Перекос

Модернизация электросетей

Модернизация электросетей

Электросети обязаны подключать льготников себе в убыток, при этом никто «не замечает», что в ущерб надежности электроснабжения они тратят все меньше денег на модернизацию

В ряде регионов у электросетевых компаний до 100% средств в рамках инвестиционных программ уходит на выполнение обязательств по техприсоединению (ТП). И тенденция такова, что на реализацию обязательств именно перед льготной категорией потребителей идет львиная доля инвестиционных средств — у одних элект­росетей больше, у других меньше: это зависит от финансового состояния, объема заявок на технологическое присоединение. Может разниться по регионам только порядок цифр и пунктов, а проблематика у всех одинакова, отмечает руководитель блока развития и реализации услуг ОАО «МРСК Урала» Дмитрий Вялков.

— Дмитрий, какие проблемы актуальны для техприсоединения?

— Большое количество заявок льготного технологического присоединения, до 15 киловатт, поступает от физических лиц. Мы зажаты со стороны законодательства и вынуждены работать в условиях, которые для нас убыточны. Поясню, как это происходит.

В целом объем финансирования инвестиционной программы в этом году составляет 6,5 млрд рублей, это чуть меньше по сравнению с прошлым годом (7 млрд рублей). Структура инвестпрограммы такова: 81% мы направляем на техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов, из них на технологическое присоединение 60%, оставшуюся часть — на новое строительство. В абсолютных цифрах 4 млрд рублей в этом году направлено на выполнение обязательств перед нашими заявителями. Это много. Естественно, нам хотелось бы сбалансировать инвествложения, потому что физический износ оборудования в зоне ответственности компании составляет 70%, и требуются более серьезные средства на модернизацию объектов, но мы законодательно ограничены в действиях.

На повышение безопасности объектов и на программу оснащения приборами учета точек поставки электроэнергии нашим потребителям в этом году придется 18% от общего объема инвестиций. Для сетевой компании снижение потерь — важнейшая задача. На приборы учета сможем направить 380 млн рублей, хотелось бы, конечно, чтобы эта цифра была больше. Начинаем использовать еще один инструмент — энергосервисные проекты (речь идет о привлечении внешнего финансирования при оснащении нашего электросетевого комплекса приборами учета электроэнергии, а далее уже из полученной экономии идет расчет с инвестором).

Так вот, на так называемую льготную категорию заявителей мы тратим более половины запланированных средств на техприсоединение в инвестиционной программе. Льготники же, которые просят в заявках до 15 кВт, компенсируют компании лишь 550 рублей. При этом средняя величина затрат ОАО «МРСК Урала» по подключению одного заявителя льготной категории в прошлом году составила 126 тыс. рублей. Малый и средний бизнес, присоединяющий 15 — 150 кВт, компенсирует нам только 50% расходов.

По сути, у электросетей формируются значительные выпадающие доходы. Если мы вкладываем миллиардные средства, должны достигать соответствующей эффективности вложений, эти деньги должны возвращаться. К сожалению, это не происходит, и не первый год. Заявители указывают мощность, которая в дальнейшем не востребована. По существующему законодательству энергетики обязаны выполнять свои обязательства, при этом ответственность заявителей там, по нашему мнению, отражена слабо.
 
— Решение о льготном подключении изначально было принято для поддержки малого бизнеса. Получается, деньги не работают ни на энергетику, ни на малый бизнес.

— Поскольку предоставляемая мощность стоит относительно недорого, то потребитель, не задумываясь о последствиях, подает заявку на гораздо большую мощность, чем ему нужна. Это приводит к отвлечению значительных финансовых средств на выполнение льготных присоединений в ущерб реализации заявок остальных категорий. К тому же сети несут расходы по содержанию «запасных», никому не нужных мощностей.

— Это ситуация не одного года: как она воспринимается в энергетическом сообществе? Есть желание от нее уходить?

— Вопрос обсуждался много раз на различных уровнях. Понимание, что сетевые компании несут убытки, существует. Механизмы повышения ответственности заявителей обсуждаются, рассматриваются варианты, но окончательное решение не принято.


