Себя показать

Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Как на индустриальном Урале появились новые мощности для производства смыслов

Уральская индустриальная биеннале современного искусства в первую очередь восхищает масштабом — это уникально большое мероприятие такой тематики для российской провинции. Число посетителей только основной экспозиции исчисляется десятками тысяч, если же учитывать все выставочные площадки (а спецпроекты проходили на территории уральских заводов), параллельную программу, арт-резиденции и прочее, то число приобщающихся к современному искусству уральцев и гостей нашего региона перевалит за сотню тысяч. Рядовое, но сто?ящее событие в современном искусстве на Урале привлекает в среднем на два порядка меньшее количество зрителей.

Однако если говорить только о размере, рискуешь не выбраться с местечкового уровня: что такое сто тысяч человек в мировом масштабе… Уральскую индустриальную биеннале периферийной не назовешь. Пожалуй, это единственная биеннале в мире, тема которой определяется самим регионом, точнее, его характером — индустриальностью. Можно сказать, что Уральская биеннале создается на базе производственных возможностей предприятий нашего региона. С самого первого события выставки делались про Урал и для Урала: одной из первоочередных для устроителей стала задача вписать произведения искусства в исторические артефакты, в конкретные условия. При этом проект неоспоримо носит международный статус — не по тематике, но по качеству и составу участников.

В 2010 году по итогам первой биеннале директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин охарактеризовал работу так: «Несомненно, экспозиции рассказывали о Екатеринбурге и работали с местным контекстом. Но позиционирование мероприятия было очевидным с самого сначала: мы готовим не маргинальное явление, а международное событие, способное встать в один ряд с крупнейшими мировыми проектами. Не нужно занижать и резонанс, вызванный биеннале: нас услышали в Берлине, Лондоне, Париже. Конечно, это не было самым важным событием в глобальном современном искусстве, но о нас говорил весь цивилизованный мир».

Миндлин не преувеличил: парой лет позже, на первом Всемирном биеннальном форуме в Кванчжу (Южная Корея) в 2012 году, Уральскую индустриальную биеннале внесли в список десяти самых перспективных биеннале в мире.

Главное, считают кураторы, чтобы первоначальное непонимание современного произведения переросло у неподготовленного зрителя в желание вникнуть в авторскую задумку

Заметили

Первая Уральская индустриальная биеннале современного искусства прошла в Екатеринбурге осенью 2010 года. Учредителем биеннале стал Государственный центр сов­ременного искусства (ГЦСИ), организатором — Екатеринбургский филиал ГЦСИ. Директор филиала Алиса Прудникова выступила в роли комиссара и осталась им на последующих волнах биеннале.

Но событие не возникло на голом месте. «Ситуация с нашей биеннале честная. Идея долгое время зрела у нас, само мероприятие выросло из нашего местного контекста, из нашей родной действительности. В таком случае проект получается более глубоким и более жизнеспособным, он крепче стоит на ногах, чем занесенный извне или насаждаемый сверху», — рассуждала Прудникова, сравнивая Уральскую биеннале с событиями находящейся в то время на пике пермской культурной революции. Подтвердим этот тезис упоминанием как минимум многолетней серии организуемых уральским филиалом ГЦСИ фестивалей «Арт-завод», имевших сходную с биеннале тематику.

В 2010 году была сформирована и структура этого большого мероприятия, сохраняемая до сих пор. Главный, титульный выставочный проект организуется на одной из индустриальных площадок города.
В 2010 году основную экспозицию «Ударники мобильных образов» (кураторы Екатерина Деготь, Давид Рифф и Космин Костинас), проходившую в здании типографии «Уральский рабочий», посетили не менее 20 тыс. человек. Специальные проекты — арт-мероприятия на территории действующих уральских заводов: первую выставку принимали Уралтяжмаш, Свердловский камвольный комбинат, Верх-Исетский металлургический завод, ВИЗ-Сталь, Центр культуры Орджоникидзевского района Екатеринбурга. Параллельная программа — объединенные замыслом и специально организованные в период проведения биеннале независимые выставочные проекты музейных и галерейных площадок. Во время первой биеннале такие события и тематические выставки прошли в музеях, галереях и библиотеках Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Невьянска — всего 20 площадок. Кроме того, в рамках подготовки к биеннале устраиваются арт-резиденции (временные студийные пространства для приглашенных художников) и организуется интеллектуальная платформа биеннале (программа встреч, семинаров, мастер-классов, лабораторий и проч.).

