Газель цвета хаки

Средний бизнес

Средний бизнес

Екатеринбургская динамично растущая компания среднего бизнеса наращивает выручку на выполнении оборонзаказа и экспортных контрактов, расширяя мощности по выпуску военной продукции

Научно-производственное пред­приятие «Старт» им. А.И. Яскина в июне вводит в эксплуатацию второй сборочный комплекс площадью около 1500 кв. метров. В целом на модернизацию предприятия в рамках федеральной целевой программы предусмотрены инвестиции свыше 1,1 млрд рублей. С 2011 года выручка предприятия увеличилась в 6,3 раза. О главных факторах роста производства и перспективах развития в интервью «Э-У» рассказал генеральный директор НПП «Старт» Ринат Идрисов.

— Сегодня в структуре производства нашего предприятия более чем 99% составляет продукция специального назначения. Само предприятие — это в первую очередь конструкторское бюро. Раньше с КБ существовало небольшое опытное производство. Но в течение уже длительного времени создается серийный завод, потому что перед «Стартом» стоит задача выпуска серийной продукции.

Предприятие уникальное, ведь мы не только являемся разработчиком многих видов стартового оборудования для сухопутных войск, авиации и военно-морского флота, которое производят другие заводы, мы еще и сами выпускаем продукцию.

При этом мы активно растем. В 2015 году выручка «Старта» составила почти 4,3 млрд рублей, в 2016 году — более 5 млрд рублей, но были определенные проблемы в части выполнения гособоронзаказа. Во многом по этой причине произошла смена руководства завода. Сейчас проблемы практически решили, в этом году должны все поставить вовремя. По итогам этого года планируем выручить около 6,5 млрд рублей. Причина роста — увеличение объемов заказов как со стороны Минобороны, так и по линии военно-технического сотрудничества.

— С зарубежными заказчиками работаете через Рособоронэкспорт?

— Да, потому что наши изделия входят в различные комплексы вооружений. Но тут речь идет только об экспорте наземной техники. Это транспортные, заряжающие или транспортно-заряжающие машины в составе зенитно-ракетных комплексов «Тор», «Бук», С-300 и С-400. Иностранные государства ведут активную политику по повышению обороноспособности своих границ и территорий, что отражается на расширении географии экспортных поставок нашего предприятия. Поставки идут практически по всему миру: в страны СНГ, Южной Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Российская система противовоздушной и противоракетной обороны, наверное, лучшая в мире. Конкурентами здесь могут быть только американцы, но у них ценовой диапазон совсем другой. У нас лучшее соотношение цены и качества. В портфеле заказов НПП «Старт» продукция, реализуемая по линии внешнеторгового сотрудничества, составляет около 30 — 35% (в денежном эквиваленте).

Если говорить об авиационных изделиях, то мы работаем на российскую стратегическую авиацию, здесь ничего за границу не реализуется. С изделиями морской тематики — тоже: работаем только с Минобороны России. Например, для ВМФ выпускаем транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) для пусковой установки ЗРК «Штиль-1», в которых транспортируется сама ракета и производится ее пуск. Наш ТПК выбрасывает ракету пороховым зарядом на 30 метров, потом у ракеты включается маршевый двигатель. Разработанной нашим предприятием корабельной пусковой установкой «Штиль» запуск ракеты производился с промежутком 12 секунд, а сегодня после модернизации ракета уходит каждые 2 — 3 секунды. Кроме того, у модернизированного «Штиля» ниже радиолокационная заметность, потому что вся система находится под палубой корабля, а раньше стояла снаружи. Используется такая система на самых современных кораблях — многоцелевых фрегатах «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров» и «Адмирал Григорович», строительство таких кораблей будет продолжаться.

Выход в серию

— Несколько лет назад многие представители оборонных предприятий жаловались на задержки расчетов за поставленную продукцию в рамках оборонзаказа. Изменилась ли сегодня ситуация?

— Сегодня никаких задержек нет, оплата со стороны Минобороны производится своевременно. Наше предприятие обеспечено заказами на ближайшие несколько лет. Мощности загружены на 100%. К началу июня мы уже имеем на следующий год подписанные контракты, позволяющие загрузить мощности предприятия на 68%. Разумеется, будут еще поступать заказы. Я уверен, в итоге будут те же 100%. Уже к концу лета будем вынуждены переносить заказы с 2018-го на 2019 год.

— Переносить сроки выполнения заказов Минобороны?

— Конечно. Мы же не можем принять заказы, а потом их не выполнить.

— Не рассматриваете вариант расширения производства?

— Я об этом как раз говорю с учетом программы расширения и модернизации производства, которая у нас реализуется в настоящее время. НПП «Старт» включено в состав объектов инвестирования в рамках Федеральной целевой программы «Развитие ОПК РФ на период 2011 — 2020 годов» с проектами по техническому перевооружению предприятия, реконструкции и строительству дополнительных цехов.

Работа транспортной и заряжающей машин зенитно-ракетного комплекса С-300

На реализацию инвестиционного проекта в рамках ФЦП, включающего возведение объектов капитального строительства, реконструкцию и модернизацию существующих производственных мощностей, с 2012 по 2017 год предприятию выделено около 1,13 млрд рублей. Из них 918,7 миллиона — средства федерального бюджета, остальное — собственные средства организации.

