Пой, птичка*

Продуктовый ритейл

Продуктовый ритейл

Выстраивание транспортно-логистических систем, способствующих оптимизации затрат и созданию прозрачной структуры управления, — устойчивый тренд продуктового ритейла. Включившись в него, «Ашан» намерен вернуть былое лидерство в сегменте

Торговая сеть «Ашан Ритейл Россия» создает новый логистический центр в Свердловской области — в индустриальном парке PNK класса А+ «Косулино» (общая площадь 125 тыс. кв. метров), расположенном в 14 км от ЕКАД и в 15 км от аэропорта Кольцово. Новый объект площадью 30 тыс. кв. метров возведет по схеме built-to-suit федеральный оператор PNK Group. Количество погрузо-разгрузочных ворот — 73. Проект планируют завершить к ноябрю. Сюда же в конце года ритейлер намерен перевезти свой распределительный центр из логопарка «Уральский», занимающий 10 тыс. кв. метров в районе поселка Садовый.
 
За последние месяцы «Ашан Ритейл Россия» анонсировал строительство еще двух складов, оба — не на Урале. Так, «Ашан Южные Врата» в городском округе Домодедово Московской области будет введен в эксплуатацию в конце года и станет крупнейшим терминалом ритейлера в Европе. Общая площадь логистического центра превысит 140 тыс. кв. метров. В реализацию проекта планируется вложить более 104,4 млн долларов. А 5 октября 2017 года состоялось торжественное открытие мультитемпературного склада компании в Самарской области. Общая площадь объекта, расположенного на территории логистического комплекса «Придорожный», составляет 34 тыс. кв. метров.

Два в одном

На территории распределительного центра в Косулино разместятся несколько зон с разными температурными режимами, включающими сухой склад, склады алкоголя, молочной продукции, колбасных изделий, овощей, фруктов, охлажденной рыбы и мяса. Также на объекте будет предусмотрена возможность осуществления кросс-докинговых операций (приемки и отгрузки товаров через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения).

На юго-востоке Екатеринбурга сложилась мощная транспортно-логистическая инфраструктура, способная принять грузы не только для города и области, но и стать распределительным центром для всего Уральского федерального округа

Новая большая площадка будет обслуживать семь магазинов: в Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Тюмени и Магнитогорске. Современная концепция и планировка распредцентра позволят оптимизировать логистические потоки и повысить их эффективность. Сейчас магазины получают так называемый сухой товар со склада в «Уральском». Прочие продукты от многих поставщиков идут напрямую, но при этом все равно используется промежуточное хранение на других складах, и эти расходы закладываются в цену товара. Центр в Косулино позволит интегрировать больше товара через логистику и сократить связанные с ней расходы.

Впереди у ритейлера много вызовов: большой, технологически сложный процесс переезда склада (его не должны заметить магазины), расширение бизнеса. О необходимости проекта рассказал директор по снабжению и логистике «Ашан Ритейл Россия» Жан-Филипп Флоре:

— Когда мы открыли «Ашан» в 2006 году в Екатеринбурге, у нас был другой логистический провайдер. В 2008 году перешли на более современный склад транспортно-логистического оператора STS Logistics, с которым имели опыт совместной работы в Самаре, Новосибирске и Ростове-на-Дону. За десять лет сложились крепкие отношения с командой партнера, компании вместе пережили динамичные перемены рынка, смену игроков. Вместе отрабатывали новые стандарты обслуживания ритейла и логистических процессов.

Склад полностью перешел на Портал поставщиков — цифровой формат работы, современные решения для снижения издержек на логистику товаров от поставщиков до магазинов сети. Мы постоянно оптимизировали обработку потоков товаров, например, за счет увеличения высоты паллет. Тем не менее по мере роста числа магазинов сети, снабжаемых с «Уральского», до семи и появления более современных технологий возникла необходимость строительства нового мультитемпературного распределительного центра в Косулино с гораздо большей площадью. Там «Ашан» продолжит сотрудничество с STS Logistics. Преимущества большого склада видим в эффекте масштаба: экономия на логистике с вводом нового помещения может достигать 20%, экономия в цене товаров — до 2%. Это самый главный положительный эффект в косулинском проекте. Переезд предполагается окупить в течение года.

