Краудфандинг мечты

Обсуждение решения суда о признании художника-акциониста Петра Павленского виновным в повреждении объекта культурного наследия

Художник-акционист Петр Павленский должен выплатить штраф в полмиллиона рублей за поджог входной двери подъезда № 1 здания ФСБ на Лубянке: 8 июня суд признал Павленского виновным в повреждении объекта культурного наследия во время последней акции «Угроза». Кроме того, Павленский должен компенсировать ущерб в 481,5 тыс. рублей.

Павленский облил дверь бензином и поджег главную дверь ФСБ в ночь на 9 ноября 2015 года. Семь месяцев провел под арестом в следственном изоляторе. Сначала его обвинили в вандализме, совершенном по мотивам идеологической ненависти (ст. 214 УК), затем статью переквалифицировали на «повреждение объектов культурного наследия» (ст. 243 УК): эксперты Центральных научно-реставрационных проектных мастерских признали дверь, построенную по чертежам архитектора Щусева, историческим объектом и оценили ее в полмиллиона рублей. Сторона защиты, однако, утверждает, что дверь, которую поджег Павленский, — новодел: еще в 2008 году служба заменила старую дверь на новую.

Павленский в суде соблюдал регламент молчания и только просил переквалифицировать обвинение на «терроризм». Еще в ноябре художник говорил, что посвятил свою акцию «Угроза» уголовным делам о терроризме, которые необоснованно, по его мнению, возбуждала и расследовала Служба безопасности.

Напомним, в мае мировой судья Санкт-Петербурга на выездном заседании в Москве вынес Павленскому приговор за другую акцию «Свобода» — поджог покрышек на Малом конюшенном мосту в Питере в 2014 году. Суд назначил художнику ограничение свободы, но освободил от наказания за истечением срока давности.

Освобожденный 8 июня в зале суда Петр Павленский сообщил, что не собирается платить штраф и просил не собирать для него средства. Бизнесмен Евгений Чичваркин заявил «Эху Москвы», что готов оплатить штраф художника и таким образом приобрести сожженную дверь ФСБ: по его словам, она является важнейшим символом очищения. Блогосфера предлагает краудфандинг.      

Юрий Самодуров
Я уверен, что несправедливо и неправильно считать очень важную и значимую акцию cкороморошеского танца Pussy в ХХС со словами «Богородица, Путина прогони» и «Черный клобук, золотые погоны ...» «художественной самодеятельностью» (как я прочел в комментах одного хорошего искусствоведа) не только потому, что она была оплачена «двушечкой», а потому что назвать публично сращение РПЦ с КГБ и Путиным своими словами прямо на амвоне в ХХС — не менее важно, чем то, что сделал Павленский. И мне кажется, что Павленский не пришел бы к своей акции «Угроза», если бы не было акции в ХХС. И я считаю, что пропасти между акцией Павленского и акцией «Войны» «Х-на мосту» и Pussy в плане художественном нет. Есть просто еще одна ступень, на которую после «Войны» и «Pussy» поднялся и стал Павленский, поскольку объектом его акции было уже само ГБ и сам «кощеев» вход в ГБ в здании на Лубянке, а смысл его акции, как правильно определил его вчера на Радио Свобода Сергей Григорьянц в том, что акция Павленского это почти первая в истории нашей страны бесстрашная встреча русского народа в лице Павленского с ГБ, с Лубянкой. (По-моему, еще раньше такой же важной встречей был «Архипелаг ГУЛАГ», но это из «другой оперы»). Конечно, чтобы стать на ту ступень, на которую поднялся Павленский, требуется не только придумать акцию, но и сделать ее, для чего нужно быть готовым пожертвовать своей жизнью, как он. В этом смысле акция Пвленского и он стоят в акционизме особняком и в этом смысле они уникальны.    

Александр Морозов
<…>Политически получается, что ФСБ оказалась менее кровожадной, чем Московский Патриархат.                  

Andrey Loshak
Освобождение Павленского на самом деле — его поражение. Тот редкий случай, когда левиафан оказался хитрее, чем это можно было предположить. Акция была построена как жертвоприношение, горящие врата ада — лишь вступление, настоящее действие должно было развернуться после приговора, среди бараков и блатных, зона — это голгофа, взойдя на которую Павленский должен был искупить грехи нашего жалкого времени, а сама акция — стать самой длительной и самоотверженной в современном искусстве. В этом принципиальная разница между акциями Павленского и Пусси Райот. «Кощунницы» не прогнозировали репрессий, хотя настоящий смысл акции, вознесший девушек в пантеон совриска, раскрылся именно в них. Павленский сознательно шел на жертву, но левиафан отступил, и произошла осечка. Выводов здесь несколько. Во-первых, в любом случае прекрасно, что художник на свободе. Во-вторых, очевидно, что современное русское искусство может быть только политическим, поскольку только оно бьет в нерв общества так, что сотрясаются стены Лубянки. Все остальное уже давно превратилось в обслуживание интересов платежеспособных буржуа и их коллекций. На Западе это особенно гадко — все эти Каттеланы и Бэнкси, за миллионы продающие богатеньким эстетически оформленный протест, выглядят как жалкая пародия на современное искусство. Нет у них, простите, яиц, чтобы выйти и прибить их к брусчатке на Красной площади (в оправдание, правда, можно сказать, что Красной площади у них тоже нет, но это отмазка из разряда «плохому танцору...»). В-третьих логически следует из во-вторых: именно Россия и прочие страны с авторитарными режимами сейчас — идеальная территория для развития совриска и что-то мне подсказывает, что Павленский на достигнутом не остановится и все-таки добьется от левиафана нужной ему оценки своего творчества.    

Victoria Ivleva-Yorke
Павленский на свободе, и теперь поползут разговорцы, что он — проект Кремля, запутинец и вообще сурковская пропаганда. А на самом деле он — просто еще одно доказательство постмодернистского старения российской власти, ее хаотичности, непонимания ею современного хода бытия и, в конечном итоге, ее полного бессилия.     

Leonid Volkov
Перформансом Павленского был не поджог двери, а весь этот процесс от начала и до конца. Грандиозная победа над системой, крутой он. <…>Теперь все желающие смогут поучаствовать в краудфандинге на поджог двери ФСБ, шикардос, краудфандинг мечты.    

Michael Pojarsky
<…> Вспомнилось мне, как когда-то на Триумфальной придумали веселую акцию: люди ломились в автозак, а мусора их туда не пускали. Это все логично на самом деле, если мы вспомним, что главная задача нашего государства — тащить туда, куда не хотят, и не пущать туда, куда хотят. Не хочешь в СИЗО — потащат, хочешь в колонию — не пустят. Так и живем.    

dm_e
Готов скинуться Петру Павленскому на штраф, чтобы дверь ФСБ горела и за мой счет тоже.                                  

Комментарии
 

comments powered by Disqus