01.07.2020

Чем голосование по Конституции 1 июля отличается от референдума

Чем голосование по Конституции 1 июля отличается от референдума

Это две схожие процедуры, но отличающиеся по некоторым принципиальным моментам. Давайте разберемся

1 июля проводится «общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации». Хотя до этого россияне голосовали достаточно часто, именно такая процедура проходит впервые. Специфика «общероссийского голосования» в том, что это не референдум, предусмотренный статьей 3 Конституции РФ как «высшее непосредственное выражение власти народа». Так в чем же различия?

Не стали заморачиваться

Как указано выше, референдум предусмотрен Конституцией России, а «общероссийское голосование» — нет.

Правила проведения референдума в нашей стране определяются двумя федеральными законами: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (№ 67-ФЗ от 12.06.2002) и «О референдуме Российской Федерации» (№ 5-ФКЗ от 28.06.2004).

До марта этого года такого правового понятия, как «общероссийское голосование», не существовало. Его ввел федеральный конституционный закон «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (№ 1-ФКЗ от 14.03.2020).

Сегодня часто можно встретить утверждения о том, что общероссийское голосование по Конституции 1 июля имеет форму плебисцита, что-то вроде всенародного социологического опроса, результаты которого будут необязательны для исполнения органами власти. И в этом якобы главное отличие данной процедуры от референдума, результаты которого имеют силу закона. В действительности это не так. В пункте 5 статьи 3 № 1-ФКЗ прямо говорится: «Изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании. Если за изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, проголосовало менее половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании, такие изменения не считаются одобренными и статья 1 настоящего Закона не вступает в силу».

То есть утверждение о том, что власти якобы обезопасили себя в случае неодобрения гражданами конституционных поправок на общероссийском голосовании и именно поэтому не назвали эту процедуру референдумом, не соответствует действительности. Почему же тогда общероссийское голосование 1 июля не назвали референдумом? Власть не перестраховалась, она просто не стала заморачиваться.

А мороки с референдумом достаточно много. В соответствии с № 5-ФКЗ, референдум не может быть проведен в последний год полномочий Государственной думы ФС РФ (следующие выборы депутатов ГД должны пройти в сентябре 2021 года, существовала вероятность того, что из-за пандемии коронавируса голосование по конституционным поправкам пришлось бы перенести на осень 2020 года). По тому же закону при назначении референдума президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье (1 июля 2020 года — среда). В отличие от референдума, инициатива проведения общероссийского голосования принадлежит исключительно президенту (по № 1-ФКЗ).

Если для наблюдения за проведением референдума своих наблюдателей в избирательные комиссии вправе назначить политические партии и иные общероссийские общественные объединения (по № 5-ФКЗ), то на голосование по конституционным поправкам 1 июля — только Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов федерации (по № 1-ФКЗ).

В федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» отдельно прописываются права представителей СМИ, которые освещают подготовку и проведение референдума. В числе этих прав — присутствие на заседаниях комиссий референдума и на избирательных участках в день голосования и в дни досрочного голосования, ознакомление с протоколами избиркомов об итогах голосования на референдуме и др. В процедуре проведения голосования по конституционным поправкам 1 июля о правах СМИ не говорится ни слова (по № 1-ФКЗ).

Агитация без границ

Принципиальные отличия в проведении референдума и общероссийского голосования 1 июля касаются правил агитации. По сути, такие правила в последнем случае (по № 1-ФКЗ) вообще отсутствуют. В законе же о референдуме они прописаны очень четко, приведем здесь наиболее важные:

— в день голосования до момента окончания голосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть интернет);

— в течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума, иных исследований, связанных с референдумом, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть интернет);

— проведение агитации по вопросам референдума начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего фонда референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования;

— референдум и его результаты в период кампании референдума не могут быть объектом лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр;

— запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы <…> органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления; лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим с использованием преимуществ должностного или служебного положения <…>.

О том, насколько демократичной является процедура проведения общероссийского голосования 1 июля, судить вам, уважаемые граждане России. А лично мне хочется в связи с этим передать горячий привет всем членам избирательных комиссий и своим коллегам с Первого канала и государственного телеканала «Россия».

Материалы по теме

За себя и за «Родину»

Охотники до «ведьм»

Похоже на саботаж

Если по совести — можно быстрее

Продавать, но не за деньги

Dura lex, ой, дура…