На эту гору одному не заехать

Автомобильный рынок

Автомобильный рынок

Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России растет второй год. Но в условиях общей стагнации в стране достичь рекордов пятилетней давности не получится

Автопроизводители стремятся оседлать поднимающуюся в России волну продаж машин. По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам шести месяцев 2018 года в стране реализовано 750,7 тыс. новых легковых автомобилей, это на 16,6% больше результата аналогичного периода 2017-го.

«В целом итоги первого полугодия оказались обнадеживающими, и если на рынке не случится потрясений, то рост продолжится и во второй половине года. А накопительный результат за 12 месяцев подберется к 1,7 млн машин», — прогнозируют в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

— Темп восстановления рынка в июне чуть замедлился по сравнению с тем, что мы видели до этого в текущем году. Тем не менее почти 11-процентное улучшение по отношению к июню прошлого года — это очень приличный результат, — считает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Кроме того, из-за активных продаж в предыдущие месяцы складские запасы существенно снизились во всей индустрии, что, хотя и временно, сказалось на росте продаж. В целом первая половина 2018 года была успешной для российского автомобильного рынка, и имеются все причины верить, что позитивное развитие продолжится в ближайшие месяцы.

Табл. Топ-25 самых продаваемых в России моделей новых легковых автомобилей
Позиция Модель Бренд Продажи за 1 пол. 2018, тыс. машин Продажи за 1 пол. 2017, тыс. машин
1 Rio KIA 51,6 46,2
2 Vesta Lada 49,6 34,6
3 Granta Lada 45,7 42
4 Solaris Hyundai 33,9 32,7
5 Creta Hyundai 33,2 24,1
6 Polo VW 27 21,7
7 Duster Renault 21,3 19,8
8 Largus Lada 21 13,7
9 Rapid Škoda 17 13,9
10 Sportage KIA 16,7 12,8
11 XRAY Lada 16,4 15,4
12 Logan Renault 16,1 13,3
13 Sandero Renault 15,8 13,5
14 Kaptur Renault 15,6 14,1
15 Tiguan VW 15,6 12
16 4x4 Lada 15,4 13
17 NIVA Chevrolet 14,2 14,4
18 Camry Toyota 13,9 14
19 RAV 4 Toyota 13,4 16
20 Octavia A7 Škoda 11,9 10,8
21 Outlander Mitsubishi 11,3 7,3
22 Cee'd KIA 10,7 7,9
23 X-Trail Nissan 10,6 10,4
24 Qashqai Nissan 10,3 9,8
25 CX-5 Mazda 10,2 8
Источник: Комитет автопроизводителей АЕБ

Июль не принес фундаментальных изменений: рынок продолжил восстановление с комфортным для себя двузначным показателем (плюс 10,6% в сравнении с июлем прошлого года) пятнадцатый месяц подряд. Основным драйвером остается позитивная тенденция роста доверия потребителя, подталкивающая его, наконец, сменить старый автомобиль на новый, констатируют в АЕБ.

Кто на чем

Вопреки ожиданиям многих экспертов, главная надежда отечественного автопрома Lada Vesta не смогла по итогам полугодия стать в России лидером продаж. Вазовская модель поднялась на вторую позицию, уступив «золото» корейской KIA Rio. Успех корейской модели, собираемой на российских автозаводах в Санкт-Петербурге и Калининграде, объясняется лучшим соотношением цены и качества, а также постоянным обновлением. Так, недавно в нашей стране стартовали продажи нового кросс-хэтчбека KIA Rio X-Line.

По итогам первого полугодия в десятку крупнейших региональных рынков авторитейла вошли три уральских субъекта РФ — Башкирия, Свердловская и Челябинская области. При этом самый большой рост рынка новых легковых автомобилей в стране показала Удмуртия: здесь по сравнению с январем — июнем 2017 года объем продаж вырос на 44,2%.

— Я считаю, что высокая динамика по продажам новых легковых авто в Удмуртии достигнута большей частью за счет АвтоВАЗа. Доля рынка продаж моделей «Лады» в республике очень высокая, гораздо выше, чем в целом по России, — пояснил начальник отдела продаж автосалона Kia АСПЭК-Авто (Ижевск) Егор Курбанмагомедов.

Напомним, в октябре 2011 года Ижевский автозавод вошел в Группу АвтоВАЗ, а с февраля 2015 года здесь ведется сборка Lada Vesta. В Уральском регионе солидный рост автопродаж в первом полугодии также показали Свердловская и Челябинская области — 28,9% и 23,3% соответственно.

