Ударим пробегом

Авторынок

Авторынок

Автодилеры смогут укрепить позиции на рынке, увеличив долю продажи подержанных автомобилей

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за три первых месяца 2016 года упали на 16,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за первый квартал реализовано более 319 тыс. авто. Треть рынка удерживает группа AvtoVAZ-Renault-Nissan (падение продаж составило 20,9% к аналогичному периоду 2015 года). На втором месте Hyundai-KIA с долей рынка в 20% (падение в первом квартале на 17,7%). Третью строчку занимает Volkswagen Group с долей в 10,8% и падением на те же 17%. Для сравнения, продажи легковых авто в Европе за этот же период увеличились на 8% до 3,9 млн единиц и приблизились к показателям докризисного 2007 года.

Согласно прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ, анализирует рынок на основе данных производителей), в 2016 году российский авторынок составит 1,5 млн автомобилей, что на 4,7% меньше, чем в 2015-м. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер убежден, что «автомобильный рынок в РФ постепенно движется к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев последовательного снижения». По его мнению, дальнейший прогресс зависит от макроэкономического окружения и последовательности усилий правительства по стимулированию спроса в ближайшие месяцы.

Как эксперты и участники рынка оценивают его состояние и перспективы?

Замедляемся, но не тормозим

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков считает, что отрасль продолжает переживать трудный период, появились новые вызовы:

— За минувшие два-три года рынок сократился почти вдвое, это привело к тому, что впервые за 20 лет количество дилерских предприятий в России сократилось. Кроме того, в 2015 году с рынка ушли некоторые автомобильные марки, например Chevrolet и Opel. Резко сократилось и количество моделей авто: если пару лет назад на рынке было более 500 моделей, то сейчас их осталось немногим более 300.

Регионы с наибольшими объемами рынка* в 1 квартале 2016 года
Регионы объем рынка* в 1 кв. 2016, ед. Автокредиты доля автокредитов в объеме рынка в 1 кв. 2016 *
1 кв. 2016, ед. 16/15, %
1.Москва 48 539 10 369 73,90% 21,40%
2.Московская обл. 21 109 7 408 71,20% 32,90%
3.Санкт-Петербург 18 404 6 954 71,00% 40,30%
… 7.Башкортостан 8 584 4 268 73,80% 49,70%
… 9.Свердловская обл. 6 825 2 720 54,60% 39,90%
Источник: Данные и расчеты НБКИ и «Автостата»
*на основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ

— За первые три месяца этого года количество официальных дилеров легковых автомобилей в РФ уменьшилось примерно на 6%, — подтверждает тенденцию сжатия рынка аналитическое агентство «Автостат». — По состоянию на апрель 2016 года в общей сложности насчитывается более 3,5 тыс. дилеров. Еще в январе нынешнего года их количество составляло примерно 3,8 тысячи. Сильнее всего сократились дилерские сети Opel и Chevrolet: за первый квартал они потеряли 87 и 42 дилеров соответственно. При этом у немецкой марки остались только сервисные центры, а у американской еще функционируют девять дилеров, занимающихся продажей и обслуживанием автомобилей Chevrolet премиального сегмента. На 25 автоцентров сократилась дилерская сеть у Changan, на 12 — у Honda, на восемь — у Great Wall, на шесть — у Geely, Lifan и SsangYong. Вместе с тем некоторые производители нарастили количество автосалонов. Например, АвтоВАЗ увеличил сеть на десять дилеров (всего 331 салон, имеет самую крупную сеть в стране). На восемь автосалонов больше стало у Hawtai, на четыре — у Ford.

По мнению главы РОАД, российский авторынок будет продолжать падать: «Возможности клиентов стали намного более скромными. Правительство отчасти помогает автомобильной отрасли, но этих мер недостаточно. Действуют три гос­программы — льготного автокредитования и льготного лизинга, а также обновления парка автотранспортных средств».

По итогам первого квартала 2016 года количество купленных в кредит автомобилей (по информации 3,7 тыс. кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй) составило 100 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 65,7% (в первом квартале 2015 года — 60,4 тыс. единиц). Произошло существенное увеличение доли «кредитных» автомобилей в общем объеме автомобильного рынка — 37,3% от общих продаж в первом квартале 2016 года (в 1 квартале 2015 года — 22%). Действие программы льготного автокредитования существенно замедляет падение рынка, но, увы, не может полностью его остановить, подчеркивает Владимир Моженков.

Посмотрим на ситуацию в региональном разрезе. Статистики по субъектам нет. Но есть данные по федеральным округам. По оценкам «Автостата», по итогам первого квартала 2016 года рост рынка новых легковых автомобилей зафиксирован только в Северо-Кавказском (+8,9%) и Северо-Западном (+6%) федеральных округах. Уральский показал плюс 0,5% (всего продано 7,6 тыс. автомобилей) только по объемам продаж в марте (к аналогичному месяцу прошлого года). В столице УрФО Екатеринбурге (доля по стране — 2,1%) в январе-феврале 2016 года (более свежими данными мы не располагаем) продано 4 тыс. легковых машин. По данным Auto-Dealer-Екатеринбург, это на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в феврале рынок сократился на четверть: это падение стало самым «мягким» начиная с декабря 2014 года. Количество автосалонов в региональном центре сокращается: например, в апреле об уходе объявил Cadillac. Ближайшая точка продаж автомобилей этой компании переместится в Челябинск. В марте свердловский арбитраж признал банкротом «УралФранс­Авто» (компания занималась реализацией и обслуживанием французских автомобилей в Екатеринбурге с 1999 года).

