Осторожно, двери открываются

Грузовые перевозки

Грузовые перевозки

Стратегия повышения клиентоориентированности и трансформации холдинга РЖД из перевозочного в транспортно-логистический приносит результат

В середине июня в Уральской торгово-промышленной палате (УТПП) прошел день Свердловской железной дороги. «Наши отношения с СвЖД выстроены, благодаря этому удается находить решение вопросов, периодически возникающих у промышленников к работе железной дороги», — отрапортовал президент УТПП Андрей Беседин. «Мы открыты для сотрудничества. Если нужно встретиться, обсудить, я всегда готов», — заявил со своей стороны начальник СвЖД Алексей Миронов.

По итогам первого квартала 2015 года Свердловская железная дорога признана победителем отраслевого соревнования РЖД. Достигнуто значительное увеличение маршрутной скорости грузовых поездов (на 17%, здесь и далее — сравнение по итогам января — мая по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, если не указано иное), до 99,2% доведен показатель надежности (соблюдения согласованных с грузоотправителем сроков). Положительную динамику демонстрирует погрузка: плюс 1,3% против падения на 1,5% по сети в целом.

— Главное требование сегодня — предоставление безусловно выгодной для клиента схемы доставки грузов. Это определяется не только стоимостью, но и сроками, гарантированностью доставки. Кризисные явления в экономике потребовали от нас актуализации основных направлений развития, в том числе в части перевозок грузов, — отметил Алексей Миронов.

Каковы эти «магистральные» направления?

С трех сторон к одной цели

Решение обозначенной задачи базируется на трансформации компании из перевозочной в транспортно-логистическую. Работа ведется по трем направлениям: за счет изменений в структуре бизнеса и покупки профильных активов, повышения качества и удобства клиентских сервисов и внедрения новых технологий управления движением.

— Стратегическим приоритетом для компании является последовательное расширение спектра услуг в формате 3PL и 4PL, формирование глобальных логистических цепочек и предоставление услуг на основе сквозного тарифа по принципу «от двери до двери». Если раньше мы были исключительно перевозчиком груза, то теперь можем предоставить грузоотправителю комплексную услугу, включая, например, хранение, перевалку в портах, морской фрахт, перевозку по иностранным железным дорогам и т.д. Именно это мы понимаем под трансформацией перевозочной бизнес-модели в транспортно-логистическую. Процесс начался около трех лет назад, и в актуализированной стратегии развития холдинга РЖД он остается одним из приоритетных, — говорит Алексей Миронов.

Показателен опыт одной из самых эффективных железнодорожных компаний Европы — немецкой Deutsche Bahn, аккумулирующей более 50% прибыли за счет не перевозки грузов, а логистики, продажи комплексного продукта. В бизнесе РЖД доля логистики в 2012 году не превышала 18%. С целью ее увеличения завершено создание интермодального логистического оператора «Объединенная транспортно-логистическая компания» (ОТЛК), продолжается интеграция в холдинг компании GEFCO, новые сервисы запускают логистические «дочки» РЖД «ТрансКонтейнер» и «РЖД Логистика». Процесс носит не только внутрироссийский (один из знаковых проектов — «Транссиб за семь суток»), но и глобальный характер. Например, в декабре прошлого года между ОТЛК и логистическими компаниями из ОАЭ (Rais Hassan Saadi Group и Cargo & Logistics Dubai Airports) подписан меморандум о намерениях сотрудничества в части организации интермодальных перевозок из России и стран СНГ в ОАЭ, Иран и Индию.

Второе направление работы РЖД — усиление клиентоориентированности.

— Мы с членами правления предметно обсуждали способ наилучшей оценки эффективности и качества работы компании, — говорит президент РЖД Владимир Якунин. — Для такого рода оценки существует набор финансовых, технологических и других показателей, но мы посчитали главным критерием удовлетворение требований клиентов. Это не просто слова — это приоритет развития компании на ближайшие годы. Грузоотправителям необходимы простота взаимодействия с РЖД с точки зрения подачи заявок и оформления заказов, возможность получения информации о местонахождении грузов в режиме онлайн, доставка строго по расписанию и т.п. Клиентоориентированность для нас означает также взаимодействие с потенциальными клиентами, предложение им, к примеру, специальных тарифных условий, если речь идет об открытии новых предприятий, которые создают для РЖД дополнительную грузовую базу и высокодоходные для перевозки грузы.

