Песня двигателя

Энергетическое машиностроение

Энергетическое машиностроение

Для отечественного энергомаша открылся внутренний рынок, а девальвация рубля создала большие возможности для экспорта. Чтобы использовать шанс, предприятия занялись модернизацией и созданием новых производств

— Командир, нас окружили!
— Отлично, теперь можем наступать в любом направлении!
Анекдот

Энергетическое машиностроение вошло в список приоритетных отраслей плана, принятого в сентябре на первом заседании экспертного совета по импортозамещению при правительстве Челябинской области. В Свердловской области региональный Минпромнауки уже оказывает организационную и методическую поддержку предприятиям, которые готовят заявки для включения в федеральный реестр промышленных кластеров, в том числе кластера энергетического машиностроения. Это позволит рассчитывать на господдержку из федерального бюджета.

Еще пять лет назад аналитики говорили, что российский рынок продукции энергетического машиностроения может перейти под контроль иностранных компаний. Доля импортного основного оборудования при оснащении компаний электроэнергетики составляла около 80%.  Уже сегодня многие предприятия энергомаша обладают необходим потенциалом и ресурсами для удовлетворения потребностей внутреннего энергетического рынка. Лидер самодостаточных — атомная энергетика: стратегическая отрасль полностью себя обеспечивает. Все неплохо — но не у всех и не во всем.

Выход на замену

Российские энергомашиностроители могут закрыть потребности в паровых турбинах — полностью и на довольно высоком техническом уровне, уверен генеральный директор Уральского турбинного завода (УТЗ, Екатеринбург) Игорь Сорочан:

— Только за последние пять лет мы вывели на рынок несколько новых моделей. Это Т-63 для парогазовых установок (такие турбины работают уже на пяти российских станциях), К-65 (модель турбины средней мощности характеризуется высокой маневренностью и одновременно эффективностью, что как нельзя лучше соответствует задачам развития энергосистем Дальнего Востока и Калининградской области, куда поставляются эти турбины). Необходимо отметить проект турбины Т-295, которую мы изготавливаем для московской энергосистемы. Это самая крупная из теплофикационных турбин в мире по величине отбора на отопление и одна из крупнейших по номинальной мощности. По многим проектам мы работаем совместно с крупнейшими отраслевыми институтами и вузами страны (Московский энергетический институт, Уральский федеральный университет, Всероссийский теплотехнический институт), ведущими отечественными разработчиками программного обеспечения. К примеру, по турбине Т-295 мы сотрудничали с компанией Datadvance, совместно выполнили расчет, подбор и оптимизацию проточной части турбины.

Основные заказчики УТЗ — ведущие корпорации «Газпром энергохолдинг», «Т Плюс», Фортум, Сибэко, Татнефть, РАО ЭС Востока и др.

Экономическая ситуация вынуждает энергетиков сокращать инвестиционные программы, делать акцент на модернизации работающего оборудования: стоимость 1 КВт при модернизации в три-четыре раза меньше, чем при строительстве нового объекта.

Одна из насущных задач — освоение производства запасных комплектов компонентов горячего тракта для установленных на электрогенерирующих предприятиях России импортных газовых турбин (покупать комплекты за рубежом нерентабельно из-за девальвации рубля). Но для этого нужно создавать новые и развивать имеющиеся производства суперсплавов, точного литья и нанесения термобарьерных покрытий и технологии восстановления, стимулировать сертификацию производителей компонентов.

В качестве достойного примера импортозамещения можно привести проект холдинга «Ротек», который в мае этого года на производственной площадке УТЗ открыл Центр восстановления деталей горячего тракта газовых турбин. С его созданием в России появилась возможность проводить полный цикл ремонта деталей крупных иностранных энергетических турбоустановок. В центре также будут выполняться финишные операции при производстве лопаток турбин из заготовок. Стоит отметить, что центр открыт на собственные средства холдинга без господдержки. Сумма инвестиций составила около 1 млрд рублей.

— Драйвером развития энергетики, а значит, и спроса на продукцию предприятий энергомаша, может и должно стать только государство, — считает Игорь Сорочан. — Должна быть принята государственная программа, аналогичная заканчивающейся сейчас программе по договорам предоставления мощности, но нацеленная на поддержку программ модернизации. Энергообъекты России достигли критической отметки выработки паркового ресурса основного оборудования. Очередной пример — недавняя авария на Рефтинской ГРЭС, серьезно повлиявшая на работу части объединенной энергосистемы Сибири.