Топ-10 производителей в январе-марте 2016 года
Группа Продажи Измен. % доля%
AVTOVAZ-RENAULT-NISSAN 106129 -20,9 33,3
HYUNDAI-KIA 62404 -17,7 19,6
VW Group 34457 -17 10,8
Toyota Group 27191 -3 8,5
MERCEDES-BENZ 10960 -14,6 3,4
GAZ LCV 9834 8,5 3,1
FORD 9747 92,6 3,1
УАЗ 9466 26,6 3
BMW Group 7716 -11,1 2,4
GM Group 6852 -49 2,1
Источник: AEB

 
Ранее вице-президент РОАД Вячеслав Жигалов высказывал опасения, что обанкротиться в РФ в 2016 году могут до 1 тыс. дилеров — это четверть рынка: «Дилерские центры могут лишиться половины загрузки сервиса, а у них три четверти доходов формируется за счет сервиса. Существующая программа поддержки автопрома ориентирована на производителей и не учитывает начало и конец цепи — производителей сырья и сеть сбыта».

В Приволжском ФО (Большой Урал представлен Оренбургской областью, Башкирией, Удмуртией и Пермским краем) в марте нынешнего года рынок остался на точно таком же уровне, что и год назад — 22,7 тыс. авто. Региональные игроки надеются на стабилизацию и поднимают цены (в среднем на 1 — 5%), но готовятся к очередному падению. Задача максимум — сохранить объемы 2015-го. Так, Автотехсервис (официальный дилер Subaru в Башкирии) в 2015 году продал 170 автомобилей, а в этом старается «не растерять наработанное».

По мнению президента и исполнительного директора Mitsubishi в России Наоя Такаи, главная задача для дилера — оптимизировать расходную часть: «Кто-то сокращал персонал на 20 — 30%, кто-то урезал рекламные расходы — теперь у них структура прибыли значительно поменялась, и они все должны пережить 2016 год. У нас есть дилеры, которые по разным причинам ушли в «спящий режим». Как правило, это монобрендовые дилеры, на которых легла очень тяжелая финансовая нагрузка».

Подержаться за подержанное

Владимир Моженков считает, что дилеры вынуждены переформатировать бизнес-модель: «Они фиксируют спад продаж новых машин с марта 2013 года. Это привело их к решению скорректировать бизнес-модель и выйти на рынок подержанных машин».

Дилеры рассчитывают увеличить продажи подержанных авто в четыре раза за счет формирования Национальной базы автомобилей с пробегом. Проект представлен в апреле на Конвенции российских автомобильных дилеров. Для решения задачи роста продаж подержанных авто дилерам нужно обеспечить чистоту сделки. Создатели российской базы подер­жанных авто ориентировались на западный опыт развития подобных ресурсов.

В России рынок автомобилей с пробегом существует всего 25 лет, а, например, в США — с 1980-х. Там работает крупнейшая база автомобилей с пробегом CarFax и еще одна — BlueBook. В Европе есть база AutoCheck. Зарубежный опыт показывает, что автомобили, внесенные в базы, в итоге продаются на 10 — 20% дороже, чем машины, которых в базах нет.

Предполагается, что российский интернет-сервис по проверке данных подержанных автомобилей заработает в августе. Партнером проекта выбрана ГК «КарОператор». РОАД оставляет за собой функцию взаимодействия с госорганами, производителями и дилерами. Цель проекта — создать условия для развития цивилизованного рынка, чтобы забрать часть сделок по автомобилям с пробегом из серой зоны.

В российскую базу данных информация об автомобилях с пробегом будет попадать из нескольких источников. Это данные автопроизводителей, дилеров, страховых компаний и банков, а также гос­органов. Все данные будут привязаны к идентификационному номеру транспортного средства (VIN). В результате будет создана единая база, в которой собраны истории десятков тысяч авто с момента их первой продажи до утилизации. Доступ к российской базе будет неограничен, любой желающий сможет по VIN проверить юридическую чистоту автомобиля, прохождение регулярных техосмотров, участие в крупных авариях.

Вице-президент РОАД Алексей Подщеколдин считает продажу машин с пробегом самым перспективным направлением на 2016 год: «Продажи подержанных машин обеспечивают больше маржи по сравнению с новыми, более высокую оборачиваемость склада. Кроме того, в случае с подержанными машинами нет необходимости содержать тестовый парк».

По данным «Автостата», в 2015 году дилеры продали 4,9 млн машин, это 8% от рынка бывших в употреблении машин. «У нас огромный потенциал роста, — рассказал Владимир Моженков. — Если бы в России дилеры продали 30% подержанных машин, как в Европе, то это бы дало прирост в 1 млн машин или по 350 единиц на одного дилера».

В июле начнется опытная эксплуатация системы. В тестировании будут участвовать 10 — 15 дилеров.                    

Справка:

Авто в шоколаде
Российские дилеры Ford по итогам первого квартала 2016 года реализовали около 10 тыс. автомобилей, что на 87% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля рынка Ford в январе-марте составила 3% против 1,3% годом ранее. Российские дилеры Chery в марте реализовали 620 автомобилей, что на 37% выше показателя годичной давности. По итогам первого квартала 2016 года продажи марки в России составили 1343 машины (+23%). 
Большинство позиций в десятке лидеров продаж занимают машины отечественного производства. По данным Росстата, за три месяца 2016 года с российских конвейеров сошло 249 тыс. легковых автомобилей — это на 26,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. 

 

Комментарии

Материалы по теме

Отпускаем педаль тормоза

Обгони себя сам

Автодилеры начали строить сети внутри региона

Авто для бизнеса

Проблемные зоны

 

comments powered by Disqus