Апгрейд

Цифровая экономика

Цифровая экономика

Уральский федеральный университет при участии аналитического центра «Эксперт» разработал концепцию приоритетного проекта «Умный регион», который с июля запущен в Свердловской области

Цифровизация стала ключевым элементом конкурентоспособности территорий. Развитие ИТ-сектора порождает новые (и главное — качественные) рабочие места, обеспечивает «приземление» добавочной стоимости, способствует кардинальному росту эффективности предприятий и использования инфраструктуры, формирует городскую среду принципиально иного качества.

В общероссийскую повестку диджитал-тематика плотно вошла в декабре 2016-го. Тогда Владимир Путин в послании Федеральному собранию указал на необходимость внедрения ИКТ-решений во все сферы жизни. Через пять месяцев после этого была принята новая стратегия информационного общества, а через семь — программа «Цифровая экономика».

Бэкграунд

В профильных региональных рейтингах Свердловская область занимает довольно скромные позиции. Так, Минкомсвязи по уровню информатизации поставило Средний Урал в 2017 году лишь на 63 место, Минэкономразвития по степени внедрения и эффективности использования технологий на базе ГЛОНАСС — на 48-е. Однако опираться только на эти исследования при оценке потенциала территории не совсем корректно. Их ключевой недостаток — недостаточное внимание к общественному и корпоративному секторам, наиболее восприимчивым к новым цифровым веяниям. 

Жители должны научиться уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять информационно-коммуникационные технологии. Иначе ничего хорошего из «Умного региона» не выйдет

По статистике, в Свердловской области в ИКТ-отрасли создано более 10,5 тыс. рабочих мест (шестая позиция в РФ, 2,7% общероссийского показателя). Относительно высокая занятость обусловлена базированием в регионе ряда компаний федерального уровня. Крупнейшие — «СКБ Контур», НАГ, «Юнит», УЦСБ, «Наумен», «Хост» с суммарной выручкой в 2017 году — около 18 млрд рублей. «Контур», заработавший больше 10 млрд рублей, вынашивает грандиозные планы. Фирма собирается создать на территории почти в 17 га ИТ-парк, объединяющий научно-образовательную, исследовательскую, деловую и жилую инфраструктуру. Инвестиции в проект оцениваются в 7,2 млрд рублей.

НеИКТ-бизнес, расположенный на территории региона, демонстрирует высокую готовность к информатизации. По итогам опроса Свердловскстата, проведенного в 2016 году, подавляющее большинство компаний использовало базовые цифровые инструменты (компьютеры, электронную почту, интернет). Облачные сервисы на тот момент внедрили 25% фирм (для сравнения: аналогичный показатель в Эстонии тогда составлял 23%, Италии — 22%, Франции и Германии — 17% и 16% соответственно).

Рассуждая о готовности к цифровизации жителей Свердловской области, стоит обратить внимание на три момента. Во-первых, доступ к интернету в регионе на данный момент есть у 77,3% домохозяйств (средний показатель по России — 75%).

Во-вторых, по данным компании «Мегафон», на Среднем Урале около половины абонентов используют смартфоны (около трети — с поддержкой 4G). Наиболее высок показатель проникновения умных устройств в Екатеринбурге, его городах-спутниках, а также в муниципальных образованиях, находящихся на севере области. Жители административного центра в 2017 году выкачали более 21 петабайта информации (для понимания: это около 4,5 млн фильмов dvd-качества или примерно 2,1 — 2,2 млрд песен). При сравнении данных по проникновению смартфонов (в том числе с поддержкой 4G) с показателями объема мобильного трафика видно, что абоненты северных городов потенциал новейших устройств используют слабо. Отдельно стоит обратить внимание на 350-тысячный Нижний Тагил, где проникновение смартфонов превышает 50%, а объем мобильного трафика всего в полтора раза больше, чем, например, в 70-тысячной Верхней Пышме и в два раза больше, чем в 45-тысячной Верхней Салде.

