Вектор стабильности

Банковская сиситема

Банковская сиситема

Башкортостан остается привлекательной территорией для банковского бизнеса. Сочетание крупнейших банков страны и региональных кредитных организаций формирует здоровую конкурентную среду  


Управляющий отделением Национального банка по республике Башкортостан Уральского главного управления Банка России Марат Кашапов провел в конце февраля пресс-конференцию, во время которой ответил на наши вопросы об изменениях на рынке банковских услуг региона.

Адаптировались

— Марат Данилович, какие итоги 2016 года можно подвести по банковской системе Башкирии?

— Банковский сектор республики вместе со всей экономикой в прошлом году развивался в условиях адаптации экономических субъектов к внешним шокам, постепенного оживления в отдельных секторах.

Тенденции в сфере кредитования по всей стране во многом определила слабая инвестиционная активность предприятий. Республика Башкортостан всегда отличалась высоким уровнем инвестиций в основной капитал. Значительный объем кредитов приходился на поддержку проектов предприятий. Вслед за спадом этой активности упал и спрос на кредиты. С одной стороны, заемщики в ожидании снижения процентных ставок были сдержанны. С другой — банки вели осторожную политику в отношении оценки финансового состояния предприятий реального сектора, особенно в видах деятельности с высокой долговой нагрузкой. К сожалению, мы видели отрицательную динамику одного из локомотивов республиканской экономики — строительного сектора. Портфель по кредитам этому сектору в республике упал в сравнении с соответствующим периодом 2015 года на 19,2%, снижение этого показателя в целом по России составило 13,7%.

Из позитивных трендов я бы отметил положительную реакцию банков на политику импортозамещения в сельском хозяйстве. Объем кредитования сельского хозяйства в банковской системе вырос на 24,2%. Кредитный портфель сельхозтоваропроизводителям в республике увеличился по сравнению с 2015 годом на 20,5%, в то время как по России — только на 7%.

— Какова ситуация в секторе потребительского кредитования?

— Сокращение реально располагаемых доходов населения оказало серьезное влияние на потребительскую активность и, как следствие, на темпы роста розничных банковских услуг. Однако в 2016 году наметилось оживление. Банки выдали населению Башкортостана кредитов на 28,9% больше, чем за 2015 год. Портфель увеличился по сравнению с 2015 годом на 3,1%.

Особенно активно развивался сегмент жилищного, в том числе ипотечного кредитования. За 2016 год банками, работающими в Башкирии, выдано 30 399 ипотечных кредитов на сумму 43,6 млрд рублей, что выше аналогичных показателей 2015 года на 33,6% в количественном выражении, и на 38,7% — в суммарном. Для сравнения: в целом по банковской системе рост составил 22,4% и 26,8% соответственно, то есть динамика одного из ключевых компонентов розничного банковского рынка по Башкирии оказалась выше средней, что позволило закрепить лидирующие позиции региона в данном виде кредитования.

— Насколько остра для банковского сектора республики проблема качества обслуживания кредитов?

— Как я уже сказал, и банки, и компании вели очень осторожную кредитную политику. Это позволило добиться более низкого по сравнению со среднероссийским уровня просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Так, доля в общей задолженности по кредитам заемщиков этой категории составила на конец года 2,4%, а в среднем по России — 6,9%, то есть в целом реальный сектор экономики по обслуживанию долга перед банками выглядит лучше. Но тенденция к росту просроченной задолженности в этом сегменте также наблюдалась. В то же время проблема высокого уровня просроченной задолженности по кредитам физическим лицам продолжает оставаться актуальной для нашего региона. Удельный вес просроченной задолженности, даже несмотря на снижение с 9,4% до 8,9%, по-прежнему выше среднероссийского уровня (7,9%).

На расстоянии

— Характер конкурентной среды в банковском секторе региона изменился?

