Дикоросы во Францию

Поддержка экспорта

Поддержка экспорта

На стенде автономного округа, организованном Фондом развития Югры совместно с окружным департаментом промышленности, была представлена продукция крестьянских (фермерских) хозяйств Водопьянова, Беккера, Багаевой, Рыбоперерабатывающего комбината Ханты-Мансийский, «Регион-К», «Обь-регион», «Санта-Мария», СПСК «Ермак-Агро» и «Агрофирма». А в дегустационной зоне «Попробуй Югру на вкус!» можно было попробовать рыбные и мясные деликатесы, ягоды, грибы и кедровые орехи

Губернаторы Уральского федерального округа обсудили развитие системы поддержки экспорта продукции АПК

Екатеринбург принял IX межрегиональную агропромышленную выставку. Продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности, разработки для модернизации сельского хозяйства, инновационные технологии, необходимые для обеспечения продбезопасности представили десятки производителей из России и стран ближнего зарубежья. Самые масштабные экспозиции презентовали субъекты РФ, входящие в УрФО.

Достижения регионов в аграрном секторе, товары предприятий-флагманов демонстрировали губернаторы. Глава Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова рассказала, например, об одном из ключевых производителей — Нижневартовском рыбоконсервном комбинате «Санта-Мария», который экспортирует рыбные консервы в Казахстан. В 2018 году общий объем поставленной в соседнее государство продукции составил 16 тонн, за первое полугодие 2019-го — 44 тонны. Общий объем произведенной продукции — около 2 тыс. тонн. Поддержка предприятия за счет средств регионального бюджета — 33 млн рублей, 76% от годовых значений.

— Агропромышленный комплекс стал одним из драйверов роста отечественной экономики, — оценил потенциал отрасли полпред президента РФ в УрФО Николай Цуканов. — В нацпроектах есть задачи, связанные с удвоением объемов экспорта, в том числе и сельхозпродукции до 2024 года. Для достижения этой цели в УрФО есть все предпосылки. Необходимо обратить внимание на проекты глубокой переработки продукции, наращивать объемы производства за счет внедрения новых технологий.

Как увеличить объемы экспорта и поддержать производителей главы регионов обсудили на заседании Совета при полпреде.

Новая экспортная политика…

Минсельхоз РФ сформулировал две задачи по наращиванию экспорта продукции АПК. Первая — увеличение производства продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего продукции переработки: рост обеспечат как действующие предприятия, модернизирующиеся под экспортные задачи, так и вновь созданные. Вторая — создание товаропроводящей инфраструктуры, доступ российских производителей к зарубежным рынкам и устранение торговых барьеров. По данным ведомства, все субъекты РФ согласовали целевые показатели экспорта.

— Для регионов УрФО в стоимостном выражении должно произойти увеличение объема экспорта с 253 до 600 млн долларов. Очередная задача — используя действующие инструменты, незамедлительно включить в процесс продвижение продукции на международных рынках, — обозначил приоритеты Николай Цуканов.

— Для реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в округе запущен одноименный региональный проект. Целевой показатель для агропромышленного комплекса Югры — увеличение объема экспорта продукции на 34%, — поделилась опытом Наталья Комарова. — Вся наша сельхозпродукция поставляется на зарубежные рынки под товарным знаком «Сделано в Югре!». Поддержка экспортоориентированных организаций югорского АПК осуществляется в соответствии с региональной госпрограммой «Развитие агропромышленного комплекса», размер субсидии на продукцию АПК при поставке на экспорт рассчитывается с повышающим коэффициентом 1,15. Есть и другие меры, например, поддержка развития материально-технической базы, компенсация процентных ставок по кредитам, поддержка инвестпроектов. На 1 сентября мы предусмотрели на эти мероприятия 202 млн рублей, израсходовано 103 миллиона — 51%. Ключевые экспортеры Югры — «Санта-Мария», компания «Регион-К» (заготовка и переработка дикоросов), которая сертифицировала продукцию для экспорта в Таиланд и ведет переговоры о поставках во Францию.

Губернаторы субъектов РФ в УрФО обратились к Николаю Цуканову с просьбой поддержать предложения о предоставлении компенсации части затрат производителям по транспортировке продукции, в том числе железнодорожным транспортом, а также по возобновлению практики предоставления субсидий из федерального бюджета производителям продуктов питания на компенсацию части затрат по сертификации продукции.

… и эффективная господдержка

«Для повышения конкурентоспособности аграрной продукции разрабатываются новые и совершенствуются действующие инструменты поддержки, — рассказали в Минсельхозе. — Например, в дополнение к существующему механизму выдачи льготных кредитов введена мера поддержки кредитования предприятий АПК, ориентированных на увеличение объемов производства. Со следующего года ведомство планирует расширить применение индивидуального принципа в оказании господдержки с учетом специфики ведения сельского хозяйства в отдельных регионах страны».

