Мало и без тельняшек

Средний бизнес

Средний бизнес

Быстрорастущих средних компаний на Урале почти нет. А те, что есть, заточены исключительно на российский рынок и во многом опираются на нефтегазовый сектор. Это вызывает тревогу   

АЦ «Эксперт» представляет итоги девятой волны исследования «газелей» — компаний с выручкой от 200 млн до 20 млрд рублей, которые в течение четырех лет прирастают минимум на 30% в год. Имя выносливого животного динамично развивающимся средним предприятиям в 80-х годах прошлого века присвоил американский ученый Дэвид Бёрч. Он обратил внимание на то, что такие организации вносят наибольший вклад в структурные изменения в экономике и рост занятости.

Сразу сделаем несколько оговорок. По закону, средним является предприятие с выручкой от 800 млн до 2 млрд рублей. Однако нам важно было расширить этот диапазон: снизу — чтобы обратить внимание на перспективные малые предприятия, сверху — чтобы выявить компании, набравшиеся сил, способные лоббировать свои интересы и, вероятно, влиять на региональную экономику.

Другой момент — в поле наших интересов попали только независимые фирмы, не аффилированные с более крупными структурами, не входящие в состав холдингов, не принадлежащие государству или госкомпаниям. Кроме того, мы исключили из расчетов предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей. Сложное решение: семь лет подряд ритейлеры наравне с производителями входили в общий рейтинг. Мы возлагали большие надежды на продавцов: мировой опыт показывал, что из них подчас вырастают отличные промышленники. Однако за все годы наблюдений более-менее успешных историй перехода из одной категории в другую так и не случилось. 


 
Источником информации о деятельности средних предприятий являлись система СПАРК и корпоративные сайты. И здесь еще одна оговорка — качественно мы можем работать лишь с базами позапрошлогодней давности. Поэтому читателю придется ненадолго перенестись в 2014-й.

Красная книга

В Урало-Западносибирском регионе «газелей» по итогам 2014 года набралось всего 20. И это не такой уж плохой результат, если сравнивать с результатами 2013-го: тогда мы обнаружили 34 стремительные фирмы, но 16 из них — из сферы торговли. Если вспомнить 2008-й, радоваться нечему: восемь лет назад динамичное поголовье состояло из почти 160 компаний. 

Совокупная выручка «газелей» с 2010 года увеличилась в 6,3 раза и составила в 2014 году 14,2 млрд рублей, при этом доход половины компаний уместился в диапазон 400 млн — 1 млрд рублей. В выборке нет ни одной фирмы с выручкой от 11 до 20 млрд рублей (заметим, правда, что 11 миллиардов — довольно высокая планка для среднего бизнеса, в рейтинге 400 крупнейших компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2014 года она покорилась 161-й компании.

В отраслевом разрезе более трети совокупной выручки «газелей» (38,7%) пришлось на десять компаний сферы строительства, чуть меньше (35,1%) — на две компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Число строительных компаний в списке планомерно росло на протяжении последних трех волн исследования, и в 2014-м достигло максимума. Это довольно просто объяснить. Региональный рынок недвижимости с 2011 года активно развивался, каждый год территории устанавливали новые рекорды ввода жилья. В 2014-м отрасль была поддержана двумя волнами истерии: весенней (на фоне санкций) и зимней (на фоне резкой девальвации рубля). «Такого года у нас еще очень долго не будет», — заметил как-то глава компании «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев. Думается, что по итогам 2015-го существенная часть строительных «газелей» сдуется.  

На протяжении нескольких волн исследования территорией с наибольшим поголовьем «газелей» оставался Средний Урал. По результатам 2014 года захватить лидерство не удалось никому, резвые фирмы тонким слоем «размазались» по макрорегиону: в Башкирии, Пермском крае и Тюменской области дислоцировано по четыре предприятия, в Свердловской и Челябинской области — по три, в Удмуртии — два. В Курганской и Оренбургской областях «газелей» по итогам 2014 года не обнаружено.