Здоровый выбор

По словам Жана-Филиппа Флоре, «Ашан» намерен улучшить и расширить ассортимент для привлечения дополнительных категорий покупателей. Речь идет о включении в линейку товаров под собственным брендом — более высокого качества и более выгодных по цене одновременно. Процесс начат в Москве и транслируется в регионы. В русле новой стратегии ритейлер расширяет свой ассортимент в сторону более здорового выбора продуктов питания.

Многие эксперты говорят, что сокращение доходов населения неизбежно повлекло снижение себестоимости и качества продуктов на рынке. Дошло до того, что две трети товаров со знаком ГОСТ ему не соответствуют. Понимая, насколько остра тема доверия потребителя к продуктам питания, «Ашан» постоянно проводит тесты и анализы большого количества товаров с привлечением независимых, аккредитованных лабораторий. Покупатель сегодня хочет знать, что он ест, независимо от цены. Поэтому для ритейлера обязательно быть «прозрачным», говорят в компании. Необходимо предоставить клиенту выбор: один товар по невысокой цене, второй — ценой повыше, но ни в том, ни в другом случае нельзя допускать риск по санитарной безопасности.

«Ашан Ритейл Россия» использует международную систему IFS для оценки всех своих поставщиков. Проблема качества касается всех товаров, и свежие наиболее уязвимы. Поэтому каждый их поставщик систематически проверяется — более 700 аудитов IFS в год. В самих магазинах тоже проводятся аудиты по стандарту IFS Food Store. Чтобы сохранить объективность, отдел качества и отдел закупок работают независимо друг от друга.

Особенно тщательно исследования проводятся в отношении собственных торговых марок «Ашан». Путем проведения тендера выбирается компания, которая предложит самую низкую стоимость продукта при полном соответствии его заявленным требованиям. Решение о том, какой именно продукт выпустить под своей торговой маркой, принимается на основании маркетинговых исследований.

В течение трех лет компания продолжает перестраивать стратегию развития на российском рынке розницы.

— Мы снова хотим быть первыми, — не скрывает амбициозных планов Жан-Филипп Флоре. — 15 лет назад, когда «Ашан» открыл первый гипермаркет в Мытищах, у нас было преимущество по цене.

Auchan Groupe, владеющая тремя с лишним сотнями гипермаркетов во всем мире, позиционировала себя в качестве дискаунтера, продавая товары с минимальной торговой наценкой 5 — 8%. В результате «Ашан» предлагал высококачественные товары по ценам на 10 — 20% ниже, чем у конкурентов, при обеспечении качества обслуживания на уровне европейских стандартов. Именно поэтому при открытии «Ашанов» в регионах происходила трансформация рынка. Нынешние лидеры рынка когда-то копировали ритейлера. Теперь он меняет нашу стратегию, чтобы еще раз оказаться впереди.

В 2016 году продажи «Ашана» в стране впервые пошли на спад со времени его появления на российском рынке из-за снижения потребления, а также из-за того, что два лидера рынка, «Магнит» и «Пятерочка», активно развивали сети. «Ашан» занимается расширением сети магазинов у дома, но соперничать с этими тяжеловесами (более 10 тыс. магазинов у каждого) не мог. Тогда французский ритейлер сократил размах, чтобы перевести дух во время кризиса, понимая, что в стране все еще есть большой потенциал роста.

В стремлении вернуться к росту показателей в этом году «Ашан» делает ставку на новые форматы. Речь идет о городских супермаркетах площадью от 2 до 5 тыс. метров с упором на продукты и товары повседневной необходимости. Компания также планирует рост в сфере электронной торговли. Должен ускориться темп открытия новых магазинов. Если раньше «Ашан» открывал в России от 20 до 30 гипермаркетов в год, в 2017 году он запустил всего 30 небольших магазинов. По итогам прошлого года по количеству торговых площадей «Ашан Ритейл Россия» вошел в тройку крупнейших ритейлеров страны.

