О роли личности в истории Антипинского НПЗ

Новые рубежи Антипинского нефтеперерабатывающего завода

Новые рубежи Антипинского нефтеперерабатывающего завода

После почти десяти лет поступательного развития Антипинский нефтеперерабатывающий завод выходит на принципиально новый этап

В июне этого года в ходе пусконаладочных работ на установке гидроочистки дизельного топлива на Антипинском нефтеперерабатывающем заводе впервые получено дизельное топливо стандарта «Евро-5». После введения установки в эксплуатацию начнется стабильное производство летнего и зимнего дизтоплива «Евро-5» в объеме до 2,8 млн тонн в год. По завершении строительства всех технологических очередей линейка выпускаемых нефтепродуктов будет расширена. В ее состав помимо дизтоплива пятого класса войдут также бензины 95 и 92 «Евро-5», вакуумный газойль и кокс. Завод перестанет выпускать мазут. Все это — качественно иной масштаб и уровень производства.

Что способствует воплощению одного из ключевых инвестиционных проектов Тюменской области?

Антипинский НПЗ вырос из бизнес-проекта оператора магистральных нефтепроводов России «Транснефть». Когда в 2004 году транспортная монополия отказалась от создания собственной переработки, закупленное за рубежом и нерастаможенное оборудование осталось у Российского фонда федерального имущества, которое выставило его на торги. Компания «Нефтегазохимические технологии» во главе с Дмитрием Мазуровым присмотрелась к установке и решила ее приобрести, разместив там, где изначально планировалось. Купили участок поближе к нефтепроводу и занялись строительством завода.

— Тогда мало кто верил в успех, — вспоминает генеральный директор Антипинского НПЗ Геннадий Лисовиченко. — Новый проект, неизвестные в области инвесторы, неясные перспективы. В этой ситуации сложно было решать любые вопросы — например, с государственными органами о получении дополнительных земельных участков. Завод первоначально располагался только на 11 гектарах, что очень мало.

В то время многие собирались строить подобные заводы, но, видимо, мало что получалось. И когда тогдашний тюменский губернатор Сергей Собянин узнал, что Антипинский НПЗ действительно строится, он приехал на площадку, чтобы своими глазами посмотреть, что здесь происходит.

— Шел июнь 2005 года. Мы к тому времени уже освоились: практически смонтировали установку по первичной переработке нефти, вели сборку товарного парка. И губернатора эти объемы пора­зили — прошло чуть больше полгода после выхода на площадку, — рассказывает директор завода. — Я доложил, что происходит, каковы трудности. Многие вопросы были сняты прямо на площадке. Сергей Собянин поверил, что это не что-то несбыточное, а вполне реальный, пусть и небольшой, завод. И он оказал нам помощь в выделении земельных ресурсов для увеличения объемов перерабатываемых нефтепродуктов, содействовал в решении вопросов по получению технических условий в «Транснефти».

В конце ноября 2005 года кресло губернатора Тюменской области занял Владимир Якушев. Поддержка властей не прервалась, а перешла, можно сказать, по наследству. 30 сентября 2006 года Владимир Якушев приехал на открытие первой очереди.

— На меня произвело большое впечатление, что когда мы обратились к Владимиру Якушеву перед вводом второй очереди, то не без его участия на площадке оказались сразу три губернатора — Югры, Ямала и Тюменской области. Это, напомню, главы трех регионов, в которых сосредоточена основная добыча углеводородов в Российской Федерации, — делится Геннадий Лисовиченко. — Они сказали, что нужно продолжать работать, что высококачественное дизельное топливо и бензины их территориям нужны. Я понял, насколько важно им то, что мы делаем.

Политику по привлечению инвесторов, проводимую в Тюменской области, нередко называют жесткой. На Антипинском НПЗ считают, что жесткая она не по отношению к инвесторам, а по отношению губернатора к себе и к своей команде.

— Команда есть команда. Ей нужно доверять, но с нее нужно и спрашивать, — комментирует Геннадий Лисовиченко. — Иначе все расползется. В правительстве же все работает. Инвестиционный департамент во главе с Вадимом Шумковым очень четко действует. С ним тоже множество вопросов решаем. И поддержку чувствуем. В процессе задействованы все заместители, все департаменты. И результат есть. Посмотрите, сколько инвестиционных денег привлекает Тюменская область! У нас далеко не самая плохая жизнь, несмотря на кризис.

Антипинский НПЗ: хроника в цифрах и фактах

Установка для выпуска топлива стандарта «Евро-5»

Установка гидроочистки дизельного топлива — производственное подразделение предприятия. Введение ее в эксплуатацию произойдет в рамках второго пускового комплекса третьей очереди строительства в качестве объекта основного производства. Генеральной проектной организацией выступает государственное унитарное предприятие «Институт нефтепереработки Республики Башкортостан» (Уфа). Базовый проект выполнен датской компанией HaldorTоpsoe AS.

Установка в новом технологическом цехе будет включать:

  • блок подготовки сырья гидроочистки;
  • блок гидрообессеривания дизельного топлива и аминовой очистки углеводородных газов высокого давления;
  • блок стабилизации и фракционирования гидрогенизата;
  • блок аминовой очистки углеводородных газов низкого давления;
  • блок производства водорода;
  • блок производства элементарной серы.

Кроме того, в комплекс входят узел дозирования присадок для получения товарного летнего и зимнего дизтоплива, оборудование для анализа и регулирования качества товарного топлива, а также вспомогательные и аварийные системы.

Кредитный договор между Антипинским НПЗ и Сбербанком России

18 июня 2015 года в рамках XIX Петербургского международного экономического форума ОАО «Сбербанк России» и ЗАО «Антипинский НПЗ» заключили договор об открытии кредитной линии на сумму 15,173 млрд рублей. Кредитные средства будут направлены на финансирование проекта строительства комбинированной установки производства высокооктановых бензинов, в результате реализации которого ЗАО «Антипинский НПЗ» сможет производить 480 тыс. тонн бензина АИ-95 стандарта «Евро-5» в год.

Проект направлен на покрытие дефицита Тюменской области и частично Уральского федерального округа в автомобильном бензине марки АИ-95 и будет способствовать формированию дополнительной конкуренции крупным игрокам рынка нефтепродуктов для сдерживания роста цен и улучшению экологического состояния региона за счет снижения серы и бензола в автомобильном бензине

 

Антипинский нефтеперерабатывающий завод — первый на постсоветском пространстве промышленный, независимый от ВИНКов, построенный с нуля по самым современным технологиям НПЗ. Одно из самых молодых предприятий отрасли в России, при этом одно из крупнейших за Уралом. Совокупный объем переработки за эти годы — 24,6 млн тонн.

Входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков области (занимает второе место), принимает участие в различных социальных программах, ведет благотворительную деятельность. Например, участвует в работе фонда «Ключ к жизни», спасающего детей с тяжелыми болезнями.
Комментарии

Материалы по теме

На юге Тюменской области переработали 6 млн тонн нефти

В Тюменской области началось производство зимних и арктических видов топлива

Даешь евро-5

Вперед — значит вглубь

Антипинский НПЗ будет выпускать бензин стандарта «Евро-5»

В Тюменской области ввели в эксплуатацию установку глубокой переработки мазута

 

comments powered by Disqus