— На банковском рынке Башкирии присутствуют практически все крупные кредитные организации, 23 из 30 крупнейших банков страны имеют подразделения на территории региона. По состоянию на 1 января 2017, у нас действовали 74 кредитные организации, из них пять республиканских. За прошедший год на рынок вошли две инорегиональные кредитные организации, а ушли — 11. Всего за 2016 год количество банковских подразделений на территории уменьшилось на 197 единиц и составило 1088 подразделений. Снижение за год — 15%. Это общий тренд, по Российской Федерации количество банковских подразделений сократилось на 8,7%. При этом Башкортостан остается одним из крупнейших по размеру сети регионов России, занимает второе место среди субъектов федерации Приволжского федерального округа и седьмое место в Российской Федерации по количеству офисов.
 
— С чем связано сокращение сети?

— Банки стремятся повышать эффективность подразделений и, соответственно, оптимизируют сеть, переводя услуги в дистанционные каналы обслуживания.

— Как вы оцениваете уровень развития дистанционных сервисов в республике?

— Вы знаете, что одна из стратегических целей Банка России — увеличение доли безналичных платежей. А развитие удаленных каналов обслуживания способствует реализации этой задачи. Это взаимоувязанные процессы. Для совершения операций платежными картами у нас установлено 5 тыс. банкоматов и платежных терминалов, в торгово-сервисных предприятиях — больше 42 тыс. электронных терминалов для безналичной оплаты. Около 70% всех банкоматов оснащены функцией, позволяющей проводить с карточного счета оплату товаров и услуг (жилищно-коммунальных, связи, телевидения и других), за которые раньше люди предпочитали платить в офисах. Доля безналичных расчетов с использованием платежных карт в общем объеме операций, совершаемых по картам, возросла с 21 до 25%. То есть люди все больше стремятся использовать карты не просто как кошелек, с которого можно снять наличные деньги, а по функциональному назначению — как раз для безналичных операций. Доля платежей с использованием платежных карт в объеме потребительских расходов населения выросла с 13 до 17%. Но республика пока отстает от среднероссийского показателя: в целом по банковской системе удельный вес операций по оплате товаров и услуг с использованием карт в общем объеме операций — 29,3%. Так что потенциал для дальнейшего развития есть, тем более что по показателям количества карт Башкортостан находится на передовых позициях и в Приволжском федеральном округе, и в Российской Федерации. Это говорит о том, что надо в большей степени разъяснять гражданам преимущества, которые дают безналичные платежи. В этом направлении Банк России, банковское сообщество проводят активную работу.

— В России создается национальная платежная система. Готовы ли банки Башкирии к обслуживанию карты «Мир»?
 
— В целом да. На текущий момент 15 банков на территории республики эмитируют такие карты, 34 банка раскрыли эквайринговую сеть, более 23 тысяч электронных терминалов на предприятиях торговли и услуг (это 70% общего количества) принимают карты «Мир». Мы ожидаем, что 2017 год будет годом активного продвижения этой карты. Тем более что по законодательству предполагается, что все бюджетные платежи будут зачисляться с использованием национальных платежных инструментов. И при этом ожидается, что карты «Мир» будут обеспечивать весь тот привычный сервис, который имеется сегодня по картам других платежных систем.

— Если вернуться к началу нашего разговора, каков главный результат прошлого года для банковской системы Башкирии?

— Общий итог я бы сформулировал так. На фоне сложной экономической ситуации мы с удовлетворением отмечаем сохранение финансовой стабильности банковского сектора республики и его оптимальной кредитной активности для поддержания устойчивого развития экономики региона.

 

 

Комментарии

Материалы по теме

Крепкое хозяйство

Момент истины

Диализ — не приговор, а новая страница жизни

PwC в России - консультационный партнер V Международного форума «Большая Химия»

Урок устойчивости

В Башкирии введена в эксплуатацию вторая очередь Бугульчанской солнечной электростанции

 

comments powered by Disqus