Третий момент — четверть жителей региона в возрасте 15 — 72 лет совершает покупки или заказывает услуги в интернете. Доля онлайн-продаж в общем объеме оборота розничной торговли в 2016 году составила 1,36%. По данному показателю область отстает только от Москвы и Санкт-Петербурга, где заказы с помощью интернета совершает около трети населения, и Татарстана (28% граждан заказывают товары и услуги в интернете).

Итого: потребители Свердловской области (как в корпоративном, так и в массовом секторе) готовы к внедрению смарт-решений, однако пока полностью не осознают, какие эффекты это может дать. На территории региона фактически сформировался кластер сильных ИТ-компаний, который может стать одной из опор дальнейшего развития цифровой экономики. 

Концепция

В фундамент проекта «Умный регион» легла модель устойчивого развития (sustainable development, SD), считающаяся на данный момент наиболее прогрессивной территориальной политикой. Она предполагает баланс трех составляющих — экономического роста, социального прогресса и ответственности за окружающую среду. Главное, чего хотят добиться идеологи SD, — достижения максимальной эффективности, открытости и равенства. Сделать это без обращения к информтехнологиям решительно невозможно.

Предполагается, что работа будет вестись сразу по трем магистральным направлениям. Первое — превращение Свердловской области в территорию, комфортную для внедрения наиболее передовых отечественных и зарубежных смарт-сервисов. Это означает, что в регионе прежде всего должно быть создано единое пространство данных (ЕПД), которое позволяет системам легко обмениваться информацией (например, осуществлять планирование транспортных маршрутов с учетом уровня загрязнения территории).

Концепция постулирует: внедрение сервисов — не самоцель. Они — всего лишь инструмент повышения качества жизни людей и уровня конкурентоспособности локальной экономики. Поэтому ИТ-решения необходимо четко привязывать к особенностям той или иной территории. Попросту говоря, «умный» набор для Каменска-Уральского, Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Тугулыма не может быть одинаковым.    

Одновременно надо осознавать, что комплексные смарт-проекты стоят очень дорого. По данным Bank of America, инвестиции, например, Сингапура в программу Smart Nation составляют порядка 2 млрд долларов. У Свердловской области (и тем более городов) таких средств нет.

В этих условиях ключевым вопросом становится идентификация приоритетов. Определять их предлагается путем выставления сервисам экспертных и (где это возможно) количественных оценок по четырем параметрам: величина потенциальных эффектов (экономических, социальных, экологических); скорость возникновения эффектов; уровень ресурсозатратности; стадия реализации сервиса.

В теории на первом этапе реализации проекта «Умный регион» (2018 — 2024 годы) со стороны властей наиболее логично было бы вкладываться в сервисы с быстрыми эффектами и низкой ресурсозатратностью, а также в долгие дешевые решения, реализация которых уже когда-то началась. На втором этапе (2025 — 2030) разумно инвестировать, например, в сервисы с низкой скоростью проявления эффектов и высокой ресурсозатратностью, а на третьем (2031 — 2035) — в дорогие сервисы с быстрыми эффектами.

Опрос более 280 экспертов, показал, что топ-5 решений первой пятилетки для областных и муниципальных властей должен выглядеть так: системы удаленной покупки билетов на городской/пригородный/междугородний транспорт; единая система информации о земельных участках; единый портал госуслуг; технологии ведения показателей успеваемости (электронные журналы, электронные дневники); электронный документооборот и платформы межведомственного взаимодействия.

Центры разработки

Следующее магистральное направление проекта — создание в Свердловской области центров разработки умных решений (жить на заимствованных технологиях можно, но это порождает зависимость от внешних поставщиков и вымывает с территории компетенции). Один из них будет научно-технологическим: среди участников — УрО РАН, УрФУ и другие вузы региона. Второй — рыночный — объединит местные компании («СКБ Контур», УЦСБ, «Наумен», «Тринити», НПО «Сапфир», «ДатаКрат», «Хост», УГМК-Телеком, «Экстрим-про», Уралгеоинформ, УОМЗ и т.д.) и спин-оффы международных и российских компаний (НТС, Huawei, Ростелеком, «Галактика», Yandex).