— Мы очень боялись вначале, что первая биеннале пройдет просто ровно, что местного зрителя мероприятие не всколыхнет. Здорово, что опасения не оправдались: всколыхнуло невероятно, мы получили очень сильную обратную реакцию, — делилась впечатлениями Алиса Прудникова.

Если брать во внимание все площадки первой биеннале, то число посетителей составило около 60 тыс. человек, и отзывы были как восторженно положительные, так и негодующие. Немудрено: провокативность — едва ли не основная черта современного искусства. Главное, чтобы первоначальное непонимание перерастало у зрителя в желание разобраться, вникнуть в авторскую задумку.

Здание типографии «Уральский рабочий» дважды служило главным объектом биеннале, в 2015 году эту роль исполнит екатеринбургская гостиница «Исеть»

Не забыли и про власть. Перед открытием самой первой биеннале Михаил Миндлин от лица учредителей проекта заявил: «Современное искусство только начинает развиваться в российских регионах. И ему еще нужно доказать свою компетенцию и значимость с точки зрения национальной и региональной культурной политики. Сейчас мы должны продемонстрировать нашу важность для власти, нашу необходимость друг другу».

И с этой задачей первая биеннале справилась. «Губернатор Свердловской области Александр Мишарин горячо воспринял идею. Проект очень перспективный. И со следующего года правительство области собирается поддерживать его финансово (основную господдержку первой биеннале оказало министерство культуры РФ. — Ред.). Мы уже закладываем в бюджет 2011 года средства на подготовку биеннале-2012», — вселял уверенность в организаторов по завершении мероприятия заместитель министра культуры и туризма Свердловской области Олег Губкин. Слово сдержали: на вторую биеннале поддержка из областного бюджета последовала. Даже смена губернатора — с мая 2012 года Свердловскую область возглавил Евгений Куйвашев — тому не помешала (подробнее см. «Индустриальная постсовременность»).

Зауважали

Вторая Уральская индустриальная биеннале состоялась в 2012 году, и проходила уже как большое заслуженное мероприятие. Учредителем по-прежнему выступил ГЦСИ, поддержку оказали федеральное и региональное министерства культуры, а партнерами выступили более сотни организаций со всего мира. Число посетителей основной экспозиции, носившей название «Самое себя глаз никогда не видит» (она по-прежнему устраивалась в здании «Уральского рабочего»), выросло кратно, а география проекта охватила всю Свердловскую область: арт-резиденции и мероприятия параллельной программы прошли в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Невьянске, Первоуральске, Верхней Салде, Верхотурье и Дегтярске.

Особенное развитие получила интеллектуальная площадка биеннале, которая стартовала за полгода до открытия основного проекта и имела насыщенную программу. Оттого порой казалось, что о произведениях искусства говорили мало, больше — о том, что такое Урал и его индустриальность и как биеннале моделирует городскую и региональную среду. Что прочно закрепило за мероприятием славу не просто художественного, но крупного социального феномена (см. «Биеннале для будущего»).

Третья биеннале пройдет осенью текущего года (да, биеннальный график сбился). Ее главная тема — «Мобилизация как готовность к изменению, прорыву, выходу на качественно новый уровень». Особое внимание будет нацелено на сотрудничество Урала с Юго-Восточной Азией. Главный проект биеннале как всегда будет организован в Екатеринбурге, на этот раз его примет гостиница «Исеть» — архитектурная доминанта легендарного свердловского «Городка чекистов» — крупнейшего памятника конструктивизма на Урале. А общая география биеннале в 2015 году впервые шагнет за пределы Свердловской области — в Челябинскую.

Комментарии

Еще в сюжете «Проекты XXI века»

Материалы по теме

Драматургия места

 

comments powered by Disqus