— В рамках реализации федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в округе запущен одноименный региональный проект. Он позволит увеличить число вовлеченных в деятельность субъектов МСП в сельском хозяйстве к 2024 году в 8 раз, — анализирует Наталья Комарова. — Для достижения плановых значений необходимо создать 38 предприятий МСП; принять в члены сельхозкооперативов 69 субъектов МСП. Ежегодный объем финансирования на поддержку АПК — 1,6 млрд рублей: компенсация процентных ставок по кредитам, гранты начинающим и семейным фермерам, возмещение части затрат, связанных с созданием и модернизацией производственных мощностей, субсидии за произведенную и реализованную продукцию. По состоянию на 1 сентября освоение составило 68%. Для развития сельскохозяйственной кооперации за счет окружного бюджета в региональной программе ежегодно предусматривается поддержка на создание и развитие сельхозкооперативов — 70 млн рублей.

— Мы поддерживаем и крупных товаропроизводителей, и небольшие фермерские хозяйства, обеспечивающие население рабочими местами, — уточнил заместитель губернатора Югры Алексей Забозлаев. — Будем помогать выходить на международные рынки тем компаниям, которые не боятся модернизировать производство и заниматься глубокой переработкой продукции.

— Перед регионами стоят амбициозные задачи. Все конструктивные предложения постараемся учесть, — подытожил Николай Цуканов.

Дополнительные материалы:

Потенциал есть

У югорского АПК большие перспективы, в том числе в молочной отрасли, считает директор департамента промышленности Югры Кирилл Зайцев

— Приоритетное экспортоориентированное производство — продукция глубокой переработки рыбы и дикорастущих плодов и ягод. Кроме того, в округе активно развиваются животноводство и птицеводство. Например, сургутская птицефабрика «Белоярочка» в этом году модернизировала мощности, увеличила объем производства. В Югре они занимают более 10% рынка. Есть перспективы по развитию тепличных хозяйств, молочной отрасли. В частности, на агрофоруме с компанией «Победа-1» подписано соглашение о строительстве в автономном округе завода по переработке молока и белковой составляющей для производства детского питания. 

 

Выиграют все

Развитие агропромышленного комплекса предполагает взаимовыгодное сотрудничество ритейлеров и товаропроизводителей, убежден заместитель генерального директора Фонда развития Югры Алексей Федяев

— Алексей Павлович, делегация Югры в рамках агропромышленной выставки провела встречу с региональными представителями федеральной торговой сети «Лента» для продвижения продукции на территории регионов УрФО. О чем удалось договориться?

— Такие коммуникации необходимы для обсуждения совместных проектов. На выставке мы провели переговоры с дивизионным директором компании «Лента» Сергеем Калачевым и региональным директором Василием Рудольфом. Договорились подготовить соглашение о сотрудничестве для организации в магазинах торговой сети «уголка фермерских продуктов». Пилотной площадкой станет «Лента» в Сургуте. В результате такого сотрудничества магазины расширяют ассортимент и получают высококачественную продукцию, а фермеры используют возможности сетевого трафика. Выигрывает и ритейлер, и местный производитель, и потребитель.

— Насколько жесткую политику в отношении товаропроизводителей проводят ритейлеры?

— С точки зрения ритейла, политика их не настолько жесткая, они просто пытаются соответствовать покупательским требованиям. От сотрудничества с ритейлом во многом зависит успешность продвижения товаров. Я как координатор направления по сельскохозяйственной кооперации в Фонде развития вижу, что сети сейчас достаточно открыты к производителям. Это партнеры, но надо учиться с ними работать.

— Какое из направлений в агропроме наиболее перспективно?

— Таких направлений много: переработка дикоросов и рыбы, птицеводство, молочное животноводство. Нам важен и фактор продовольственной безопасности: Югра обеспечивает себя продуктами питания не более чем на 10%. Есть куда развиваться. Ведем переговоры с крупными инвесторами по строительству тепличных хозяйств, генерируем новые меры поддержки АПК, будем выращивать своих предпринимателей. Результаты есть: ежегодно объемы производства в отрасли растут на 7 — 9%.

— Что привлекает инвесторов? Меры поддержки, условия ведения бизнеса?

 — Производство и сбыт. Югра — один из самых платежеспособных регионов в России. Население округа готово платить за качественную продукцию, а ее производство без проблем можно организовать в округе. 
 

      

Материалы по теме

В Югре запущена крупнейшая в округе линия по выращиванию овощей

Овощи нетрадиционным способом

Компьютерные сети органов власти Югры подверглись беспрецедентному числу информационных атак

В ХМАО-Югре назначены два новых вице-губернатора

В Свердловской области появятся два агротехнопарка