Усиление клиентоориентированности — действительно не просто слова. Так, территориальные центры фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) РЖД уже предоставляют услуги по принципу «одного окна», став интегратором перевозки на всем пути следования груза и диспетчером на всех участках логистической цепи. И в УТТП представители предприятий рассказывали о положительном опыте работы со Свердловским ТЦФТО.

Третье направление — внедрение новых технологий управления движением, в том числе пропуск грузовых составов по твердым «ниткам» графика и формирование тяжеловесных поездов.

По данным СвЖД, в первом квартале этого года по твердым «ниткам» графика проследовало 1252 поезда (на 45,4% больше, чем за тот же период 2014-го). На железной дороге традиционно применяется технология отправки грузовых поездов «по готовности», при которой отправление зависит от готовности состава, наличия локомотива, локомотивной бригады и свободной «нитки». В соответствии с новой моделью, состав готовится к отправлению по твердой «нитке», что существенно уменьшает непроизводительные потери и позволяет радикально оптимизировать формирование грузопотоков. В настоящее время на постоянной основе по графику ведется перевозка по 17 направлениям, пользователи — предприятия «Евраз Груп», «Уралкалия», «Сибура», «Мечела» и других холдингов. В прошлом году технология получила международное применение: по графику реализованы перевозки минеральных удобрений из Соликамска и Березников (Пермский край) в КНР.

— Услуга перевозки грузов поездами с согласованным временем отправления и прибытия востребована рынком, особенно с учетом того, что перевозчик гарантирует транзитное время в пути, — отмечает директор по маркетингу и тарифной политике компании «ТрансКонтейнер» Виктор Жуков. — Заказчик услуги может планировать дальнейшее перемещение груза на склады и предприятия для последующей продажи или переработки. Если помимо железной дороги используется, например, водный транспорт, клиент может спланировать логистику в соответствии с графиком работы судов и избежать дополнительных расходов в порту.

Если от перехода на перевозку по графику грузоотправитель почувствует эффект сразу, то второй инструмент — развитие тяжеловесного движения — приведет к улучшению показателей работы дороги в перспективе, увеличив маршрутную скорость грузовых поездов. В 2014 году по СвЖД проследовало свыше 7,7 тыс. тяжеловесных поездов весом 7 — 9 тыс. тонн. Применение технологии позволило высвободить почти 4,6 тыс. локомотивных бригад и 1380 локомотивов.

Что на горизонте

По данным Росстата, доля грузооборота железной дороги в суммарном грузообороте всех видов транспорта по итогам января — апреля составила 45,2%. Это рекорд как минимум c 2000 года. Как отмечают в СвЖД, принимаемые холдингом меры позволили запустить процесс обратного переключения грузов с автомобильного транспорта на железную дорогу. По словам Алексея Миронова, эффект мог быть еще значительнее, если бы государство приняло меры в части сбалансированного регулирования транспортного рынка. Сегодня нередки ситуации, когда делимые грузы перевозятся на огромные расстояния демпингующими автомобильными перевозчиками. Это наносит бессмысленный и некомпенсируемый вред транспортной инфраструктуре. Как показало мероприятие в УТПП, даже предприятия, заинтересованные в минимизации транспортных расходов, разделяют позицию РЖД по этому вопросу. К примеру, предприятия УГМК в 2015 году увеличили объемы отгрузки железнодорожным транспортом в 2,5 раза.

— Усиление клиентоориентированности стало драйвером стратегического развития железнодорожного бизнеса. Ориентация на запросы клиента останется основополагающим принципом развития мирового железнодорожного транспорта и в долгосрочной перспективе. Специалисты по стратегическому прогнозированию считают, что эволюция отрасли будет идти по пути дальнейшей интеграции, цифровизации и дифференциации услуг. Скорость внедрения инноваций очень высока, — говорит Владимир Якунин.

Судя по последним событиям и производственным показателям, попытки холдинга РЖД включиться в эти глобальные процессы вполне успешны.     

Автор: Кузнецов Олег

Комментарии

Материалы по теме

Хватит грузить

Магистральная экономика

ГК «Оборонснабсбыт»: «Терминал«C.I.T.» — наш вклад в развитиелогистики будущего»

Госкомпаниям не привыкать вывозить экономику

Развитие закономерно

Процент раздора

 

comments powered by Disqus