Евровидения» в Эдинбурге. За последний год 18-летний музыкант выпустил первый сольный альбом, провел два гастрольных тура с Национальным филармоническим оркестром под управлением Владимира Спивакова, выступил с сольными концертами на центральных площадках Австрии и России, был признан «Открытием года».

Концерты будут проходить в течение пяти дней. 11 августа зрителей ждет встреча с фортепианным дуэтом Андрея Коробейникова и Андрея Гугнина. 12 августа в программе — концерт «Фортепиано в джазе» с участием Даниила Крамера, Сергея Васильева и Павла Тимофеева. 13 августа — сольный фортепианный концерт Бориса Березовского. 14 августа ярким завершением фестиваля станет выступление Дениса Мацуева с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса.

По словам организаторов, «одна из причин, почему так быстро, в течение одного дня, музыканты откликнулись на предложение, потому что они знают, кто их здесь ждет, они знают нашу публику, они восхищены ей»

Организаторами Green Royal Fest выступают Свердловская филармония и Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области. Фестиваль осуществляется при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры Свердловской области и Управления культуры Екатеринбурга.

Справка

Согласно концепции Zaha Hadid Architects, не имеющий аналогов новый комплекс Свердловской филармонии будет состоять из четырех залов: два будут сохранены в историческом здании, еще два акустических зала общей вместимостью до 2 тыс. мест — построены рядом. Предполагается, что и залы, и фойе для зрителей, и парадная площадь перед филармонией, и преображенный сад Вайнера будут взаимоувязаны. Основной новый зал будет построен в форме виноградника, с креслами, окружающими сцену. Этот подход к организации пространства концертного зала уже получил признание ведущих музыкантов мира, однако в России он будет применен впервые. Малый зал филармонии предполагается расположить так, чтобы симфонический оркестр выступал на фоне ландшафтной композиции сада Вайнера. Особое внимание авторы проекта намерены уделить вопросам акустики и созданию комфортных условий для всех зрителей, включая детей, пожилых и людей с инвалидностью.

Еще в сюжете «Urban Talks»

Материалы по теме

Первый фестиваль Green Royal Fest — Вечера открытого рояля — стартует 10 августа в Саду Вайнера в Екатеринбурге

Музыкальное безумство

О важности иррационального

Мегаполис будущего: каким может стать Екатеринбург?

Пермская гордума поддержала реновацию территории Ремпутьмаша

Как из городов прошлого сделать города будущего