Дороги — дело государственное

Безопасность дорог

Безопасность дорог

Понятие безопасной дороги включает комплекс мер — от формирования потребности у всех участников движения соблюдать установленные правила и нормы этики до полного и строгого соответствия параметров дороги нормативным требованиям, уверен председатель совета директоров, заместитель генерального директора ОАО «Дорожно-строительная компания «АВТОБАН» Николай Серегин

— Николай Петрович, как вы оцениваете текущую ситуацию с качеством и безопасностью региональных и федеральных дорог? Как она изменилась за последние два-три года?

— На прошедшем весной заседании Президиума Госсовета были приведены такие данные: за десять лет на российских дорогах погибло около 300 тыс. человек, что могло бы составить население небольшого российского города. В 2015 году произошло 184 тыс.
ДТП, при этом погибло 23 144 человека, 231 197 получили травмы. Почти 87% ДТП произошло по вине водителей и 33% связаны с сопутствующими ДТП дорожными условиями, которые не являются причиной ДТП. Так что винить только дорожников в страшной статистике нельзя: причины ДТП расследуются и решения по ним определяются судом. Хотя дороги объективно становятся лучше, все еще около 40% федеральных трасс не соответствует нормативному состоянию, территориальные дороги — еще хуже. Глобальная причина видится в недофинансировании строительства, реконструкции и капремонта. При этом отмечу, что работы по текущему ремонту и содержанию доведены до соответствия нормативам.

— Какие факторы влияют на состояние дорог? Какие составляющие комплексной системы безопасности дорожного движения можно назвать?

— Укоренилось мнение, что безопасность движения на дороге можно обеспечить исключительно регулирующими и ограничительными мероприятиями. Между тем в основу гарантий безопасности дороги должны быть положены комплексный подход, оптимальные конструктивные и технологические решения по всем элементам дороги, которые обеспечиваются качественным строительством. На безопасность дорожного движения влияет множество факторов — от концепции развития транспортной системы страны, проработки инженерных решений, выбора технологии выполнения работ до соответствия расчетных параметров фактическим, достигнутым после строительства. Той же идеологии следует придерживаться и при содержании дорог.

Остановлюсь подробнее на параметрах концептуального подхода к системе безопасности движения и формированию сети безопасных дорог.

Первый — концепция развития транспортной сети России и методика определения приоритетности и значимости должны быть основаны на математической модели транспортного обеспечения и связи регионов с учетом обоснованной потребности и направлений грузоперевозок. Для сбора и обработки статистической информации, обоснования математической модели развития сети дорог необходимо воссоздавать отраслевые НИИ, специализирующиеся на всем комплексе проблем дорожного хозяйства, в том числе и безопасности движения, как это было в Советском Союзе.

Второй — функциональное назначение элементов дороги. Безопасность и комфортность движения должны учитываться уже при проведении проектно-изыскательских работ — как дорога впишется в ландшафт, как запроектировано земляное полотно, какие дорожно-строительные материалы предусмотрены проектом.

— Стимулирует ли законодательство в области дорожного строительства внедрение более качественных и современных материалов, влияющих на безопасность дорог?

— ОАО «ДСК «АВТОБАН» как подрядная дорожно-строительная организация в своей деятельности руководствуется следующими федеральными законами: «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», «О концессионных соглашениях», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», «О контрактной системе (о госзакупках)». Следует признать, что в части создания законов есть положительные сдвиги. К примеру, закон о госзакупках ФЗ-44, о необходимости которого так долго говорили дорожники страны, сменил изживший себя ФЗ-94, хотя на определенном этапе это был прорывной документ. Но все же пока эта область у нас несовершенна. Законотворчество должно быть в постоянном развитии, любой закон должен обеспечивать механизм своей реализации, это важно для каждой отрасли народного хозяйства. Можно привести пример государственно-частного партнерства. Государство и бизнес должны нести солидарную ответственность за реализацию проектов, на деле же получается, что всегда прав заказчик. Банк, обеспечивающий часть финансирования, заинтересован в первую очередь в возвратности средств с маржой. Мы как подрядная организация считаем, что все стороны концессии обязаны нести равные риски.

— Какой эффект способно принести введение дорожных фондов?

— «Окрашенность» денег дорожных фондов, их целевое использование было условием еще при их создании в 1998 году. Сейчас же, после второго их «пришествия» в 2011 году, почему-то территориями допускается их неадресное применение, во всяком случае, публикации об этом появляются. Но эффект от дорожных фондов ощутим еще и потому, что это целевые деньги.

— Какие условия, на ваш взгляд, необходимо реализовать для повышения безопасности дорог?

— Повторюсь: надо определиться с потребностью в дорогах на федеральном уровне, учитывая при этом все множество факторов. Дорожная сеть страны должна быть неотъемлемой составной часть единой транспортной системы страны. Государство должно создать условия для создания и эффективной работы законов, заинтересованности бизнеса в создании и применении передовых технологий и материалов. Дороги — дело государственное. Необходимо помнить, что понятие безопасной дороги включает в себя весь комплекс мер от формирования потребности у всех участников движения соблюдать установленные правила и нормы этики до полного и строгого соответствия параметров дороги нормативным требованиям.
 

 

 

 

Комментарии

Материалы по теме

Рейтинг строительных компаний Урала и Западной Сибири

Стремление к нулю

Каток политической воли

Оренбургская область получит миллиард на дорогу до Казахстана

Юбилейная Уральская Строительная Неделя 2015

X Камский форум профессионалов рынка недвижимости, строительства и инвестиций пройдет 25-27 марта в Перми

 

comments powered by Disqus