Субъекты РФ Урало-Западносибирского региона, попавшие в российский топ-30 по объему рынка продаж новых легковых автомобилей
Место Субъект РФ Продажи за первое полугодие 2018, тыс. машин Динамика к первому полугодию 2017, %
5 Башкортостан 27,2 14,9
8 Свердловская область 24 28,9
9 Челябинская область 20 23,3
12 Пермский край 15,7 10
13 ХМАО-Югра 14,1 34,4
18 Оренбургская область 10,2 22,1
19 Удмуртия 10,1 44,2
23 Тюменская область 8,3 30
Источник: Автостат

— В региональных продажах новых легковых автомобилей мы заметили такую тенденцию: Свердловская область в кризисы падает быстрее и сильнее остальных регионов, но и быстрее восстанавливается, — комментирует редактор автопортала Погазам.ру Надежда Анучина (Екатеринбург). — Тем не менее сегодня мы еще не достигли рекордного уровня 2012 — 2013 годов и вряд ли достигнем его в ближайшие годы, поскольку экономическая ситуация к этому не располагает. У людей уже нет таких доходов, свободных денег. И если за январь — июнь этого года в Свердловской области реализовано 24 тыс. новых легковушек, то за первое полугодие 2012 года в одном только Екатеринбурге их было продано 47,4 тысячи — это пик продаж.

— Автопродажи в Челябинской области растут высокими темпами, однако пока не заполняют емкость регионального рынка, который составляет 70 — 75 тыс. новых легковых автомобилей в год, — приводит расчеты президент ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. — Высокий рост продаж за первое полугодие в нашей области связан с отложенным спросом, который наблюдался все это время, и с определенной стабилизацией ситуации на сырьевом и валютном рынках. У потребителей укрепилась уверенность. Также это связано с необходимостью менять автомобиль.

Въезжаем в автокредит

Объем автопродаж на российском рынке растет даже вопреки скачущим с опережением официальной инфляции ценам на машины. Согласно оценке «Автостата», сделанной по результатам мониторинга рекомендованных цен на автомобили в салонах официальных дилеров, работающих на территории РФ, за шесть месяцев текущего года новые легковушки в стране в среднем подорожали на 7,4%. Наиболее резкий рост цен произошел в феврале — сразу на 4,5%. Аналитики отмечают, что с начала кризиса (с сентября 2014 года) автомобили в России в среднем подорожали уже на 59%.

За первое полугодие 2018 года россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 1 трлн 94 млрд рублей. Это на 23% выше результата годичной давности. Чуть более 90% от этого объема пришлось на иномарки, которые обошлись жителям нашей страны в 990 млрд рублей. Соответственно оставшиеся примерно 10% — это затраты на приобретение машин отечественных марок (104 млрд рублей).

В условиях удорожания машин и нерастущих реальных доходов населения россияне все чаще используют автокредиты. Если в 2014 году доля кредитных автомобилей в объеме рынка составляла около 35%, то в 2018 году она достигла 50%. Но в середине этого года процесс автокредитования притормозился. По информации 4100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне количество купленных в кредит автомобилей составило 60,4 тыс. единиц. Это на 4,8% меньше, чем за июнь 2017 года. Причем по сравнению с маем 2018 года число выданных автокредитов сократилось на 12,9%.

— Пик роста автокредитования пришелся на весну 2018 года. Падение во многом было связано с ожиданием всеми участниками рынка окончания в июле 2018 года государственных программ льготного автокредитования, — уверен генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Это лишний раз показывает, какое влияние господдержка оказывает и на рынок автокредитов, и на структуру автопродаж. Если говорить о краткосрочных тенденциях, то в текущий летний период мы не исключаем некоторого охлаждения рынка автокредитования. Однако в дальнейшем, в связи с тем, что господдержка авторынка продлена до 2020 года, ожидаем восстановления динамики роста выдачи автокредитов и, соответственно, доли кредитных автомобилей в структуре продаж.

Свердловская область, однако, выделилась и здесь, продемонстрировав за июнь наилучшую динамику среди всех субъектов РФ по количеству выданных автокредитов — плюс 11,3% по сравнению с показателем годичной давности.

— Возможно, одна из причин — легкий доступ к автокредитам, — объясняет Надежда Анучина. — У дилеров в Свердловской области неплохо развито автомобильное кредитование: если зайдете в любой автосалон, вам предложат достаточно много вариантов банковских программ в этой сфере.