Разгон газотурбовоза

Еще один успешно реализуемый проект импортозамещения — возрождение литейного производства на Южноуральском арматурно-изоляторном заводе (ЮАИЗ, Челябинская область). Здесь восстановлена отливка комплектующих (шапок) для стеклянных изоляторов, что позволило сократить закупку таких изделий за рубежом. Член правления управляющей организации ЮАИЗ Денис Тасаков:

— Плавка чугуна теперь ведется вместо вагранок на индукционной печи, которая раньше работала только на линейную арматуру. Но для того, чтобы полностью отказаться от импорта, существующих производственных мощностей по плавке чугуна, изготовлению литьевых форм и по разливке металла нам не хватит. Понимая это, мы с коллегами сейчас обсуждаем разные варианты развития литейного производства. Это и организационно-технологические мероприятия, и несколько вариантов инвестиционных проектов.

Не секрет, что современные передовые технологии литья чугуна все равно придется приобретать за рубежом, а это огромные по сегодняшним меркам деньги, акцентирует внимание на проблеме Денис Тасаков. ЮАИЗ обратился в правительство России за поддержкой в реализации инвестиционного проекта, который одобрен Минэкономразвития региона и проходит процедуру конкурсного отбора. Объем инвестиций на предприятии пока не называют.

При активной поддержке госкорпорации «Ростех», Минпромторга РФ и Мин­энерго РФ ведет развитие «наземного» кластера Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). Для полного соответствия заявленных характеристик двигателей ОДК зарубежным аналогам (Siemens и GE), а также для выхода на рынки Китая, Пакистана, Мексики и других стран, корпорация при поддержке Минпрома РФ реализует проект разработки и освоения производства снижающих выбросы вредных веществ в окружающую среду малоэмиссионных камер сгорания (МЭКС) для промышленных газотурбинных двигателей.

— Корпорация придает большое значение разработке МЭКС, так как от этого в значительной степени зависит увеличение объемов поставки «наземной» продукции ОДК на отечественном и зарубежном рынках. Работа ведется в широкой производственной кооперации предприятий ОДК. Летом этого года успешно завершены эксплуатационные испытания МЭКС в составе промышленного газотурбинного двигателя авиационного типа НК-36СТ. По положительным результатам испытаний МЭКС была рекомендована к внедрению в серийное производство, — рассказывает генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов.

ОДК участвует в стратегических проектах, связанных с реализацией политики импортозамещения. В целях повышения устойчивости энергоснабжения Крыма корпорация намерена произвести и поставить для запланированной к сооружению электростанции мощностью 450 МВт в районе Тамани российское газотурбинное оборудование. По заказу и при поддержке Газпрома ОДК разрабатывает промышленный газотурбинный двигатель мощностью 40 МВт для увеличения мощности компрессорных станций. Корпорация создает силовой энергетический блок на базе двигателя НК-361 мощностью 8,3 МВт для газотурбовозов. По заказу РЖД созданы и успешно испытаны два газотурбовоза с такими силовыми блоками. Проектом активно интересуются индийцы.

На волне импортозамещения в производстве энергетического оборудования пытается окрепнуть и малый бизнес — благодаря сотрудничеству с крупными предприятиями и корпорациями. Тюменский завод электротехнического оборудования создан три года назад, сегодня он намерен воспользоваться услугами федерального Фонда развития промышленности.

— В связи с программой импортозамещения мы планируем выпуск нескольких новых линеек продукции, в основном связанных с высоковольтным оборудованием (реклоузеры, ячейки комплектных распределительных устройств и др.), — делится планами директор Тюменского завода электротехнического оборудования Алексей Базака. — Для этого нужно провести модернизацию производства (есть потребность в более точных станках вместо используемых сегодня старых советских, это позволит нам успешно конкурировать в том числе на зарубежных рынках), построить новые производственные помещения. Стоимость инвестпроекта, который планируем реализовать уже в этом году, — около 500 млн рублей. Тюменская область готова нас поддержать в части компенсации первоначального взноса до 50% по лизинговым программам. Нашу продукцию мы уже поставляем по вполне конкурентоспособной цене для РЖД и электросетевых компаний, которые находятся в нашем регионе. После реализации инвестпроекта намерены выйти и на зарубежные рынки — в Германию, страны СНГ и Африки.