 
МРСК Урала выступила с инициативой введения экономических санкций за неиспользуемую мощность. Нужно упорядочить применение льготного присоединения и пересмотреть льготную цену, исходя из средней стоимости фактических затрат на ТП. Инициатива поддержана на федеральном уровне. Нужны общие законодательные решения. Количество исполненных договоров ТП в контуре компании заметно растет. С 2012 года объем присоединенной по ним мощности увеличился с 472 МВт до 1095 МВт в прошлом году, в том числе для заявителей льготной категории он подрос со 175 МВт до 398 МВт. Но при этом в сопоставимых условиях падает объем полезного отпуска.

— Чем это оборачивается для компании?
 
— Затраченные на присоединение деньги не окупаются. И, кроме того, понесенные расходы включаются в базу инвестированного капитала компании, то есть в итоге все потребители региона в какой-то части тоже оплачивают эти расходы. Мы отвлекаем и без того ограниченные сейчас ресурсы на реализацию льготных договоров, потому что мы регулируемая государством организация. По сути, сети могли бы направлять эти средства на другие цели и выполнять быстрее свои прочие обязательства, но льготное ТП нас сдерживает.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь при выполнении договоров по присоединению разных категорий заявителей?

— На первую проблему, связанную с самой структурой инвестпрограммы, мы указали. Есть вторая, которая влияет на сроки исполнения и связана с предоставлением земельных участков для прохождения линий электропередачи. Если полностью соблюдать Градостроительный и Земельный кодексы, закон о проведении торгов, процедура техприсоединения в среднем занимает около 300 дней. Из них 150 дней тратим только на оформление земельных участков и разрешительных документов. Чтобы сократить этот срок, мы предложили проработать на законодательном уровне оформление сервитутов в упрощенном виде для размещения энергообъектов на землях третьих лиц.

Третья проблема — невостребованность мощностей и неисполнение обязательств заявителем. У МРСК Урала 2055 договоров с нарушением сроков по вине заявителей, и 95% из них — льготники. При этом мы все обязательства перед ними исполнили, готовы их присоединить и выдавать мощность. Проблема уже три-четыре года лишь обсуждается.

Попади в цель

— Есть крупные проекты, реализуемые компанией по техприсоединению в этом году?

— Два важнейших — ПС «Бакалинская» и ПС «Юрман». 1 июня в пригороде Челябинска на территории Красноармейского района специалисты Центральных элект­рических сетей филиала МРСК Урала Челябэнерго ввели в эксплуатацию подстанцию 110/10 кВ «Бакалинская». Это подстанция блочного типа с выключателем с одним силовым трансформатором мощностью 6,3 МВА. Электроснабжение обеспечивается от воздушной линии электропередачи классом напряжения 110 кВ ЧТЭЦ-3 — Лазурная, предусмотрена возможность резервного питания от ПС 35/10 кВ «Мирная». Центр питания обеспечит электроснабжение новой производственной площадки Челябинского компрессорного завода и позволит значительно повысить надежность и качество электроснабжения Красноармейского района. Объект построен в рамках реализации программы по технологическому присоединению потребителей к сетям Челябэнерго. Запрашиваемая мощность по заявке на ТП составила 5,5 МВт.
 
Энергетики другого нашего филиала Пермэнерго продолжают строительство подстанции 35/10 кВ «Юрман» в Кунгурском районе в рамках договора ТП, заключенного с ЛУКойл-Пермь. Эта компания построила на Ильичевском нефтяном месторождении газотурбинную электростанцию (ГТЭС) суммарной мощностью 16 МВт. Ее эксплуатация позволит ежегодно вырабатывать до 134,4 млн кВт•часов электрической энергии. Часть вырабатываемой энергии будет использоваться для разработки самого месторождения. Другая, в объеме до 120 млн кВт•часов в год, через подстанцию «Юрман» будет отправляться во внешнюю сеть Пермэнерго. Объем электрической энергии, поставляемой с ГТЭС «Ильичевская» в сеть через «Юрман», составит около 7,5% от общего объема потребности в электро­энергии Кунгурского энергоузла. Остальные проекты связаны с присоединением жилых районов.

— На чем еще будет сосредоточено внимание компании в этом году?

— Мы для себя ставим две важные цели. Первая — снижение себестоимости одного индивидуального техприсоединения с 126 тыс. рублей до 100 тыс. руб­лей. Это дается нелегко, потому что по условиям необходимо проводить и реконструкцию существующих объектов, чтобы не нарушать качество электроснабжения в отношении других потребителей. Это затратно.

