Наведи на корабле порядок

Наведи на корабле порядок

Кризис выявил важность давно известных идей, до которых у предпринимателей не доходили руки, пока положение дел позволяло зарабатывать без особых усилий.  

Главная трудность, привнесенная кризисом в наш бизнес, - как совместить растущий спрос с повышением себестоимости и падающей покупательной способностью. Еще в октябре среди клиентов и рекламодателей наших изданий проявлялась если не паника, то растерянность. В ноябре все стали готовиться к «мертвому» январю. Теперь ждут, что «весной будет совсем плохо». Но в то же время спрос на наши услуги увеличился.

Тираж нашей газеты растет, но мы не можем повысить цены на нее при увеличившихся расходах на печать. Компании осознают жизненную потребность в грамотном маркетинге, но не могут в прежних объемах размещать рекламу, заказывать исследования. С осени мы работаем интенсивнее, потому что каждый зарабатываемый рубль стал даваться труднее. Плюс ко всему мы, как все, стали процентов на 30 беднее из-за девальвации. Чтобы просто удерживать позиции, приходится все больше двигаться. Хотя есть ощущение движения вверх по спускающемуся эскалатору.

Как изменилось управление компанией в связи с кризисом? В небольшом коллективе из 35 человек мне важно было, не драматизируя ситуацию, убедить каждого в необходимости выполнять четыре пункта нашей антикризисной программы: быть бдительными, креативными, дисциплинированными и деятельными.

В образе команды

Бдительность - это более внимательное отношение к тому, что происходит. В периоды нестабильности чрезвычайно важно уметь как можно раньше предвидеть события и оперативно на них реагировать. Для этого прежде всего нужно организовать сбор информации. Среди компаний-клиентов мы пока не встретили ни одной, где была бы выстроена регулярная работа с информацией и знаниями. До недавнего времени не было такой системы и у нас. Мы тоже пребывали в заблуждении, что в силу специфики медиабизнеса лучше других осведомлены о том, что происходит в наших северных городах - Соликамске, Березниках. Тем не менее я понимал, что информация, которой обладают отдельные члены команды, разрознена, не анализируется, не связывается с контекстом, а значит, не приносит пользы.
Теперь, взяв за основу образ команды боевого корабля, мы составили шаблон для анализа информации, ежедневно обмениваемся по электронной почте заметками - записями в вахтенном журнале. Для успешного продвижения по маршруту, выполнения боевого задания и противостояния опасностям капитану и членам экипажа нужно понимать, что происходит вокруг судна, каковы техническое состояние и ресурсы корабля.

Схема отчетов такова: какие события произошли в городе, крае, внутри компании, как они отразятся на ее деятельности, какие опасности и возможности несут, как на них реагировать, какие идеи родились в связи с этой информацией.

Только на первый взгляд кажется, что написание отчета займет половину рабочего дня. За две недели сотрудники привыкли делать это быстро. Они стали больше подмечать и лучше анализировать входящую информацию. А я получил огромный массив данных о том, что происходит вокруг моей компании, внутри нее, в деятельности каждого работника. Оперативно получая такую информацию, вы становитесь более устойчивы психологически и меньше поддаетесь упадническим настроениям.

Креативность - это те же инновации. Чтобы сойти с дороги, раз за разом ведущей к обнулению и кризису, надо искать непроторенные тропы. Сейчас самое время пробовать новое. Малый и средний бизнес развивается по незамысловатому сценарию. Основа основ - торговля. Главная задача - переработать деньги, которые получают в виде зарплат и пенсий жители наших городов. Мы жестко зависим от уровня доходов населения городов, в которых работаем. Вырваться из этого малоперспективного теперь круга можно только с помощью нестандартных решений. Так, одна из наших новаций - мы организуем открытые бизнес-лаборатории для предпринимателей, мастер-классы, где рассказываем, например, как проводить рекламные кампании. Акции собирают неожиданно много народу по нашим меркам: до 70 человек приходит.

