Эффект грамотной модели

Финансовое обеспечение инвестиционного процесса

Финансовое обеспечение инвестиционного процесса

Тюменская область входит в новый деловой цикл с солидным запасом прочности. Правительство региона ищет финансовые инструменты для запуска следующей волны инвестиционной активности

В Тюмени прошла банковская конференция «Приоритетные направления развития регионального финансового рынка». Это одна из дискуссионных площадок, на которых Ассоциация региональных банков России ежегодно обсуждает тенденции банковской индустрии и законодательные инициативы. «Учитывая особенное положение Тюменской области в структуре финансово-экономических отношений, традиционно банковская конференция проводится в городе Тюмени», — объясняет выбор площадки президент Ассоциации депутат Госдумы Анатолий Аксаков

— Состояние финансового рынка напрямую влияет на развитие экономики. Не случайно в рамках антикризисной программы в 2015 — 2016 годах капитал российской банковской системы был увеличен более чем на 800 млрд рублей. Это должно было способствовать наращиванию кредитования реального сектора. Российская банковская система адаптировалась к новым экономическим условиям. И есть все основания полагать, что банки могут эффективно работать в сложившихся условиях. Но пока кредитная политика банков в отношении реального сектора экономики остается весьма аккуратной, — обозначил актуальность повестки председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов.

Капитал приходит туда, где его ждут

Статистика говорит о завершении в российской экономике фазы рецессии. Тюменская область весь период экономического спада показывала положительные темпы промышленного производства, уверенно держится и такой важный индикатор, как объем инвестиций в основной капитал. Таков результат целенаправленной многолетней политики правительства области по развитию промышленности и стимулированию создания новых производственных активов.

Как отметил в ходе дискуссии управляющий отделением по Тюменской области главного управления ЦБ РФ по УрФО Сергей Попов, «капитал приходит в те регионы, где его ждут». В 2016 году Тюменская область переместилась с 15-го на 5-е место среди 85 субъектов Российской Федерации в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. В регионе реализована модель комплексной поддержки всех категорий инвесторов, которая включает налоговые льготы, административное сопровождение проектов и набор финансовых инструментов.

Ассоциация региональных банков России традиционно проводит конференцию в Тюмени

В ходе конференции директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Леонид Остроумов акцентировал внимание на эффективности мер финансовой поддержки:

— Несколько лет назад нами был взят курс на индустриализацию путем стимулирования строительства новых заводов. Мы понимали, что для запуска проектов ресурсы должны быть длиннее и дешевле, чем под обеспечение текущей деятельности предприятия, и именно с этой целью разработали меры поддержки.

Для малых и средних предприятий областными программами предусмотрены инвестиционные займы под 7% годовых на пять лет.

Многие меры поддержки проектов реализуются в сотрудничестве с действующими банками и другими финансовыми институтами. Как известно, одним из наиболее востребованных инструментов обновления основных фондов является лизинг. В рамках программ финансовой поддержки малого бизнеса в Тюменской области предусмотрен механизм субсидирования первого взноса по договорам лизингового оборудования, а также возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей.

Важно, что теперь малому предприятию или индивидуальному предпринимателю не нужно доказывать принадлежность к категории МСП. Налоговые органы ведут реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и субъекту нет необходимости предоставлять документы для того, чтобы подтвердить статус и получить поддержку.

— В 2016 году посредством возмещения затрат была предоставлена субсидия 145 субъектам малого и среднего бизнеса на общую сумму 195 млн рублей, в том числе за счет привлечения средств федерального бюджета — на 56 млн рублей, — подводит итог Леонид Остроумов.

Кроме того, программами поддержки через лизинг предусмотрен механизм стимулирования деловой активности промышленных предприятий. По данным главы областного департамента инвестполитики, в 2016 году такого рода субсидия была предоставлена одиннадцати промышленным предприятиям на общую сумму 163 млн рублей, это позволило приобрести промышленным предприятиям региона 64 единицы оборудования на 700 млн рублей. Всего с 2010 по 2016 год такая поддержка оказана 57 субъектам в сфере промышленности на сумму более 1,9 млрд рублей, приобретено 1,1 тыс. единиц оборудования и 670 единиц спецтехники на общую сумму около 7 млрд рублей. Получателями поддержки за указанный период создано свыше 4,4 тыс. рабочих мест.

