08.06.2018

Банковская гарантия уходит в онлайн

Банковская гарантия уходит в онлайн

Экономика и финансы/банковские технологии

Основным конкурентным преимуществом банковской гарантии становится не столько цена, сколько скорость выдачи в удаленном режиме

1 июня вступило в силу постановление правительства РФ, ужесточающее требование к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов.

Аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» на основе статистики проанализировали «вес» этой услуги в банковской деятельности и предложили участникам рынка и экспертам обсудить результаты исследования в ходе заочного круглого стола.

Закупки с гарантией

Банковская гарантия — один из способов снижения рисков и экономии оборотных средств в хозяйственной деятельности. «Банковская гарантия по своей природе является надежным инструментом обеспечения обязательств клиента перед третьими лицами — по коммерческим сделкам, а также в рамках исполнения норм налогового и таможенного кодексов», — формулирует плюсы продукта директор департамента торгового финансирования Росбанка Марианна Кузанова.

На российском рынке этот продукт используется преимущественно в сделках, связанных с исполнением заказов в рамках государственных контрактов.

Основанием для применения служат два закона — 44-ФЗ, регулирующий госзакупки, и 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства: победитель конкурсов и тендеров обязан в течение пяти дней предоставить обеспечение контракта в виде денежных средств или банковской гарантии. По словам заместителя управляющего филиалом Абсолют Банка в Екатеринбурге Екатерины Богатовой, чаще всего менеджеры компаний выбирают второй способ: «Предприятию невыгодно отвлекать оборотные средства, когда их можно разместить под 6 — 7% годовых и тем более невыгодно оформлять кредит по ставке существенно выше 10%. Гарантия обходится существенно ниже — 4 — 6% годовых от суммы обеспечения»

Рынок банковских гарантий вырос за счет госконтрактов

По мнению управляющего Западно-Сибирским филиалом банка «Открытие» Виталия Мосунова, спрос на продукт во многом формируется под влиянием растущего тренда участия бизнеса в исполнении заказов госорганов и крупных госкомпаний: «Предприниматели активно развивают свою деятельность в сегменте госзакупок: участие в аукционах и тендерах является для них каналом выхода на такого заказчика, как государственная или муниципальная структура с высокими гарантиями исполнения обязательств по контрактам».

Риски банков в данной конструкции действительно сводятся к минимуму: контракты оплачивает государство, которое жестко контролирует исполнителей обязательств по контактам.

Поле для работы банков расширяется: по итогам 2017 года количество закупок поставщиков в сегменте малого и среднего предпринимательства выросло более чем в два раза: с 2,1 до 5,6 трлн рублей, в том числе услуг на 2,3 трлн рублей выполнено в рамках 44-ФЗ и 3,3 трлн рублей — в рамках 223-ФЗ.

Банковская статистика отражает тренд роста спроса на услугу: по нашим расчетам, в 2002 — 2005 годах гарантии составляли 6 — 7% от корпоративных ссуд, а доля гарантий в валюте (преимущественно перед иностранными контрагентами, а также таможней) — 70%. К 2015 году соотношение гарантий и ссуд выросло до 21%, в 2015 — 2016 годах был спад, а в прошлом году мы зафиксировали прирост 18%, что выше, чем прирост ссуд (4%). Доля валютной составляющей в гарантиях в настоящий момент около 30%.

Дефолтность гарантиям по банковской отчетности 2017 года составляет всего 0,7%, показатель чуть выше у отдельных банков, в основном это госбанки (исключая Сбербанк) и квазигосбанки, бравшие на себя риски крупных проектов (ВТБ, Россия, Российский капитал, Глобэкс), а также санируемые банки (можно предположить, что был соблазн заработать денег «из воздуха») и банки, активно наращивавшие портфель в прошлом.

Конкуренция в сегменте достаточно высока еще и по причине низкой активности на кредитном рынке: «В условиях стагнации уровня чистой процентной маржи банки стараются диверсифицировать источники доходов, в том числе за счет доходов от гарантий, несущих относительно невысокие риски», — обозначает ее факторы младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина.

Из статистики мы попытались вычленить банки, имеющие высокое отношение гарантий к активам (в расчет мы не брали квазигосбанки, обслуживающие крупные госконтракты и дочки нерезидентов, так как в их балансах преобладают международные гарантии). По этому критерию самый высокий показатель оказался у Совкомбанка, а также связанного с ним Росевробанка и у банка «Восточный Экспресс». В отличие от рынка кредитования доля Сбербанка в сегменте гарантий существенно ниже (26% против 37%).

Самое большое соотношение гарантий к ссудам оказалось у группы малых и средних московских банков (59%), следом за ними идут иностранные дочки 37%, региональные (26%), у госбанков это соотношение составляет 16%.

Бумага обрастает цифрой

У любой услуги основная конкурентная составляющая — цена. «Стоимость выпуска гарантии определяется рейтингом клиента, его финансовым состоянием, наличием или отсутствием ликвидного обеспечения, параметрами конкретной гарантии, а также рыночными факторами» — формулирует условия ценообразования в сегменте гарантий Марианна Кузанова.

По словам Людмилы Кожекиной, стоимость гарантий варьируется в зависимости от размера, срока гарантии, цели и наличия обеспечения, а также качества принципала: «В среднем по рынку стоимость длинных гарантий (от одного года) на исполнение госконтракта составляет от 2% до 5% годовых. Стоимость коротких гарантий, например, на возврат аванса — 1 — 2%.

