Вари, Увелка, вари

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность

Челябинская компания запустит завод, чтобы нарастить долю на российском рынке и завоевать китайский

«Ресурс» (торговая марка «Увелка», один из лидеров пищевой индустрии) построит производственно-логистический комплекс в Челябинской области: мощности для переработки крупы и фасовки продукции, элеватор, автоматизированный склад. Первая очередь завода будет запущена в 2020 году. «Увелка» надеется нарастить долю на рынке круп и овсяных хлопьев, расширить экспорт, увеличив поставки продукции в Китай. Сейчас компания занимает на отечественном рынке фасовки круп, каш и хлопьев 10 — 12%. По словам управляющего директора компании «Ресурс» Виталия Зяблина, объем инвестиций в проект составит 3,4 млрд рублей: 20% — собственные средства компании, 80% — заемные в Сбербанке и ВТБ. Ожидаемый срок окупаемости — три года. Планируется создать более 80 рабочих мест.

По данным Агентства инвестиционного развития Челябинской области, после запуска проекта объемы переработки гречихи в компании вырастут в 3,7 раза (до 6,5 тыс. тонн в месяц); овса, ячменя, пшеницы и гороха — в 4,5 раза (до 10,7 тыс. тонн); хлопьев — в 2,7 раза (до 8,5 тыс. тонн); крупы в варочных пакетах и мягкой упаковке — в 1,7 раза (до 20,2 тыс. тонн).

— Сейчас доля «Увелки» на рынке круп в мягкой упаковке составляет 5% (по данным 2017 года), к 2025 году этот показатель будет составлять 15%, — прогнозируют в Мин­экономразвития Челябинской области.

В региональном правительстве сообщили, что при реализации проекта налоговые эффекты за 2019 — 2025 годы могут превысить 4 млрд рублей. Проект одобрил Совет по улучшению инвестиционного климата при губернаторе: компания без торгов получит земельный участок, расположенный близ существующего завода в поселке Увельский.

Валовой сбор зерна в РФ, тыс. тонн
Культура 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Пшеница 56 240 37 720 52 091 59 711 61 786 73 295 85 819
Ячмень 16 938 13 952 15 389 20 444 17 546 17 993 20 587
Рожь 2 971 2 132 3 360 3 281 2 087 2 541 2 545
Тритикале 523 464 582 654 565 619 497
Овес 5 332 4 027 4 932 5 274 4 536 4 761 5 448
Просо 878 334 419 493 572 630 316
Гречиха 800 797 834 662 861 1 186 1 520
Кукуруза 6 962 8 213 11 635 11 332 13 173 15 310 12 051
Рис 1 056 1 052 935 1 049 1 110 1 081 984
Зернобобовые 2 453 2 174 2 037 2 196 2 357 2 943 4 267
Всего зерна 94 213 70 908 92 385 105 315 104 786 120 672 134 130
Источник: ПроЗерно

Каковы перспективы компании на рынке с введением новых мощностей?

Близок к насыщению

Основными товарными группами на рынке крупяных изделий России являются гречка, рис, пшено, геркулес, манка, пшеничная, перловая и ячневая крупы, горох, овсянка и кукуруза. Производством круп занимается около трехсот компаний (с десяток из них — крупнейшие, определяющие ситуацию на рынке), причем большая часть их мощностей нацелены на рис, гречку и пшено. По данным Alto Consulting Group, на протяжении последних трех лет в России наблюдался как спад, так и подъем производства крупы. Например, в 2017 году в России было произведено 1,4 млн тонн крупы, на 4,9% меньше объема предыдущего года.

«Объем продаж круп в России с 2013 по 2017 годы вырос на 16,3%, составив в 2017 году 1,75 млн тонн, — оценивает рынок BusinesStat. — Сокращение показателя относительно предыдущих лет наблюдалось только в 2015 году — на 7,4% — из-за повышения средней цены на основные крупяные культуры — рис и гречку. Цена риса сильно зависит от валютного курса, поскольку доля импортного риса на российском рынке — около 50%. Неудивительно, что резкая девальвация рубля в 2014 — 2015 годах привела к его удорожанию. Рост цены на гречку в 2015 году был вызван ее не­урожаем в 2014 году. В основном это было связано с непогодой в Алтайском крае, где сконцентрировано порядка 46% всех посевов гречихи».