Линии сверхвысокого напряжения

Девальвацию рубля многие российские предприятия энергетического машиностроения используют для активного продвижения продукции на зарубежных рынках.

— Стратегия развития нашего предприятия связана с расширением экспорта. ЮАИЗ выпускает продукцию по российскому, европейскому, британскому, американским  стандартам, причем с очень конкурентоспособной на мировом рынке ценой, — отмечает Денис Тасаков. — С учетом интересов нынешних и потенциальных потребителей мы запустили в серийное производство целый ряд совершенно новых стеклянных изоляторов. С этими изоляторами открыли для себя рынок Алжира, Индии, США, Бразилии и многих других стран. Были освоены и сейчас проходят типовые испытания изоляторы для линий электропередачи постоянного тока сверхвысоких напряжений. Такие линии активно строятся в Латинской Америке, Индии, Китае и США. Прорыв на внешние рынки в этом году совершило и направление линейной арматуры. Мы уже сейчас способны поставлять почти в любую страну мира зажимы, поддерживающие и натягивающие провода, новые демпфирующие распорки для высоковольтных линий, а также принципиально новые гасители вибрации и «пляски» проводов. С помощью этих изделий при проектировании и строительстве линий электропередачи можно обеспечить беспрецедентную надежность электрических сетей.

ОДК рассчитывает на поставки энергетического и газоперекачивающего оборудования для нефтегазового комплекса Узбекистана. Маркетинговый анализ показал, что наиболее востребованы здесь газотурбинные установки от 2,5 до 16 МВт, корпорация готова полностью покрыть эту потребность.

Экспорт продукции отечественного энергомаша традиционно ориентирован на рынки стран СНГ и Азии, но здесь ощущается жесткое соперничество со стороны международных корпораций.

— Уральский турбинный завод экспортирует оборудование на устоявшиеся для себя рынки, туда, где хорошо знают нашу продукцию. Это Монголия, Казахстан, Белоруссия, Что касается теплофикационных турбин, то перспективными для нас являются страны Восточной Европы. Сейчас прорабатываем проекты поставок в Хорватию, Сербию и Румынию, — перечисляет Игорь Сорочан. — Сложнее ситуация на рынке конденсационных турбин: нам интересны такие проекты на Кубе, в Иране и Индии, но на этих рынках мы сталкиваемся с очень серьезной конкуренцией со стороны глобальных игроков Alstom, Siemens, GE.

Основной портфель заказов Уралэлектротяжмаша (Екатеринбург) формируют российские государственные компании: энергетические, нефтяные, РЖД. Но на заводе также стремятся воспользоваться открывающимися возможностями за рубежом.

— Широкие возможности для экспорта открываются в связи с активной политикой России по восстановлению тесных экономических контактов со многими странами (сюда можно отнести проекты модернизации энергетической системы Кубы), — считает руководитель отдела по экспортной работе «Уралэлектротяжмаша» Илья Ярыгин. — В целом перспективны для нас регионы, где уже эксплуатируется наше оборудование, поставленное во времена СССР и показавшее за это время высокие характеристики как по надежности, так и по ремонтопригодности. Это СНГ, Ближний Восток, Северная Африка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия.

Отечественный энергомаш несколько сбавил темпы развития в прошлом году, но в 2016-м показывает серьезную динамику как на внутреннем, так и на внешних рынках. Чтобы нарастить ее, важно уметь использовать результаты маркетинговых исследований и формы господдержки, поощряющие как экспорт продукции, так и создание новейших технологий и техперевооружение производства.

Комментарии

Материалы по теме

Минэнерго РФ: ТЭК России зависит от импортного оборудования в среднем на 60%

Вызовы, толкающие вперед

УВЗ возобновляет производство экскаваторов

Совет Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей подвел предварительные итоги реализации программы создания высокопроизводительных рабочих мест

Не в нашу пользу

Технологическая безопасность в опасности

 

comments powered by Disqus