Заниматься любовью, а не войной

Хостелы

Хостелы

Последние два года стали бумом открытия хостелов в столицах субъектов Большого Урала. Бюджетные средства размещения пользуются спросом. Но отношение к ним и место хостелов на гостиничном рынке существенно отличаются от принятых в мире

Пипл вписывается к герле. Она говорит:
— Только бед у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нем вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Мэн: — Лет ит би. Ну а ты вообще как, подписываешься?
Герла: — Ну вот, уже подписал!
Пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом, советских хиппи примерно конца 80-х годов
                                                                                                 
                                                                      Степан Печкин. 100 хипповских телег

Количество ночевок в коллективных средствах размещения на территории РФ уменьшилось по итогам трех кварталов 2014 года, по данным Росстата, на 0,2%. Все субъекты Урала и Западной Сибири (за исключением ХМАО) продемонстрировали куда более существенную отрицательную динамику: в Свердловской области, к примеру, количество ночевок упало на 9%, в Башкирии — на 12% и т.д. Впрочем, из-за неразвитости въездного и внутреннего туризма у нас количество ночевок никогда быстро не увеличивалось, повлиять на него могли разве что крупные мероприятия, проходившие в том или ином субъекте.

Одновременно с падением спроса на гостиницы в последние два года в столицах Большого Урала пошло активное развитие рынка хостелов. Поясним: это бюджетные средства размещения, предполагающие размещение в номере с другими людьми, удобства на этаже и пр. Формат появился в Европе в середине прошлого века. Считается, что моду на него ввели хиппи.

Ввиду отсутствия статистики по хостелам мы провели мини-исследование и выяснили, что сегодня в столицах десяти субъектов работает 101 хостел, причем 90% из них открыты в 2013 — 2014 годах. Что запустило развитие у нас этого рынка?

Give peace a chance

По данным сервиса booking.com, лидером по количеству хостелов на территории Большого Урала является Екатеринбург — здесь работает 57 средств размещения такого формата.

Столица Среднего Урала в разы опережает ближайшего конкурента — Пермь, где мы насчитали 13 хостелов. На один меньше в Уфе, отставание других городов еще существеннее, в Кургане и Салехарде хостелы отсутствуют. Цены начинаются с 300 рублей за место в сутки.

— Екатеринбург — второй город в России по количеству хостелов на душу населения (после Санкт-Петербурга. — Ред.), если честно, для меня это остается загадкой, — комментирует основательница сети хостелов «Достоевский» Марина Никифорова. — Могу предположить, что это связано с предстоящим чемпионатом мира по футболу, но едва ли он — основная причина. Город, безусловно, отличается от многих туристической привлекательностью, но есть ощущение, что открывать хостелы в Екатеринбурге стало модно.

Первый российский хостел появился в Санкт-Петербурге в 1992 году. На Урале первопроходцем, по нашим данным (уточнить дату создания некоторых хостелов не удалось) стал екатеринбургский For Friends, открывший двери в 2011-м. Интересно, что столицы страны по количеству хостелов обогнали многие европейские туристические центры. По базе booking.com, в Санкт-Петербурге работает 297 хос­телов, в Москве — 291. А вот, к примеру, в Праге в системе бронирования присутствует только 81.

— Многие владельцы жилой недвижимости стали задумываться, как перейти от обычной сдачи квартир в аренду к полноценному бизнесу, чтобы получать от недвижимости максимум дохода. И тут формат, подсмотренный за границей, пришелся кстати. Его поздний приход в Россию связан с тем, что россияне относительно недавно стали отказываться от пакетных туров, больше путешествовать самостоятельно, в том числе останавливаясь в хостелах. До этого у них просто не было возможности близко познакомиться с этим форматом, — отмечает Марина Никифорова.

–– В сравнении с гостиницей хостел намного легче открыть и содержать, идея его организации многим интересна и считается простой в реализации, — добавляет президент Межрегионального объединения развития индустрии хостелов Яна Окунева. — Но, увы, малый бизнес не всегда оказывается таким простым, как считают многие начинающие предприниматели.

Hell no, we won’t go

Хостелы в России обладают рядом особенностей. Первая — клиенты. Если в Европе основная доля постояльцев хостелов приходится на путешествующую молодежь, то в России структура более разнообразна — в нее входят все, кто ищет недорогое средство размещения.

— Основными клиентами хостелов в региональных городах являются вовсе не путешественники, — отмечает владелец пермского хостела «7 ROOMS» Юлия Никулина. — Наши гости на 70% — студенты-заочники, приезжающие на сессию, участники разных образовательных курсов, семинаров, те, кто приезжает на концерты и т.д. Только 30% гостей можно отнести к путешественникам в прямом смысле слова, к тем, кто приезжает в Пермь посмотреть достопримечательности.

— В моей сети основная аудитория — жители России. Это студенты, туристы и люди, приезжающие в город по делам на один-два дня и не желающие переплачивать за проживание. Иностранцев не так много, но их поток ощутимо увеличивается, — добавляет владелец сети хостелов «Аврора» Иван Шавкунов.

Вторая особенность регионального рынка — лидирование небольших хостелов. По нашим подсчетам, свыше 80% рынка в столицах субъектов Большого Урала занимают хостелы вместимостью до 30 мест, тогда как за рубежом они зачастую имеют более масштабный характер.

Off the pig

По мнению предпринимателей, рынок хостелов разросся до такой степени, что требует вмешательства государства. На законодательном уровне их существование сегодня не регламентируется, стандарты отсутствуют.

— Чтобы цивилизованные хостелы работали на благо туризма, необходимо обеспечить комплексный подход к формированию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых средств размещения.
В этом направлении образовался вакуум, и мы устали в нем существовать. Но работа ведется, Минкульт и Минэкономразвития РФ разработали план мероприятий по совершенствованию законодательной базы, — комментирует Яна Окунева.

В будущее владельцы хостелов смотрят оптимистично. Во многом им, вероятно, поможет непростая экономическая ситуация. Как мы уже писали в статье «Только раз в году», в 2015 году россияне склонны будут использовать внутренние туристические ресурсы. Не исключено, что нежелание отказываться от путешествий на фоне снизившейся покупательной способности заставит некоторых из них обратить внимание и на этот формат размещения.

— С каждым годом количество хостелов будет расти, будет расти их доля в структуре средств размещения. Пока мы не достигли пропорции между хостелами и традиционными гостиницами, которая существует в мире, но для этого есть все предпосылки, — итожит Иван Шавкунов.   

* В подзаголовках использованы лозунги хиппи: «Give peace a chance» («Дайте миру шанс» — название песни Джона Леннона); «Hell no, we won’t go» («Ни черта мы не уйдём»); «Off the pig» («Выключи свинью»; игра слов: «свиньей» назывался пулемет M60, атрибут и символ Вьетнамской войны).

Комментарии

Материалы по теме

Релакс-бизнес

Туристов — вагон

Екатеринбург конгрессный

Плачет девочка в автомате

Туризм с финансовой гарантией

Одна заветная

 

comments powered by Disqus