По мнению аналитиков BusinesStat, в 2018 — 2022 годах рост продаж продолжится на 1,3 — 4,3% в год: «В 2022 году объем реализации достигнет 1,99 млн тонн, превысив значение 2017 года на 13,8%».

— Потребление категории крупы и макаронных изделий на территории РФ в течение последних нескольких лет растет, — соглашается с оценками управляющий партнер компании Psychea (исследование потребительского поведения) Алексей Муразанов. — Это связано с множеством макроэкономических факторов. Кризис 2014 года, ослабление рубля, введение экономических санкций, рост цен на товары FMCG-сегмента, демографическая ситуация, скрытая безработица привели к изменению потребительского поведения. Наблюдаются отток потребителей из сегмента общественного питания, уменьшение расходов на фрукты и сезонные овощи с одной стороны и рост потребления круп, макарон, муки, кондитерских приправ и ингредиентов с другой. Это свидетельствует о переходе населения на домашнее питание и более консервативный продуктовый ассортимент. На горизонте 5 — 10 лет, особенно в регионах, ожидается рост потребительской базы и развитие культуры потребления, с опорой на культурные коды территории и традиционные ценности.

Производители круп концентрируют усилия на интенсификации производства. В долгосрочной перспективе основными критериями в конкурентной борьбе будут снижение издержек при сохранении качества продукции и запуск новых продуктовых категорий в среднеценовом рыночном сегменте. Важный тренд — меняется культура потребления: люди все большее предпочтение отдают крупам быстрого приготовления и всевозможным модификациям, упрощающим и ускоряющим процесс варки.

— Однако ожидать активного роста рынка круп в ближайшей перспективе оснований нет, — считают в BusinesStat. — Он близок к насыщению.

Рынок круп РФ находится в ситуации жесткой ценовой конкуренции и предъявляет строгие требования как к качеству продукции, так и к формированию смыслов и консистентности бренд-коммуникаций по причине того, что продукт сам по себе крайне простой, отмечают эксперты.

Трудностей не возникнет

Алексей Муразанов считает, что на рынке круп прослеживается устойчивый тренд формирования национальных мегаигроков, которые будут операционировать главным образом на консервативных рынках в масс- и масс-премиум сегментах.

— Запуск проекта поможет увеличить долю «Увелки» на рынке на 5 — 10%, — анализирует перспективы производителя заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. — Основными конкурентами «Увелки» на рынке являются АФГ «Националь», компании «Агроальянс», «Мистраль» и «Макфа». Весной текущего года «Увелка» провела мощную рекламную кампанию и снизила цены на продукцию. Следующим шагом стал запуск нового производства. Предприятие, на наш взгляд, будет ориентировано на наращивание доли круп в полипропиленовой упаковке: гречки, чечевицы, фасоли, гороха и пр. Сейчас стремительно развивается рынок серых круп, к числу которых относятся пшено, перловка, овес, ячмень и различные редкие крупы типа киноа. Поэтому не исключена корректировка приоритетов компании и в этом направлении.

По итогам 2017 года урожай зерна в России превысил державшийся почти 40 лет рекорд РСФСР – 127 млн тонн, собранный в 1978 году

— Расширение производства потенциально открывает перед компанией «Ресурс» приятные перспективы развития с точки зрения не только увеличения объемов производства существующего ассортимента продуктов, но и запуска новых продуктовых категорий, — подтверждает Алексей Муразанов.

— «Увелка» запускает перспективный проект: планируемое производство имеет высокую долю добавленной стоимости. В последнее время в России открывается значительное количество производств пищевой промышленности, оснащенных на высоком техническом уровне, и усилия «Ресурса» в этом направлении можно расценивать как оправданные, — убежден аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. — Если уровень цен на продукцию будет держаться на достаточно стабильном уровне, что, принимая в расчет нынешние и ожидаемые темпы инфляции, можно отнести к весьма вероятным факторам, доля «Увелки» на российском рынке может вырасти на 4 — 9% и даже более, все будет зависеть от положения дел у конкурентов. Учитывая значительный опыт «Ресурса», можно предположить, что непредвиденных трудностей со своевременным запуском нового завода у компании не возникнет.