Новый виток роста

На этапе разворачивания нового делового цикла экономике нужны дополнительные финансовые ресурсы. Потенциал для запуска экономического роста в Тюменской области есть: департаментом инвестиций создан реестр из более чем 490 инвестпроектов с общей капитализацией 1,6 трлн рублей. По итогам реализации всех этих проектов к 2021 году в области будет создано порядка 50 тыс. новых рабочих мест.

Работа по привлечению на территорию новых инвесторов продолжается. Поэтому правительство области намерено расширять инструментарий. В 2016 году между правительством Тюменской области и Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства заключено соглашение о взаимодействии.

Нередко у предприятий для получения банковского кредита не хватает обеспечения, и для этого законодательством предусмотрен механизм гарантий как за счет средств Корпорации МСП, так и совместно с региональными гарантийными организациями.
 
— С Корпорацией МСП мы ежегодно подписываем дорожную карту по взаимодействию, создана рабочая группа, которая на регулярной основе обсуждает вопросы развития предпринимательства в Тюменской области, вопросы межведомственного взаимодействия между органами власти и Корпорацией, а также существующие проблемы предпринимателей. Одна из таких проблем — высокая стоимость кредитных ресурсов, — говорит Леонид Остроумов.

На федеральном уровне разработано немало инструментов, позволяющих снизить стоимость заемных средств. Однако на практике далеко не все они работают.

Так, правительство России в прошлом году приняло программу «Шесть с половиной» (по этой программе банки получают из бюджета ресурсы по ставке 6,5% годовых и выдают малому бизнесу льготные кредиты). Но законодательство устроено таким образом, что доступ к этой программе имеют в основном крупные федеральные банки. Рассказывает исполнительный директор Ассоциации кредитных организаций Тюменской области Михаил Микульский: «В июне прошлого года Корпорация смягчила критерии допуска банков к программе, разрешив принимать заявки к участию в ней от банков с капиталом менее 50 млрд рублей. При этом срок подачи документов на аккредитацию был ограничен десятью днями. Как следствие, на текущий момент в рамках Корпорации МСП аккредитованы по стране лишь 30 кредитных организаций. От Тюменской области — только Запсибкомбанк. Объявления о начале нового этапа отбора кредитных организаций со стороны Корпорации МСП пока не последовало».

— Мы предлагаем обратиться от имени Ассоциации региональных банков России и Ассоциации кредитных организаций Тюменской области к Корпорации с предложением о снижении порогового значения для входа в программу «Шесть с половиной» до 1 млрд рублей, — выступил с инициативой Михаил Микульский.

Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Алина Ветрова утверждает, что руководство Ассоциации разделяет эту позицию:

— Мы довольно активно обсуждаем и с Корпорацией, и с ЦБ вопрос расширения доступа региональных банков к программе «Шесть с половиной». Думаю, в ближайшее время он может быть решен. Надежные кредитные организации вне зависимости от размера их капитала смогут получить доступ к государственным программам.

Однако успех реализации проектов часто зависит не только от наличия кредитных ресурсов. Михаил Микульский обращает внимание на системные недостатки института госзаказа:

— Действующее законодательство, касающееся участия субъектов малого бизнеса в закупках товаров, работ и услуг, лишь прописывает обязанность поддержки, однако ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих хозяйственных структур в явном виде не предусмотрена. Возможно, по этой причине компании с государственным участием не торопятся допускать малый и средний бизнес к своим тендерам и своевременно оплачивать такие работы. На наш взгляд, Ассоциация региональных банков России могла бы инициировать внесение поправок в законодательство, обеспечивающие установление ответственности за несоблюдение требований по участию малого бизнеса в тендерах государственных предприятий.

Эти и другие предложения были включены в резолюцию конференции. Представители банковского сообщества Тюмени, департамента инвестиций на конференции сформулировали свои предложения по повышению доступности малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам.               

Комментарии

Еще в сюжете «Успешные региональные стратегии»

Материалы по теме

Прирастать Сибирью

Как привлечь инвестора в новую экономику

Дело технологии

Территория для взлета

Активная позиция

Лизин от АминоСиба