На территории региона планируется сформировать несколько полигонов для тестирования сервисов, принципиально новых технологий, cтандартов и других элементов модельной архитектуры в среде, напоминающей реальные условия. Испытательными площадками могут выступать существующее либо специально построенное здание, участок дороги, университетский кампус, квартал, район и даже город.

В качестве пилотного greenfield-полигона на данный момент рассматривается территория, которую планируется отвести под Экспо-2025 (площадь — 555 га). Здесь будут реализовываться прорывные ИТ-проекты (в том числе в области беспилотного транспорта, телемедицины, «умной» энергетики, онлайн-платежей, дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта). 

Кроме того, на территории Экспо предполагается создание «живой лаборатории» (по примеру Барселоны и Амстердама), где разработчики могут с минимальными издержками заниматься апробацией своих решений, получать моментальную обратную связь от пользователей, венчуров, экспертов и, таким образом, ускорять коммерциализацию проектов.

Brownfield-полигонами могут стать районы (вроде Академического или Солнечного в Екатеринбурге), а также «вторые» города (например, Нижний Тагил, Серов, Первоуральск, Каменск-Уральский). В одних можно «заземлять» решения в области строительства и энергосбережения, в других — апробировать типовые смарт-сервисы с целью их дальнейшего тиражирования.

Очевидное узкое место создания центров компетенций — кадры. Только ленивый в последние лет пять не сказал, что нам категорически не хватает программистов, архитекторов и менеджеров ИТ-проектов. Дело усугубляется тем, что направление smart city — особое, для него характерны междисциплинарность, отсутствие достаточного опыта и быстрые изменения. Поэтому классические подходы, связанные с накоплением знаний и их трансляцией студентам, не работают. Не подходят и годами отшлифованные механизмы оценки компетенций и актуальности учебных проектов. Сотрудники школ и университетов попросту к такому не готовы. Поэтому в образовательном процессе должны появиться новые позиции (куратор, ментор, технический эксперт).

Коммуникации

Третье направление — развитие системы внутренних и внешних коммуникаций, позволяющей модернизировать общественное сознание, соотносить инновационные ИТ-решения с запросами общества, бизнеса, власти, формировать имидж Свердловской области как сердца цифровой экономики. 

Человек по природе своей боится нового (особенно, если старое его устраивает). Диджитал-трансформация при всех своих плюсах оборачивается для общества большим стрессом. Жители Свердловской области должны научиться уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять информационно-коммуникационные технологии. Иначе ничего хорошего из «Умного региона» не выйдет. Если говорить предельно конкретно, то у жителей региона необходимо развивать компетенции, связанные с хранением и обработкой контента, быстрой идентификацией информационного мусора и фейков, использованием мессенджеров и систем обмена данными, электронного голосования, соблюдением сетевого этикета, созданием и редактированием цифрового контента, защитой устройств.

Одним из главных элементов коммуникации должно стать проведение международных и всероссийских мероприятий по ИКТ-тематике, в том числе форумов разработчиков, конкурсов информбезопасности.

Первым шагом с точки зрения формирования имиджа области станет вступление Екатеринбурга во Всемирную организацию умных и устойчивых городов (WeGO), которая объединяет 120 мегаполисов, регионов и международных организаций (вроде Всемирного банка и ООН).

Деньги на все это

Главным финансовым инструментом реализации проекта должно стать государст­венно-частное партнерство. Бизнес, к слову, этот тезис поддерживает.

