Взаимная заинтересованность

Благотворительность

Благотворительность

Бизнес может сыграть существенную роль в развитии некоммерческого сектора, инвестируя в пилотные и экспериментальные проекты с целью отработки новых методик работы и дальнейшего их распространения, убеждена президент благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее» Анна Сошинская

За последние несколько лет благотворительный сектор в России значительно изменился: стал профессиональнее, а обороты выросли в разы — ежегодно на социальные проекты тратится до 200 млрд рублей. Львиная доля средств по-прежнему приходит из бизнеса. С одной стороны, филантропией занимаются состоятельные люди, с другой — социально ответственные компании активно реализуют программы корпоративной социальной ответственности (КСО), способствуя развитию социальной инфраструктуры в территориях присутствия. Уровень доверия населения к некоммерческому сектору повышается, но все еще далек от идеального. Одна из причин — недостаток прозрачности самого сектора, отсутствие четких и понятных стандартов. По мнению экспертов, фондам необходимо работать профессионально, завоевывать доверие и оказывать желаемое влияние на развитие социальной сферы, а также уметь разговаривать на одном языке с компаниями. Как развитию некоммерческого сектора способствует бизнес, «Э-У» рассказала президент благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее» Анна Сошинская.

— Анна, какие тенденции, на ваш взгляд, сегодня определяют развитие благотворительности в России? Отвечает ли ваша компания этим трендам?

— Благотворительность — понятие, имеющее очень широкое толкование. Если мы говорим о коммерческих компаниях, то в их арсенале, как правило, фигурируют два направления деятельности. Во-первых, благотворительность, которая чаще всего носит эпизодический характер, не связана с экспертизой компании и призвана оказывать прямую помощь получателям. Во-вторых, корпоративная социальная ответственность — деятельность, вписанная в бизнес-процессы компании, основанная на ее профессиональной экспертизе и призванная системно решать острые социальные проблемы, чаще всего в партнерстве с государством и крупными НКО. Я не противопоставляю направления друг другу, так как это ценно и в том, и в другом случае, но все же бизнес, особенно крупный, должен, с моей точки зрения, играть более серьезную, а не эпизодическую роль в развитии общества.

Максимально прозрачен

 — Какие направления благотворительной деятельности для вас ключевые и почему?

— Мы как раз сконцентрированы на развитии стратегии КСО, долгосрочной и консистентной, которая действительно способствует решению социальных вопросов. Мы понимаем, что реально сделать это можно только при взаимной заинтересованности государства, бизнеса и общества. В отрыве от этой поддержки «закрыть вопросы» не получится, можно только актуализировать проблему, чтобы на нее обратили серьезное внимание. Например, пять лет назад наша компания начала программу поддержки малого бизнеса и самозанятости женщин, мам с несовершеннолетними детьми. Однако наши усилия в пяти городах России не могли решить вопрос помощи женщинам, которые приняли решение стать предпринимателями. А в этом году, когда программа осуществляется совместно с государственной корпорацией МСП и Женским комитетом Опоры России, проект проходит уже в 20 городах, а по плану 2018 года мы составляем список из 50 регионов. Отличный пример частно-государственного партнерства.

 — Кто в компании принимает решение о поддержке тех или иных благополучателей, вовлечены ли в этот процесс рядовые сотрудники?

— Процесс принятия решения максимально прозрачен. Если речь идет о наших программах, то мы чаще всего принимаем решение на основе условий грантового конкурса, и отбор нам помогают осуществить независимые эксперты. Они оценивают качество проекта, профессионализм, возможность продолжать проект в отсутствии финансовой поддержки в следующем году и перспективу передачи передового опыта другим организациям. Наш проект профилактики вторичного сиротства служит ярким примером такого подхода.

Образование для НКО

— Есть ли у вас опыт работы с НКО, насколько он успешен? Как найти партнера в некоммерческом секторе?

— Мы регулярно сотрудничаем с НКО, у нас очень позитивный опыт. На регулярной основе Фонд развития филантропии КАФ является нашим оператором по ключевым программам. Одновременно мы делаем точечные проекты с такими крупными и известными фондами, как «Даунсайд Ап (Синдром любви)», ИРСУ Людмилы Петрановской, Фонд «Наша семья», «Про-мама», «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и т.д. Но проблема существует, особенно в регионах, где не очень много профессиональных организаций, которые знают, как работать с бизнесом и крупными благотворительными фондами. Когда благотворительность, создание фонда являются яркой миссией конкретного человека, когда многое делается исключительно на энтузиазме, именно в этот момент должна прийти помощь для профессионализации организации: стратегия развития, продвижения, финансы, персонал и т.д.

 — Как вы считаете, насколько развита в РФ инфраструктура благотворительности и кто должен в это вкладываться?

— Уверена, что вкладываться необходимо, и прежде всего в образование для НКО и инфраструктуру. Это нужно делать на межведомственном уровне министерству экономического развития, министерству здравоохранения, министерству образования и т.д. Это создание базы, на которой все основывается. Уже сейчас идет мощный рост благотворительного сектора, развивается социальное предпринимательство, формируется социальный запрос общества. Бизнес же может сыграть существенную роль именно в развитии некоммерческого сектора, инвестируя в пилотные и экспериментальные проекты с целью отработки новых методик работы и дальнейшего их распространения. Думаю, что многие крупные компании готовы также серьезно способствовать повышению компетенций, профессионализации некоммерческих структур.     

 

 

Комментарии

Еще в сюжете «Благотворительность на Урале»

Материалы по теме

Культура — это про качество жизни, про наше будущее

Осознанная необходимость

АЦ «Эксперт» представил результаты исследования «Благотворительность на Урале»

На Иннопроме прошла юбилейная конференция АЦ «Эксперт» по благотворительности

Гуманизм на определенных условиях

 

comments powered by Disqus