В Китай с хлопьями

Перспективы компании эксперты также связывают с ориентацией на экспортные рынки. По данным регионального Минэка, переговоры с фасовщиками в Китае показывают их высокую заинтересованность в сотрудничестве и поставке больших объемов овсяных хлопьев компании «Увелка»:

— По экспертным оценкам, объем потреб­ления овсяных хлопьев в Китае составляет 1,5 млн тонн. Есть потенциал роста потребления данного продукта. Собственное производство овса в Китае составляет только 600 тыс. тонн. Рынок овса, экспортируемого в КНР, достиг отметки более 900 тыс. тонн. Проведенный ценовой анализ показывает, что с учетом всех транспортных расходов компания «Увелка» может предложить цену на оптовом рынке на 30% ниже цены, предлагаемой производителями из США и Австралии. При этом продукция бренда «Увелка» обладает аналогичным или более высоким качеством.

Напомним, с 2013 года каши с разными вкусами и овсяные хлопья «Увелка» появились в супермаркетах Пекина, в 2015 году «Ресурс» начал поставки в Китай продукции, выпущенной специально для этого рынка, — с иероглифами на упаковке.

— Логично, что компания будет стремиться осваивать новые рынки сбыта и наращивать экспортные поставки, в том числе в Китай. Отечественная продукция пользуется в Поднебесной большой популярностью как наиболее экологическая. Однако культура потребления круп в Китае пока недостаточно развита, и все существующие потребности российские компании полностью удовлетворяют, — предупреждает Дмитрий Леонов. — Чтобы нарастить экспортные поставки, необходимо провести серьезную работу с продвижением продукции на местном рынке.

По мнению Алексея Коренева, планы экспорта готовой продукции в Китай абсолютно реальны:

— Более того, разумно предположить, что инвестиции в этот проект изначально строились на планах наладить сбыт в Поднебесную, поскольку торгово-экономические связи России и Китая, особенно в части пищевой продукции, последнее время активно растут. При этом российские крупы пользуются стабильным спросом у китайцев, так как российская продукция считается более экологичной. Однако отнюдь не все из ассортимента, предполагаемого к производству на предприятии, будет пользоваться равномерным спросом со стороны китайских закупщиков, так, традиционно гречка не слишком популярна в китайской кухне, что наверняка найдет свое отражение в линейке экспортируемых в эту страну продуктов. Учитывая локацию данного производства, было бы неверно рассчитывать исключительно на внутренний рынок сбыта — наличие в относительной близости огромного по объему потребительского рынка Китая, да и иных государств Средней Азии, практически предопределяет одно из направлений сбыта готовой продукции.

— «Ресурс» уже работает в Китае. Для вывода продукта мы детально изучили особенности китайского рынка. В этой стране востребованы овсяные хлопья. И мы активно продвигаем этот продукт. Акцент — на поставках нефасованных хлопьев, которые будут упаковывать уже местные компании, это позволит обойти высокие пошлины, — итожит Виталий Зяблин.                

Справка:

«Ресурс» с брендом «Увелка» обладает умеренным ассортиментным портфелем: крупы в варочных пакетах, крупы в мягкой упаковке, овсяные и зерновые хлопья, овсяные каши моментального приготовления, зерновые гарниры с овощами и специями. За последние несколько лет компания фиксирует существенный рост продаж. Бренд широко известен на территории РФ и еще в 25 странах мира. На территории РФ его можно найти более чем в 96 тыс. торговых точек. С 2015 года компания предпринимает серьезные шаги в продвижении на рынок овсяных и зерновых хлопьев.      

                    

Комментарии

Материалы по теме

«Увелка» инвестирует в расширение мощностей 3 млрд рублей

Иран нарастит поставки фруктов и специй в Челябинскую область

В первой двадцатке богатейших женщин России три совладельца челябинской группы «Ариант»

Первый завод в России по производству растительных напитков появится в Челябинске

Выбить из рук колу

Минпромторг опубликовал итоги проверки качества хлеба