— За счет чего снижать?

— Применять более простые материалы, четко отслеживать загрузку трансформаторов. Раньше на перспективу ставили трансформатор большей мощности, сейчас к этому осторожно походим. Экономия технологически обоснована, и другого выхода нет. По закону любого обратившегося мы должны присоединить к элект­рическим сетям, к тому же много надзорных органов, общественных организаций это отслеживают: электросетевая компания под пристальным вниманием.

Вторая цель: еще большее сокращение сроков техприсоединения. МРСК Урала выходит на протяжении уже трех лет на опережающий темп присоединения потребителей. В 2009 — 2010 годах были проблемы со сроками, компании не хватало производственных ресурсов. В 2013 году, исходя из общих трендов и ситуации, было принято решение ресурсы наращивать, покупать материалы и формировать бригады для выполнения работ хозспособом, что позволяет сокращать сроки. Нам нет необходимости проводить торги, получать подрядчиков через конкурсную процедуру. Если в прошлом году мы ставили себе планку выполнять собственными силами 25% от общего объема присоединения, то в этом году уже 35%.

С этой же целью внедряем интерактивные сервисы для клиентов. Договоры с компанией они могут заключать путем использования личного кабинета, при этом он может подать заявку в электронном виде, подписать электронной цифровой подписью, оплатить банковской картой и потом отслеживать ее выполнение в онлайн-режиме при помощи своих гаджетов. Такой пилотный проект мы уже реализовали в Екатеринбургской электросетевой компании. За шесть месяцев так принято 12% заявок. Планируем, что будет 30%. Мешает пока психологический барьер, нет привычки к такой услуге. Считается, что, если ты лично пришел в компанию, с сотрудниками поговорил, оно надежнее. Думаю, тут нужно всего лишь время.

— Помимо модернизации одна из основных забот энергетиков — это долги потребителей, как здесь ситуация выглядит?
 
— Вопрос с платежной дисциплиной актуален. Текущий объем общей дебиторской задолженности в МРСК Урала — 4,2 млрд рублей. Из них просрочено — 3,5 млрд рублей. В целом, несмотря на непростую экономическую ситуацию, большая часть контрагентов сохранили уровень платежной дисциплины. Всего лишь два контрагента постоянно формируют этот объем просрочки.
 
Просроченная дебиторская задолженность, по сути, это половина объема годовой инвестпрограммы, либо две годовые ремонтные программы энергокомпании, рассчитанные на три региона. Срыв сроков платежей создает угрозу выполнению производственных планов, что особо актуально в разгар ремонтной кампании. Чтобы не было негативных последствий, компания вынуждена покрывать кассовые разрывы, возникшие из-за неплатежей гарантирующих поставщиков, кредитами, обходящимися на сегодня недешево.

— Под какой процент привлекаете?
 
— Так как мы используем модель RAB-регулирования, по ней доходность инвестированного капитала оценивается в 12%, а банковские ставки на сегодня выше. В полном объеме инвестиции не компенсируются, такова цена просроченной дебиторки.

Над задачей по снижению дебиторской задолженности нужно продолжать работать. Это острая проблема. Если гарантирующие поставщики будут придерживаться позиции кредитоваться за счет сетевых компаний, то конечно, это приведет к плачевным последствиям.

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (МРСК Урала) осуществляет передачу электроэнергии по электрическим сетям напряжением 110 кВ — 0,4 кВ и технологическое присоединение потребителей к электросетям. В состав входят три филиала: Свердловэнерго, Челябэнерго и Пермэнерго, а также дочерняя Екатеринбургская электросетевая компания. К электрическим сетям МРСК Урала присоединено более 1,6 млн потребителей, в том числе 30 тыс. крупнейших промышленных предприятий Уральского региона. Протяженность электрических сетей, находящихся в зоне ответственности — более 122 тыс. км. Количество обслуживаемых подстанций — более 30 тысяч с общей установленной мощностью более 29,8 тыс. МВА.   
Комментарии

Материалы по теме

Сдавайся, мистер Хаос

Технологическое присоединение к электросетевой структуре «on-line»

ЕЭСК сократила сроки подключения предприятий малого и среднего бизнеса до 63 дней

Разбирали на детали

От заявки до электроснабжения в один клик

Курган снижает тарифы на электроэнергию

 

comments powered by Disqus