— Один из компонентов «Умного региона», экономическая эффективность которых очевидна, — энергосервисный контракт, — говорит руководитель направления по работе с региональными администрациями ГК Softline Владимир Пичугин. — Износ коммунальной инфраструктуры в российских городах оценивается примерно в 65%. Это значит, что сети нуждаются даже не в модернизации, а радикальной реконструкции. Денег на нее у муниципалитетов, как правило, нет. Конечно, энергосервис не панацея. Но финансировать за его счет отдельные проекты (например, модернизацию наружного освещения или водоснабжения в части станций второго подъема воды, перевод котельных с мазута на газ) вполне реально.

На первые два года реализации проекта «Умный регион» в Свердловской области потребуется около 4 млрд рублей (из них 3,35 миллиарда — внебюджетные средства). Примерно 1,5 млрд рублей уйдет на «умные» остановки (их предлагает оборудовать Ростелеком), около 35 миллионов — на системы электронного документооборота и электронных референдумов, 450 млн рублей — на видеонаблюдение в местах массового скопления людей, еще 40 — на системы управления землепользованием и мониторинга земель сельхозназначения.

Да, эти сервисы вряд ли совершат революцию. Но согласитесь, ждать транспорт куда приятнее в павильонах с бесплатным Wi-Fi, зарядными устройствами для телефонов и электронными табло, на котором отражается время прибытия автобуса.                   

Дополнительные материалы:

Обгоняя столицу

У Свердловской области есть все шансы стать глобальным игроком на рынке цифровых технологий, считает первый проректор УрФУ Сергей Кортов. Регион аккумулировал умные решения, которые будут представлены уже в этом году

— Сергей Всеволодович, Свердловская область может стать центром разработки «умных» решений? На мировом рынке идет жесткая конкуренция за эту нишу. Увы, без сюрпризов: выигрывают те, кому удается привлечь лучшие кадры.

— Конечно, пока мы проигрываем индийскому Бангалору или американской Силиконовой долине по количеству программистов на один квадратный километр. Но если говорить о России, Екатеринбург имеет достаточное количество специалистов в сфере информационных технологий, чтобы претендовать на позиции лидера. Их нужно еще больше. И это определенный вызов системе образования. 

— ИТ-рынок сетует на дефицит программистов?

— Это связано с темпами роста бизнеса. Сравните, экономика страны в целом растет на 1,5 — 2% в год, а бизнес в ИТ-сфере на 15 — 20%. «СКБ Контур» сделал специальный расчет для УрФУ, спрогнозировав собственный рост и потребность в программистах и руководителях ИТ-проектов. По расчетам компании, если мы не увеличим прием и выпуск ИТ-специалистов, то через два-три года не обеспечим потребности даже «СКБ Контура». Если прибавить запросы других игроков рынка, расположенных в Екатеринбурге, цифра вырастет в два раза. Такие специалисты должны быть в каждой крупной компании. Тем более если мы говорим о переходе разных секторов экономики на цифровую платформу. Реализация проекта «Умный регион» даст взрывную потребность в специалистах, которые будут разрабатывать и сопровождать smart-сервисы.

— Что мешает активному внедрению «умных» решений кроме нехватки программистов?

— Основной проблемой внедрения новейших технологий, в том числе цифровых, является отсутствие нормативно-правовой и нормативно-технической документации, позволяющей использовать технологии в производственных и бизнес-процессах. Это накладывает ограничения на продукты, созданные с их применением. Например, весь мир уже признал, что аддитивные технологии займут ключевую роль в промышленном производстве будущего. Крупнейшие западные компании перешли на выпуск с применением 3D-принтеров сложных изделий — двигателей, элементов космической техники и т.д. В России пока нет системы технических стандартов, чтобы активно внедрять аддитивные технологии в производство. Чтобы новые решения внедрялись, нужны специальные режимы. Я не говорю только о новейшем оборудовании и квалифицированных специалистах. Должно быть еще и место, где есть специальные условия, чтобы выходить за границы действующих технических норм и правил. Без такого места либо ничего не получается, либо получается очень медленно. Мы пытаемся эту проблему решить с помощью формата полигонов. Естественно, там должны быть специальный правовой режим, специальный статус и необходимое техническое оснащение. Второй проблемой является необходимость консолидации компетенций и ресурсов множества участников для реализации проектов создания и внедрения новых технологий. Просто организовать исследовательский институт и поручить ему создать новую технологию уже не получится — это дорого и долго. Необходимо формирование научно-технологических платформ в виде проектных офисов для взаимодействия участников на основе принципов открытых инноваций. Для решения этой проблемы в Свердловской области с участием УрФУ и правительства области создана некоммерческая организация Агентство инновационно-технологического развития. Оно является проектным офисом, управляющим портфелем проектов в сфере инновационно-технологического развития региона.

