Снимаем головные боли

Экспортное страхование

Экспортное страхование

Неисполнение условий контрактов и недоверие со стороны иностранного контрагента — главный риск для российских компаний, наращивающих экспорт на сложных и незнакомых рынках. Снизить потери можно, задействуя инструменты национального страхового агентства  

Российское экспортное страховое агентство ЭКСАР, Промсвязьбанк и екатеринбургская ГК «Бергауф.Строительные технологии» закрыли на днях сделку по предоставлению экспортного факторинга с покрытием ЭКСАР. Это первая международная сделка подобного типа, реализованная с компанией из Свердловской области. По словам генерального директора ГК «Бергауф.Строительные технологии» Ирины Невзоровой, использование инструмента позволит как минимум вдвое увеличить объемы выручки (по итогам 2014 года — 4 млрд рублей). 

— В прошлом году мы ввели два новых завода строительных материалов (в Башкирии и Новосибирской области), объемы выросли, и мы нацелились на новые рынки. Казахстан с этой точки зрения представляется очень перспективным. Однако проблема в том, что дистрибьюторы, с которыми мы сотрудничаем в этой стране, не имеют достаточных оборотных средств, чтобы работать с нами на условиях предоплаты. А давать им отсрочку платежа мы не готовы. Чтобы не терять рынки, нужны нестандартные инструменты.

Один из таких — факторинг: банк, предоставляя финансирование под уступку дебиторской задолженности, берет на себя часть «головной боли» российского поставщика. Однако и для него структурирование сделки с партнером из страны с другим законодательством, другой культурой довольно рискованно. Страховка ЭКСАР, предоставляемая банкам, защищает от возможных негативных сценариев поведения иностранной компании. «Поскольку кредитные требования при наличии договора страхования ЭКСАР относятся ко второй и третьей группе активов, мы имеем существенное снижение нагрузки на капитал, а значит, больше возможностей для финансирования клиентов», — добавляет плюсы уже для банка вице-президент Промсвязьбанка, директор Уральского филиала Евгений Павлов.

Как выяснилось в ходе делового форума, организованного Промсвязьбанком в Екатеринбурге, кейс компании «Бергауф» вполне типичен. Российские производители пытаются по максимуму использовать девальвацию рубля и увеличивают объемы поставок на экспорт. Ограничения в торговле с Европой заставляют многих обратить внимание на рынки стран СНГ, которые пока считаются «сложными». Есть компании, которые находят сбыт на экзотических рынках типа Кубы или Венесуэлы.

— Самое сложное для экспорта — неплатеж, — формулирует новые вызовы менеджер комбината «Ураласбест» Марк Розин. — Банки предлагают кредитные продукты, но нас больше волнует, как обезопасить себя от возможности неисполнения контракта. Менталитет партнеров разный, возникает много спорных вопросов, не все понимают, например, особенности нашего валютного контроля.

В регионах мало знают о возможностях экспортного страхования

Предприниматели давно говорили о том, что России необходимо национальное экспортное страховое агентство: все ведущие индустриальные страны активно используют этот инструмент для увеличения объемов бизнеса национальных производителей. Экспортные кредитные агентства действуют в 70 странах, считается, что при их участии складывается 10% объемов мировой торговли. В 2011 году такой институт появился и в России. Его совокупная страховая емкость, обеспеченная государственной гарантией до 2032 года, — 300 млрд рублей. На данный момент агентство завершило разработку линейки страховых продуктов как для банков, так и для экспортеров. В теории они должны помочь закрывать распространенные в деловой практике риски — непоступления валютной выручки, невозврата кредита, неполучения возмещения по аккредитиву, исполнения требований по банковской гарантии. Крупные экспортеры, имеющие долгосрочные контракты на однородные товары, активно начали использовать такой продукт, как страхование комплексных рисков от неплатежа иностранных покупателей. Среди компаний с активами на Урале его задействует «Евраз НТМК», поставляющий металлопродукцию в Беларусь, а также ЧМК, имеющий экспортные поставки металлопродукции на европейский рынок по прямым контрактам с отсрочкой платежа. По словам финансового директора «Синара СТМ» Романа Ноговицына, для некоторых компаний страховка ЭКСАР привлекательна еще и тем, что при ее наличии на контракт не распространяются торговые ограничения, связанные с санкциями ЕС. Поэтому часть экспортеров пользуются возможностью для минимизации политических рисков. По суверенным государственным рискам агентство дает 95%, по коммерческим — 90% покрытия от стоимости контракта. В отраслевом разрезе ЭКСАР поддерживает все направления, кроме сырьевого, особенно приветствуется высокотехнологичный экспорт. Возможности есть не только у крупных холдингов: в линейке предусмотрены и специальные продукты, предназначенные для малого бизнеса, однако для проведения такого рода сделок банкам нужно пройти аккредитацию в ЭКСАР. Среди уральских банков это сделал только банк «Кольцо Урала».

Несмотря на все явные преимущества за три года работы агентства страхование по всем разработанным видам продуктов предоставлено, по словам старшего менеджера по региональному развитию ЭКСАР Андрея Жигалова, 114 компаниям. Мягко говоря, немного.

Первая и очевидная причина, которую называют экспортеры, — стоимость страховки: удорожание составляет около 1,5%, но может доходить и до 3 — 5% годовых. Учитывая, что валютные кредиты сейчас обходятся в среднем в 14% годовых, это многих заставляет задуматься. Кроме того, не у всех хватает терпения пройти длительную процедуру оформления сделки: в среднем на это уходит полгода.

Другой явный провал — недостаток информации о возможностях агентства в регионах, особенно среди массы средних и малых компаний. «Наверное, это наша вина, что российские предприниматели зачастую не знают о имеющихся мерах финансовой и нефинансовой поддержки экспорта», — признает Андрей Жигалов. Один из способов продвижения, который сейчас задействует ЭКСАР, — заключение специальных соглашений с региональными властями. Встречи и переговоры с лидерами субъектов федерации состоялись в Свердловской, Оренбургской областях, Башкирии. Ближе всех к реализации предметных договоренностей подошли в Прикамье и на Южном Урале: в Пермском крае соглашение с губернатором Виктором Басаргиным с подробным планом взаимодействия с экспортерами уже подписано, в Челябинской области — ожидается со дня на день.

Комментарии
 

comments powered by Disqus