Гонка за лидером

В Уральском регионе французский ритейлер создает свой логистический центр одним из последних среди лидеров. Большинство уже сделали это.

X5 Retail Group в прошлом году открыл два больших распределительных центра в Екатеринбурге. Первый, недалеко от
аэропорта Кольцово, занимает больше 35,5 тыс. кв. метров. Этот логистический комплекс будет обеспечивать поставки товаров в 1260 магазинов «Пятерочка», работающих в Свердловской, Тюменской, Челябинской, Курганской, Новосибирской, Омской, Кемеровской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Пермском крае. Распредцентр состоит из шести зон, в каждой поддерживается необходимый для хранения продукции температурный режим. Похожий распределительный центр между Первоуральском и Екатеринбургом построил в 2013 году «Магнит».

 Второй распределительный центр (13,7 тыс. кв. метров) X5 Retail Group — в том же Косулино на площадке индустриального парка PNK-Екатеринбург. Заявлено, что объект с пятью зонами хранения будет обеспечивать доставку товаров в 36 «Перекрестков» и девять «Каруселей» в Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе. «Косулино» стал первым распредцентром торговых сетей «Перекресток» и «Карусель» на Урале.

В марте X5 объявила о развитии логистической инфраструктуры в Приволжском федеральном округе, открытии первого распределительного центра в Уфе. Логистический комплекс площадью 24 тыс. кв. метров будет обеспечивать поставки товаров во все «Пятерочки» Башкирии (на данный момент 260 универсамов). РЦ «Уфа» предназначен для размещения всех категорий товаров и состоит из пяти зон, в каждой из которых поддерживается необходимый для хранения продукции температурный режим. Новый мультикатегорийный логистический комплекс позволит поддерживать наличие и качество товаров в условиях активного развития торговой сети «Пятерочка», а также предоставит новые возможности локальным производителям. РЦ «Уфа» станет точкой сосредоточения местных производителей, расширив объем сбыта, а также географию поставок их продукции в другие регионы. При полной загрузке распредцентр будет обрабатывать и размещать продукцию более 360 поставщиков.

В текущем году X5 Retail Group собирается открыть более 2,5 тыс. магазинов. Темпы расширения сети сохранятся на уровне 2017 года.

«Магнит» планирует представить новый концепт гипермаркетов, развивать не только розничную сеть, но и производственные мощности. В планах начать в этом году строительство второго комплекса теплиц по выращиванию парниковых культур в Краснодарском крае, а также собственных садов с инфраструктурой хранения урожая. До конца 2020 года «Магнит» вложит в строительство и развитие собственного индустриального парка «Краснодар» 40 млрд рублей.

Еще один из крупнейших продуктовых ритейлеров «Дикси» сообщил, что в этом году возобновит развитие сети: откроет 133 магазина. Также ритейлер собирается расширять партнерство с Ozon, установив в магазинах в регионах около 400 постаматов Ozon.Box.

Консолидация сетей в единую управленческую, маркетинговую и транспорт­но-логистическую систему — логичный ход для ритейлеров, желающих оптимизировать затраты и создать более прозрачную структуру, удобную для менеджмента и инвесторов. В итоге гонки ритейлеров на юго-востоке Екатеринбурга сложилась мощная транспортно-логистическая инфраструктура, способная принять грузы не только для города и области, но и стать распределительным центром для всего Уральского федерального округа.                         

* Au chant по-французски — птичья трель.

Комментарии

Материалы по теме

Челябинское УФАС запретило нескольким торговым сетям открывать допмагазины

«РусПромДевелопмент» построит склад класса А в Перми

Товара нет

Уральская логистическая ассоциация учреждена на выставке «Магистраль-2009»

Поднебесные склады

На Урале будут использовать финские ноу-хау для развития региональной транспортно-логистической системы