— Обеспечить условия для создания новых продуктов — задача государства?

— Да. И без организации таких условий невозможна активизация технологического предпринимательства. Тот же малый и средний бизнес ищет новые способы разработать технологии и на этом заработать. Создать новый продукт — это чаще всего очень дорогое и непростое дело. Малый и средний бизнес не может закупать испытательное оборудование, то есть он должен им где-то пользоваться. Следовательно, с моей точки зрения, эти полигоны должны иметь некий статус центров коллективного пользования и обладать определенным правовым режимом. Не всегда этот вопрос можно решить на региональном уровне. Но его надо решать, иначе у нас не будет никаких опытных производств с новейшими технологиями.

— Каких эффектов от реализации «Умного региона» в ближайшие два-три года могут ожидать люди?

— Любые ИТ-технологии — это повышение эффективности действующих процессов. Начнем со здравоохранения. Например, вам не надо рано вставать и занимать очередь в поликлинику, не надо отпрашиваться с работы, чтобы получить паспорт. То есть огромное количество действий для любого жителя становится проще и менее затратно по времени. Мне кажется, тема автоматизации рутинной посреднической деятельности между жителями и властью будет реализована в ближайшие два-три года. И это будет заметно. Многие проекты уже начаты, вопрос только в масштабировании. Сейчас поликлиника без регистратуры, в которой внедрены цифровые сервисы и методы бережливого производства, только одна. Надо, чтобы их было двести, тысяча. Тогда мы получим результаты.

Вторая область, в которой заметно бурное развитие цифровых технологий, — образование. Тема цифровой школы и университета — это очень актуально, хотя всеми признается, что образование — наиболее консервативная сфера с точки зрения внедрения новых технологий. Но сопротивляться сильному запросу рынка на цифровизацию процессов коммуникации очень сложно. Кроме того, стоимость цифрового формата обучения меньше, чем традиционного. А целевая группа, которая хочет обучаться, в силу разных причин резко расширяется, ее запросы обеспечить имеющимися ресурсами уже просто технологически невозможно.

Третья сфера — городское пространство, его оптимизация. Екатеринбург — один из самых тесных городов-миллионников. Расширять его очень дорого. Давайте попробуем оптимизировать передвижение, энергетическое пространство, жилое пространство и т.д. Если мы станем местом проведения Экспо-2025, осуществить оптимизацию можно будет быстрее: потребность в передовых решениях вырастет в разы. Это возможность достаточно быстро попасть в элиту цифровой экономики мира. Мы все равно станем цифровым городом, но Экспо-2025 существенно ускорит этот процесс.

— Ощущение такое, что максимум преимуществ от цифровизации получит Екатеринбург. А небольшие муниципалитеты?

— Цифровые технологии убирают расстояние. Коммуникации могут быть цифровыми, работа — в удаленном доступе. Даже оперу можно слушать в цифровом формате, не теряя в качестве. Уже есть люди, которые не стремятся жить в большом городе, потому что их социальная потребность будет удовлетворена с помощью цифровых технологий, нивелирующих неравенство больших и малых городов. Вы можете реализоваться как профессионал, учиться и развиваться вдали от мегаполисов. Мировая статистика показывает, что растет доля фрилансеров, которые с помощью цифровых технологий могут продавать свой труд или оказывать услуги, локализуясь в любой точке земли. Это дизайнеры, программисты, конструкторы. Думаю, инфраструктура, которая предоставит нам возможности развивать этот сектор экономики, появится достаточно быстро, в течение ближайших 5 — 7 лет.