Однако в последнее время существенной компонентой конкуренции в сегменте становится скорость, утверждает Евгений Крымов, эксперт компании СКБ Контур.  

— После публикации итогового протокола аукциона у победителя есть всего пять дней на то, чтобы подписать контракт со своей стороны и предоставить обеспечение контракта, то есть банковская гарантия нужна клиентам максимум за пять календарных дней. Учитывая эти условия, многие банки используют собственные онлайн-системы для обработки заявок. Это позволяет давать ответ по запросу в течение часа, а получение гарантии занимает примерно сутки. Ускорить процесс помогает банкам закон «Об электронной подписи», который облегчает работу с документами. Клиентам больше не нужно лично посещать банк, достаточно подписать скан-копии документов квалифицированной электронной подписью. Вторым ускорителем процесса стали системы скоринга и проверки клиентов. Банки интегрируют их с сервисом по выдаче гарантий, и информация из заявки клиента и открытых источников обрабатывается в автоматическом режиме. В результате банк получает «горячего» клиента, для проверки которого уже не нужно задействовать много ресурсов. А чем меньше ресурсов тратит банк на обработку заявок, тем более выгодные тарифы сможет предлагать клиентам. Кроме скорости получения гарантии, клиенты пользуются еще одним преимуществом онлайн-сервисов. У них появляется возможность обращаться за услугами не только к одному банку (например, в котором организация обслуживается), а искать наиболее интересные условия в других банках и регионах.

«Внедрение цифровых технологий в гарантийном бизнесе прежде всего коснулось процедур скоринга заявок, а также системы предоставления документов принципалами, — соглашается Людмила Кожекина. — Подобные нововведения позволяют значительно ускорить процедуру оценки принципалов и соответственно сроки предоставления гарантий, прежде всего в сегменте мелких по объему гарантий».

По словам Виталиия Мосунова, клиенты оценили возможность сэкономить свое время на визитах в офис банка и все чаще предпочитают онлайн оффлайну: «Помимо удобства и простоты (минимальный пакет документов), онлайн-сервисы предусматривают ряд дополнительных “бонусов”: сниженную ставку и увеличение максимальной суммы беззалоговых гарантий».

По оценкам Екатерины Богатовой, это следствие реализации общего тренда в банковском бизнесе: «Как показывают исследования, свыше 40% клиентов из числа юридических лиц готовы отказаться от традиционного банкинга и пользоваться только диджитал-сервисами. В сфере банковских гарантий таких клиентов почти 100%.

Высокий уровень технологичности для банков выливается в финансовый результат. Екатерина Богатова иллюстрирует это динамикой продаж продукта в ее банке: "С начала 2018 года Абсолют Банк выдал свыше 24,8 тыс. банковских гарантий на общую сумму 16 млрд рублей (в рамках федеральных законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ и постановления правительства РФ № 615). По данным портала zakupki.gov.ru по итогам четырех месяцев 2018 года Абсолют Банк вошел в топ-3 по количеству выпущенных гарантий до 50 млн рублей среди российских банков".

В мае 2018 года доля рынка Абсолют Банка по 44-ФЗ составляет 11,4%. Примечательно, что буквально за полтора года с момента запуска продукта банку удалось войти в тройку лидеров по этому направлению. В наших планах — подняться на 2 место и получить долю на рынке банковских гарантий в размере 15 — 17% уже до конца 2018 года.

В истории российской банковской системы были ситуации с неисполнением отдельными банками обязательств по гарантиям, и несколько лет назад регулятор решил ввести определенные правила: банки, выдающие банковские гарантии, включаются в перечень организаций, отвечающих «требованиям в целях налогообложения». Этот реестр ведется Минфином и Центробанком. С появлением реестра громких скандалов не случалось. И тем не менее регулятор пошел на формирование более жестких правил. Согласно постановлению правительства, вступившему в силу 1 июня, банки, выдающие гарантии в рамках 44-ФЗ, должны иметь капитал не менее 300 млн рублей и кредитный рейтинг не ниже уровня «BB-(RU)» по национальной рейтинговой шкале агентства АКРА или кредитный рейтинг не ниже уровня «ruBB-» по шкале для АО «Рейтинговое агентство Эксперт РА».

По мнению Марианны Кузановой, ужесточение требований к банкам, которые имеют право выдавать гарантии в обеспечение заявок и исполнения контрактов в сфере государственных закупок, может привести к ограничению или сокращению числа участников. «С рынка уже ушли несколько крупных игроков». Вероятно, этот процесс найдет продолжение», — полагает Екатерина Багатова.

Впрочем, до 1 января 2020 года установлен переходный период, в течение которого банки с рейтингом не ниже уровня «B-(RU)» по шкале АКРА и «ruB-» «Эксперт РА» могут осуществлять выдачу банковских гарантий.

Дополнительные материалы

Рейтинг банков на рынке гарантий на 1.04.2018

Комментарии

Материалы по теме

За три квартала Свердловское УФАС выявило 164 недобросовестных поставщика

В Удмуртии создадут Единую службу госзакупок

В России начала работу новая информационная система госзакупок

"Петон" окажет услуги Газпрому на 50 млрд рублей

ЦСР проанализировал уровень конкуренции на рынке госзаказа в субъектах РФ

Банковская гарантия уходит в он-лайн