Среди быстрорастущих фирм мы не нашли ни единого экспортера. Все ориентированы исключительно на внутренний рынок. Для справки: по итогам 2014 года почти 5 тыс. средних компаний Урала вывезли за границу товаров и услуг на 23 млрд долларов, что на 60% меньше чем в 2013-м. Львиная доля экспорта — продукция нефтяных и металлургических компаний, балансирующих на грани крупного и среднего бизнеса и, как правило, являющихся дочерними предприятиями мощных холдингов.

Для «газелей» характерен более низкий (по сравнению со средним бизнесом в целом) уровень кредиторки. Медианное значение доли задолженности в выручке быстрорастущих компаний в 2014 году составило 23,3%, средних — 27,8%. Заметим, среди «газелей» популярны краткосрочные заимствования (медианное значение — 27,6%), к долгосрочным обязательствам они холодны (медианное значение — 5,1%). Ничего неожиданного в этих показателях нет: быстрые компании развиваются на быстрые деньги.

Стратегическая селекция

Надо понимать, что после кризиса 2008 — 2009 годов «газели» на Урале перестали быть системным феноменом, глобальной силой, способной обеспечить структурный сдвиг. Они годились, пожалуй, только для того, чтобы вдохновлять на свершения мечтающих о своем деле молодых людей или начинающих предпринимателей. Не отрицаем: отличная роль (особенно в России, где фирму хотят открыть единицы процентов граждан), но все же второго плана. Исходя из этой логики, в прошлом году мы расширили периметр исследования, включив в него средние предприятия, растущие последнюю четырехлетку минимум на 20%. В этот раз опыт был повторен. Нам удалось отыскать 21 фирму, соответствующую заявленному параметру. Причем некоторые из них (например, Кольцовский комбикормовый завод, «Агрониву», маслозавод «Нытвенский», «ПаклайнУрал», «Тепловые электрические сети и системы») можно с легкостью причислить к «газелям», поскольку минимальный прирост их доходов за 2010 — 2014 годы составил 27%.  

Может ли 41 компания стать значимым макроэкономическим ресурсом — вопрос открытый. Голые цифры говорят, что пока нет. Доля широкого круга динамичных фирм в общем объеме средних организаций Урала — менее 1%, по выручке ситуация та же. Их без микроскопа (коим, надеемся, может стать наше исследование) рассмотреть почти невозможно.

Кроме того, смущает и еще один аспект — доход более 1 млрд рублей имеют всего две «газели» («Буровые системы» из Удмуртии и «Ойл-Сервис» из Башкирии) и шесть менее динамичных компаний (среди них, например, тюменская «Самотлорнефтепромхим», Тюменский НИиПИ нефти и газа, челябинский «Уралнефтемаш»). Как видно, существенная часть относительно крупных фирм завязана на одну отрасль — добычу углеводородов. Потому говорить о диверсификации и тектоническом сдвиге преждевременно.   

Между тем мы не устаем повторять: при должном выстраивании системы выращивания глобальных игроков, системы отбора и поддержки успешных компаний среднего бизнеса, системы распространения лучших управленческих практик даже несколько десятков предприятий могут изменить экономический ландшафт региона (оставим за рамками размышления о структурных реформах, стимулировании инвестиционного потенциала, административных барьерах, честных судах, проверках и т.д.).

Возможность, которая уже просматривается, — развитие АПК (на долю компаний комплекса приходится 12,2% совокупной выручки фирм, растущих минимум на 20% в год). Дополнительный стимул — курс на импортозамещение. Совсем недавно Институт международных отношений и мировой экономики (ИМЭМО) провел апдейт исследования по данной тематике. В 2015 году прирост выпуска продукции в пищевке благодаря российской внешней политике составил 2%.

Сектора, в которых динамичные компании отсутствуют в принципе, — фармацевтика, биотехнологии и ИТ. Стимулы к их развитию те же, что и в агропроме, с одной лишь разницей — в АПК речь идет о безопасности продовольственной, а здесь — информационной и, чего скромничать, национальной.

Дополнительные материалы:

Таблица 1: Уральские "Газели" по итогам 2014 года
Таблица 2: Динамично растущие компании Урало-Западносибирского региона по итогам 2014 года

Дополнительные материалы

Уральские «газели» - 2016 (по итогам 2014 г.)

Комментарии

Материалы по теме

 

comments powered by Disqus