 

Цифровизация — это не только про экономику

Это в первую очередь про изменение разных отраслей на основе внедрения современных технологических решений, убежден заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области Евгений Гурарий

— Евгений Михайлович, каковы глобальные цели цифровизации экономики в регионе? Будет ли задействован механизм ГЧП? 

— В Свердловской области правильнее было бы говорить не только об ускорении процессов цифровизации экономики, но и о цифровизации социальной жизни, развитии технологических компетенций в области разработки цифровых технологий и сервисов, формировании культуры цифрового общества. То есть цифровая экономика — это не только про экономику, это в первую очередь про изменение совершенно разных отраслей на основе внедрения современных инновационных технологических решений. И это изменения — не ради изменений, а для упрощения и ускорения получения услуг, для оптимизации государственных и бизнес-процессов, для более комфортной, удобной и качественной жизни людей.

Безусловно, эффективные, полезные и, главное, востребованные изменения дают кумулятивный эффект, который представляет собой экономические выгоды: снижение издержек, повышение рентабельности, расширение производственных и технологических цепочек и так д алее. В этом смысле концепция «Умный регион», разработанная в Свердловской области по поручению губернатора Евгения Куйвашева, раскладывается в трех измерениях: пространство сервисов и технологий (конкретные смарт-сервисы, которые предполагается внедрять в регионе); развитие центров смарт-компетенций (компании, которые обладают компетенциями по разработке и внедрению соответствующих решений, и R&D-центры, где аккумулируются научные и технологические компетенции); пространство коммуникаций (идентификация решений, действительно актуальных для общества, стимулирование спроса на цифровые решения и постоянный контакт с разработчиками и инвесторами).

Внедрение любого технологического решения требует ресурсов. Кроме того, реализация любого смарт-сервиса должна быть разумной и востребованной. Наш ориентир — и это задача, поставленная губернатором, — максимально развивать инвестиционную составляющую при реализации программы «Умный регион». Большая часть планируемых к внедрению решений должна быть реализована инвестором в форме государственно-частного партнерства и концессий, поскольку они экономически окупаемы. Если бизнес заинтересован зайти в тот или иной цифровой проект, значит, в этом проекте появятся результаты и продукты, нужные и актуальные для общества.

— Каких шагов от региональной власти потребует поэтапное развитие цифровой экосистемы? Каких первых эффектов от реализации «Умного региона» вы ждете?

— В программу «Умный регион» должны войти проекты, касающиеся нескольких областей: «умный» образ жизни, «умная» экономика, «умное» управление, «умные» люди, «умная» мобильность, «умная» среда. Эти проекты затрагивают совершенно разные сферы, и это логично: сегодня без современных технологий сложно решать задачу, которая является основной для всех органов власти, — задачу повышения качества жизни людей. Поэтому в рамках программы, которую утвердит губернатор, у органов власти появятся новые, зачастую нестандартные задачи по цифровизации отраслевых процессов и услуг. Цифровые решения не только делают объекты управления более прозрачными, но и приводят к необходимости более быстрого реагирования на проблему, отслеживают эффективность управляющего воздействия. Например, сервисы интеллектуального управления потреблением коммунальных услуг, контроля транспортных потоков, мониторинга чрезвычайных ситуаций и многие другие.

В концепции «Умный регион» заложена методика расчета эффекта от внедрения того или иного смарт-сервиса в зависимости от его экономического, социального и экологического влияния. Каждый проект «Умного региона» будет оцифрован, в том числе для того, чтобы контролировать и оценивать ход его реализации. Каждый проект уникален. К примеру, если строительство «умных» остановок в большей степени направлено на социальный эффект — комфорт, безопасность и информированность жителей, то система вывоза мусора по принципу just-in-time снижает затраты и оптимизирует работу обслуживающих организаций.