Восстановительный потенциал российского рынка новых легковушек еще далеко не исчерпан, однако для достижения рекордных показателей автопродаж 2012 — 2013 годов требуется увеличение реальных доходов населения. Росту рынка авторитейла во второй половине 2018 года будут способствовать два основных фактора. Первый — продление правительством России программы льготного автокредитования. Напомним, она действует с 2015 года и предполагает предоставление банком скидки на уплату первоначального взноса по кредиту в размере 10% от стоимости приобретаемого автомобиля с последующим возмещением затрат из федерального бюджета. В 2018 году по механизму льготного автокредитования будет реализовано 45 100 автомобилей. Общий объем финансирования программы, продленной до 2020 года, — 15 млрд рублей.

Второй фактор связан с тем, что автопродажи могут вырасти перед повышением НДС до 20% с 2019 года. Но это говорит о вероятности замедления реализации новых легковушек в следующем году.    

Дополнительные материалы:

Рио-де-Россия

На открывающемся в конце августа Московском международном автомобильном салоне лидеры российского авторынка намерены представить множество новинок.

Одной из премьер АвтоВАЗа станет Granta седан — первая модель нового семейства Lada Granta. «Новая Lada Granta седан выделяется полностью переработанной передней частью кузова, отражающей принадлежность к автомобилям Lada нового поколения, где передние фары на темной глянцевой подложке органично вписаны в верхнюю часть радиаторной решетки, а икс-графика визуально выделена хромированными вставками в форме бумерангов. Увеличенный в размерах логотип Lada придает законченности новому образу. Скульптурный подход, примененный в дизайне заднего бампера, позволил уменьшить его визуальный вес, а более чистый и обтекаемый рельеф граней в задней части кузова расширил габариты нового автомобиля. Икс-графика прослеживается и в очертаниях задних фонарей, и в выштамповках на крышке багажника, создавших на ней оригинальную игру теней», — заверяет пресс-релиз.
 

В августе АвтоВАЗ объявил о начале производства в Тольятти нового семейства LADA Granta, состоящего из четырех типов кузова: седан, хэтчбек, лифтбек и универсал
 

Кроме того, АвтоВАЗ продемонстрирует публике новую Lada Vesta Sport — флагман семейства одной из наиболее популярных моделей на российском рынке. Если верить официальному представлению модели, «более спортивный и динамичный облик Lada Vesta Sport придает оригинальный передний бампер, в его дизайн органично вписан развитый нижний спойлер, увеличивающий прижимную силу на передней оси. Стали больше в размерах пластиковые детали, внутри которых расположены передние противотуманные фары. Эти элементы теперь слегка выступают за габариты самого бампера и еще сильнее подчеркивают динамику авто, визуально расширяют ее габариты. Передние крылья выполнены с расширенными колесными арками, придающими модели агрессии. Автомобиль получил оригинальные 17-дюймовые колесные диски с низкопрофильной резиной, а также аэродинамические накладки на пороги. Для обеспечения более спортивного поведения машины на дороге ее клиренс уменьшен на 16 мм и теперь составляет 162 мм, что визуально добавило силуэту стремительности».

По словам директора дизайн-центра Lada Стива Маттина, яркий и спортивный дизайн Lada Vesta Sport представляет собой своеобразную энергетическую оболочку, вобравшую в себя одновременно страсть и адреналин, переданные через мощный темперамент автомобиля.
 

Производство кросс-хэтчбеков KIA Rio X-Line стартовало на заводе Hyundai Motor Manufacturing Rus в Санкт-Петербурге в октябре 2017 года
 

Центральное место в экспозиции KIA на автосалоне займет автомобиль третьего поколения хэтчбека Ceed, который выделяется спортивным дизайном и технологичными инновациями. Семейство моделей Ceed — один из лидеров данного сегмента в России, а новое поколение еще больше усилит позиции корейского бренда. Автопроизводитель также продемонстрирует самый быстрый автомобиль в истории марки — Stinger, обновленный флагманский кроссовер Sorento Prime, новую версию субкомпактного хэтчбека Picanto X-Line, а также целый ряд других новинок.

Компания «Хендэ Мотор СНГ» покажет российскую премьеру нового Hyundai Santa Fe. Четвертое поколение Santa Fe, ставшего некогда первой моделью линейки кроссоверов Hyundai, воплотит в себе роскошный яркий обновленный дизайн и инновационные, уникальные для отрасли решения активной безопасности (для российских клиентов будут доступны такие опции, как система распознавания задних пассажиров и система безопасного выхода).                              

 

Комментарии

Материалы по теме

Папа не купил автомобиль

Письма читателей

Ижевская LADA Vesta дебютирует в Санкт-Петербурге

Мы едем. Едем. Едем

Автозавод "Урал" начал выпускать праворульные грузовики «Урал NEXT»

Продажи авто в России растут