В рамках проекта ведется строительство сборочно-окрасочного цеха, модернизация одного и строительство второго сборочных цехов (туда переведем производство всей наземной техники, таким образом освободим корпуса для работы с авиационной техникой, поскольку предполагается ведение большого количества опытно-конструкторских работ по авиации), реконструкция сварочного производства, техническое перевооружение механообрабатывающего и испытательного производства, строительство второго бомбоубежища. Ввод всех объектов в эксплуатацию планируется в этом году. В рамках собственных инвестиционных проектов предприятие с 2014 года начало усовершенствование испытательной базы, обновление станочного парка и запустило проекты по модернизации инфраструктурных объектов. 

Активно строимся, потому что объемы заказов растут. Сегодня они на порядок больше, чем были пять-шесть лет назад. Поэтому постепенно переходим от опытного к серийному производству.

— Расширение производства наверняка требует привлечение новых высококвалифицированных специалистов — инженерных и рабочих кадров. Как решаете этот вопрос?

— Конечно, проблемы есть. Корпус построить намного проще, чем найти специалистов. На начало этого года у нас было 1150 сотрудников, сейчас уже 1250. То есть набор ведем достаточно активно. У нас очень хорошая средняя заработная плата — более 60 тыс. рублей. При этом, поверьте, она такая высокая не за счет генерального директора и его заместителей. У нас нет стократных разрывов.

Одна из проблем в том, что мы находимся на окраине Екатеринбурга. Но у нас есть корпоративные автобусы, развозим работников по шести маршрутам. Кроме того, по моим ощущениям, более половины сотрудников нашего предприятия — жители микрорайона Компрессорный, где мы располагаемся.

На заводе очень развита преемственность поколений, работает много трудовых династий.

Кадровый вопрос остро стоит в нашем конструкторском бюро. Здесь работает 127 сотрудников, из них примерно половину составляют люди пенсионного возраста. Это очень уважаемые и заслуженные конструкторы, которым по 70 и более лет. Привлекать конструкторов из других коллективов очень сложно, поэтому надо брать толковых ребят и обучать самим. Задача такая поставлена.

Первым делом оборонка

— Президент неоднократно говорил о том, что большие оборонные заказы закончатся через несколько лет в связи с завершением программы модернизации вооруженных сил. Говорил о необходимости разработки на оборонных предприятиях программ конверсии. Как вы к этому готовитесь?

— Во-первых, как минимум до 2025 года у нас просматриваются хорошие перспективы заказов по линии Рособоронэкспорта. Во-вторых, мы производим ту продукцию, которая будет востребована министерством обороны еще долгие годы. Какое-то снижение объемов оборонзаказа будет, но несущественное. Например, мы участвуем в проектах стратегической авиации, а она будет только развиваться. С точки зрения морской тематики — это проекты, связанные с оснащением самых современных кораблей. Поэтому, я думаю, здесь также будут заказы на многие годы. По наземной тематике — так как мы сами являемся разработчиками стартовых машин, то постоянно находимся на острие, производим транспортные и заряжающие машины для систем самых новейших наших разработок. А системы ПВО постоянно модернизируются, потому что это главный щит нашей страны.

Но при этом указаний президента никто не отменял. По гражданской продукции есть определенные разработки. Участвуем с ними в выставках МЧС. Это ранцевый огнетушитель и система пожаротушения СПАС для добровольных пожарных дружин. В условиях частых пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке с небольшими отдаленными населенными пунктами важно иметь такой портативный модуль при начале возгорания до прибытия средств МЧС. Если будет хороший заказ на такую технику, мы не будем размещать гражданское производство на наших площадях в ущерб выполнению оборонзаказов, а рассмотрим варианты размещения в различных технопарках.

В производстве гражданской продукции главное — нащупать рынок. Если ты работаешь только в оборонной промышленности, то начинаешь терять компетенции: выходишь на свободный рынок и сразу задаешься вопросом — как это нет заказов? Поэтому очень важно здесь нарабатывать компетенции.

— Можете рассказать о ваших перспективных разработках продукции специального назначения?

— Мы сделали опытный образец транс­порт­но-заряжающей машины для арктического варианта зенитно-ракетного комплекса «ТОР-МТД» — того самого, что впервые был продемонстрирован на Параде Победы на Красной площади в мае этого года. Сейчас этот образец проходит государственные испытания в составе целого комплекса вместе с боевыми машинами. В этом году гос­испытания должны завершиться, и на следующий год предполагается получить первый заказ по серийной продукции. Также в завершающей стадии ОКР у нас универсальный балочный держатель на самолет — для внешней подвески авиационных средств поражения. Это по программе импортозамещения, где мы заменили украинского производителя. Ведем опытно-конструкторские работы по созданию такого же держателя для вертолетов. В ближайшее время включимся в опытно-конструкторские работы по проекту «Посланник» для стратегической авиации.

Также ведем опытно-конструкторские работы в рамках перевооружения кораблей современными системами новых зенитно-ракетных комплексов морского базирования. Например, есть очень эффективная наша система «Кинжал», которая стоит на многих кораблях, теперь начинаем ОКР по созданию такой более современной системы.

Запускается ОКР и по средствам защиты корабля от атакующих торпед подвод­ных лодок. В этих системах мы также будем участвовать.     

Справка:     

НПП «Старт» им. А.И. Яскина (Екатеринбург, входит в состав холдинга «Технодинамика» гос­корпорации «Ростех») — ведущее российское предприятие по разработке и производству стартовых пусковых установок, транспортных, заряжающих и транспортно-заряжающих машин для разных модификаций зенитно-ракетных комплексов «Тор», С-300, С-400, «Бук», корабельных пусковых установок, авиационных пусковых и катапультных установок, комплексов наземного обслуживания ракетных систем.      

               

 

 

 

 

Комментарии

Материалы по теме

 

comments powered by Disqus