— Как трансформировать регион в центр технологических производственных компетенций? С кем ему придется конкурировать в этой сфере?

— Свердловская область богата ИT-компе­тен­циями. В регионе работают компании мирового уровня, готовые разрабатывать и внедрять интереснейшие смарт-решения. Правильный механизм поддержки и развития ИT с одной стороны, создание возможностей для разработки, апробирования и реализации «умных» решений — с другой, сделает регион привлекательным для развития действующих производств и локализации новых стартапов и компаний. Глобальная конкуренция за людей и инвестора уже идет, и мы точно в ней участвуем. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно очень быстро реагировать на изменения, предлагать лучшие условия для работы и развития человека и бизнеса. В этом отношении работа ведется активно и динамично. К примеру, в соответствии с распоряжением губернатора строительству Контур-парка компанией СКБ Контур присвоен статус масштабного инвестиционного проекта. Это будет целый ИT-город, в котором расположатся научно-образовательные центры, жилые дома, рекреация. Мы верим в победу Екатеринбурга в конкурсе на право проведения всемирной выставки Экспо-2025 — и это будет глобальное конкурентное преимущество. На площадке Экспо-парка появится современный «умный» город, где будут опробованы и реализованы современные технологии мирового уровня. Мы обретем колоссальные возможности для образовательной и научной деятельности. У нас регулярно проходят мероприятия мирового уровня, в которых участвуют и обмениваются опытом эксперты в области современных технологий. К примеру, на Иннопроме в июле этого года стенд Свердловской области будет полностью посвящен смарт-решениям, готовым для внедрения свердловскими компаниями.

Важнейшее событие 2019 года — проведение Глобального саммита производства и индустриализации (подробнее см. с. 36. — Ред.). Как сказал глава региона: «Свердловская область продолжает планомерно укреплять позиции не только как крупный промышленный и деловой центр России, но и как одна из наиболее действенных международных торговых площадок, центр выработки и принятия решений для ответа глобальным вызовам индустриального и технологического развития».

— Как проект «Умный регион» повлияет на цифровое развитие свердловских муниципалитетов? Готовы они к этим изменениям? Как преодолеть цифровое неравенство между большими и малыми городами?

— «Умный регион» готовится именно как межмуниципальная и региональная программа. Одним из принципов, которым должны соответствовать проекты программы, является индивидуальность траекторий цифрового развития муниципалитетов, территориальная связанность и доступность смарт-сервисов. Каждый муниципалитет вне зависимости от численности населения, экономической силы и удаленности от центра должен найти свое место в «Умном регионе». Мы приглашаем глав городов к сотрудничеству, обсуждаем и представляем решения, уже готовые к внедрению, смотрим, как оптимально распределить участие региона и муниципалитета.

Конечно, важен принцип разумности: каждый город и населенный пункт обладает своей спецификой. То, что актуально в Екатеринбурге, может быть неактуально в Серове, и наоборот. Поэтому, как мы говорили, важная задача — повышение цифровой культуры и грамотности граждан, разъяснение преимуществ и возможностей цифровизации, понимание запросов и потребностей людей. Выполнение этой задачи сделает изменения не только возможными, но и желаемыми. Уже сегодня доступ в интернет в Свердловской области имеет почти 100% населения, острые углы цифрового неравенства между большими и малыми городами постепенного сглаживаются. Мы рассчитываем, что региональная программа «Умный регион» позволит зафиксировать шаги по постепенному, но динамичному цифровому развитию каждого города и населенного пункта.


ПАРТНЕР НОМЕРА


 

Комментарии

Материалы по теме

Эксперты обсудили «Умный регион» на Иннопроме

Внутри или снаружи

Директор АЦ «Эксперт» Дмитрий Толмачев вошел в обновленный состав совета при Минэке

Человек воды

Уральский федеральный университет получит 300 млн рублей на разработку нового способа извлечения редкоземов

УЦСБ перечислил пять миллионов рублей в эндаумент фонд УрФУ