В погоне за длинным прилавком

Ритэйл

Ритэйл

Рынок продуктового ритейла региона переживает экспансию федеральных сетей. Местные крупные пытаются не отставать

Екатеринбург стал объектом экспансии крупных сетевых игроков. Питерская «Лента» планирует открыть в этом году первый гипермаркет на дублере Сибирского тракта по соседству с мебельным центром «Гулливер» и METRO. В Академическом уже строится второй магазин сети. Первый «Лента» займет площадь более 12 тыс. кв. метров, в том числе торговой — 8,5 тысячи. Вторая будет иметь схожие параметры. На Уралмаше выбран участок для третьего гипермаркета, есть в планах и четвертый. Сеть присутствует в Перми, Нижнем Тагиле, Сургуте, в Екатеринбург питерцы заходят только сейчас. Но в Академическом первопроходцами они уже не будут — в начале года там открылся торговый центр, в котором заякорился «Мегамарт». В мэрии открытие называют знаковым: ТЦ «Академический» стал первым полноценным торговым центром в новом районе — с бутиками, с большим продуктовым магазином, развлекательной и спортивной составляющей.

Между тем крупнейший федеральный ритейлер Х5 Retail Group (сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») недавно приобрел 14 тыс. квадратных метров складов в Екатеринбурге, а областной Минстрой утвердил в начале года проект строительства распределительного центра-гиганта сразу для всех трех брендов компании площадью 35 тыс. кв. метров.

Базовые вложения

Постройка распределительных центров, которые завязывают на себя поставки в магазины сети и обрабатывают тысячи наименований продукции, свидетельствуют о том, что компания пришла всерьез и надолго.

В этом году, по данным комитета по товарному рынку мэрии Екатеринбурга, должен быть сдан еще один распределительный центр — федеральной торговой сети «Верный». Он совсем немного уступает центру X5 — чуть более 25 тыс. кв. метров.

К слову, в результате за счет внимания торговых сетей в выигрыше оказался сегмент складской недвижимости.

— 2015 год был для коммерческой недвижимости тяжелым — это факт. Единственный сегмент, который живет у нас более-менее неплохо и имеет хорошие перспективы развития и которого ощущается дефицит, — складская недвижимость. Это все отмечают: и по размеру вакантных площадей, и по уровню ставок, и по спросу, который есть в этом сегменте, — рассказывает полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области Андрей Бриль. — Как это выльется в инвестиции и в какой период — сказать трудно, нужно смотреть — какие бизнесы живут. Коммерческая недвижимость существует не сама по себе. Она существует для определенной категории пользователей.

Есть куда расти

Сетевым продуктовым ритейлерам как пользователям расти есть более чем куда — рынок свободен практически наполовину.

— На российском рынке продуктов питания на современные сетевые форматы торговли приходится лишь 48% оборота, что на четверть ниже, чем в соседних развивающихся странах. Эти форматы имеют значительный потенциал для роста, в том числе за счет сегментов гипермаркетов и магазинов «у дома». Рост будет происходить в результате вытеснения с рынка неспособных значительно снижать цены магазинов сетевого и несетевого «традиционного» ритейла, а также открытых рынков, — считает финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин.

Строительство распределительных центров становится, по мнению эксперта, дополнительным рычагом конкуренции. Создавая подобный узел, компания существенно облегчает себе логистику.

— Конкурентные цены в магазинах сетевого ритейла, как правило, могут появиться только по мере строительства распределительных центров, что улучшает коэффициент централизации поставок. После приобретения подобных активов я ожидаю усиления экспансии на рынок со стороны этого федерального ритейлера, — прогнозирует действия X5 Retail Group аналитик.

В этом году экспансия сети основательно затронет Большой Урал. В мае этого года в Сургуте (ХМАО) открылся первый магазин сети «Перекресток» (площадь торгового зала 775 кв. метров). Как сообщили в пресс-службе компании, больше половины ассортимента — продукция тюменских и сургутских производителей. В дальнейших планах сети — расширение партнерства с региональными поставщиками рыбной гастрономии и увеличение доли их продукции. К июлю ожидается открытие в городе еще четырех супермаркетов под брендом «Перекресток». С начала года в Уральском федеральном округе их уже открыто два, оба в Екатеринбурге. С учетом нового в Сургуте — на Урале сегодня работают 18 супермаркетов сети, в которых трудится около 900 человек. В текущем году развитие сети продолжится в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени и Магнитогорске.

Дискаунтеров сети «Пятерочка» сегодня — 7500 по всей стране. В ближайшие три года Урал может прирасти еще семью: X5 Retail Group договорился с Ростелекомом о передаче ряда площадок телекоммуникационного оператора под универсамы. Переданы будут помещения площадью от 350 кв. метров, перед «заселением» ритейлер проведет аудит.

В Челябинске в апреле открылся 108-й магазин этой сети. В Екатеринбурге «Пятерочек» 103, всего сеть присутствует в 30 городах Свердловской области. В Прикамье магазины работают в 17 городах.

Экспансия для всех

Не менее знаковый пуск — вторая очередь флагманского магазина региональной сети «Кировский» на Сиреневом бульваре в Екатеринбурге. Под торговлю в новом ТЦ отведено 4 тыс. кв. метров. Из свежих же примеров — «Кировский» приобрел значительную часть магазинов сети «Атлант».

А популярная челябинская сеть «Ариант» устремилась в Сибирь — с апреля этого года она уже открыла десять фирменных минимаркетов в Новосибирске, всего компания рассчитывает создать в регионе не менее пятидесяти торговых точек.

Агрессивная экспансия федеральных и крупных региональных ритейлеров характерна для кризисного времени. Стратегии «бури и натиска» сегодня придерживаются практически все заметные игроки. Этому есть одно простое объяснение — расширение влияния на рынке в непростой для экономики период обойдется значительно дешевле. Проще приобрести готовые объекты «под ключ», заключить долгосрочные договоры. В комплекте с «намоленным» покупателями местом нередко идет готовый штат работников и пул поставщиков. В авангарде экспансии — раскрученные сети с хорошей «подушкой безопасности» в тылу. Источник сил характеризует аналитик РИЦ УПН Гурам Тухашвили: у них больше ресурсов, больше возможностей по кредитованию и больше преференций.               

Комментарии

Материалы по теме

Санкции и еда

Менять вкусы, но не стратегию

Запретный плод

Интерес международных торговых сетей к России снижается

В Уфу пришел «Декатлон»

Коротко

 

comments powered by Disqus