Дисциплина в нашем понимании - что-то давящее, агрессивно навязываемое с детского сада, школы и службы в армии. Такой вот стереотип. Однако я и до кризиса любил немецкий принцип «береги порядок, и порядок сбережет тебя». И сегодня, считаю, эти слова должны стать мантрой для любой компании. Именно в период сложностей и неопределенности от собственников и руководителей требуются мужество и дисциплина, чтобы удерживать курс предприятия. Откройте любую энциклопедию: дисциплина - это поведение, направленное на порядок, подчинение приказам. Не случайно на первом месте стоит порядок.

Деятельность означает вот что: каждая идея оценивается лишь после начала ее реализации. В ноябре, опасаясь возможности падения доходов и необходимости снижения зарплаты, я взялся за выработку оценок качества работы персонала. Занятие непростое, годами откладываемое, но сейчас ставшее архиважным. Когда мы прописали и обсудили в коллективе критерии оценки, нам удалось найти резервы для повышения эффективности.

Удержать докризисные рубежи

Какая стратегия, продукты, технологии управления позволят медиабизнесу выжить в нынешних условиях? На первый план выходит налаживание отношений с целевой аудиторией, потенциальными потребителями, укрепление лояльности уже существующих. Меня все больше увлекает идея переноса на нашу работу принципов создания и развития интернет-сообществ. Пробую создать образ компании как социального медиа. Пытаюсь читать все, что нахожу, о маркетинге сообществ и применять это в наших условиях.

Социальные медиа - это прежде всего общение. С осени мы запустили несколько проектов в этом русле. Наиболее эффективным оказалось «ателье идей»: в компаниях рекламодателей проводим мозговые штурмы, помогая им найти пути оптимизации бизнеса, сохранить деньги в кризис. Мы тем самым укрепляем свою клиентскую базу. Все это помогает удерживать докризисные рубежи.

Я уверен, что сегодня есть возможности и для прорыва, вывода бизнеса на качественно иной уровень. Для себя мы поставили на этот год задачу вырасти на 30%, чтобы хотя бы нивелировать последствия инфляции. Кроме того, наметили конкретные рубежи, которых должны достичь в области консалтинга. Нам важно было убедиться, что у нас есть единомышленники, поэтому редакция нашего журнала запустила проект «Прорыв». Представители шести компаний из Березников и Соликамска решили вместе с нами противостоять обстоятельствам и добиваться поставленных целей. Развитие событий освещается в журнале, газете, в блоге нашей компании.

Уходим в непечатные

Наиболее серьезные опасности для развития компании представляет положение дел на градообразующих предприятиях двух городов, где мы зарабатываем основные деньги, - Соликамска и Березников. Пытаемся диверсифицировать бизнес и увеличивать объем работы, выполняемой для заказчиков из Перми. В этом году мы должны увеличить доходы от «непечатных» проектов (тренингов, консалтинга) на 70%.

Вторую опасность несет падение курса рубля. Мы зарабатываем в рублях, но зависим от курса иностранных валют. Удручает то, что, живя посреди бескрайних лесов, мы не можем купить отечественную мелованную бумагу для печати журнала. Очень надеюсь, что трудности не заставят нас перейти на печать отечественными красками. Увы, мы зависимы от дорожающего импорта. Надеемся лет через семь-десять убежать от постоянного роста цен на полиграфию и бумагу в интернет.

Подведем итог: кризис лишь выявил важность давно известных идей, до которых у предпринимателей «в обычной жизни» всегда не доходили руки. Тогда положение дел позволяло зарабатывать без особых усилий. Теперь для этого надо больше думать и больше работать.

Автор публикации - Собственник компании «Новый смысл» (Соликамск).
Компания издает еженедельник «Наш Соликамск» (с 1998 года), деловой журнал «Дело НС» (с 2003 года), оказывает консалтинговые услуги в области маркетинга, командообразования. Проводит курсы, тренинги продаж и личной эффективности.         

Комментарии

Материалы по теме

Принужденные к бизнесу

Берем числом

А теперь жарьте

Шило как внутренний стержень

Самый малый вперед

Искусство возможностей

 

comments powered by Disqus