Das auto. Das Russland

Das auto. Das Russland Продажи немецких автомобилей в РоссииНемецкие автопроизводители быстро улучшают позиции на российском рынке. Россия стала для них одним из приоритетных направлений сбыта.

В конце января в Москве состоялась двенадцатая церемония награждения лауреатов авторитетной автомобильной премии «Золотой клаксон». Шесть из двенадцати номинаций, посвященным легковым автомобилям, выиграли представители немецких марок. Так, лучшим полноразмерным внедорожником 2012 года эксперты назвали Mercedes-Benz GL, представительским автомобилем — BMW 7-й серии, купе и кабриолетом — Porsche Boxter, спортивным авто — Audi R8. Лидер есть и в более «доступной» номинации — Volkswagen Golf признан лучшим в гольф-классе.

Автомобильная промышленность — одна из традиционных визитных карточек Германии. Судя по отраслевым премиям, ее продукция прочно закрепились на российском рынке.

Посчитали

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2012 году российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) вырос на 11%. Продажи немецких марок увеличились внушительнее (мы рассмотрим шесть основных — Mercedes-Benz, BMW, Audi, Volkswagen, Porsche, Opel) — в среднем на 23,2%. Максимальный прирост показал Porshe — 64%, минимальный у Opel — 20%.

Спрос на немецкие авто растет быстрее рынка на протяжении минимум четырех лет, поэтому их доля в общем объеме продаж увеличивается. Если в 2009 году на шесть марок приходилось 6,6%, то в 2012-м уже 12,4%. Наилучшие позиции по этому параметру по итогам прошлого года занимают автомобили Volkswagen — доля рынка 5,6%, на втором месте — Opel (2,8%), на третьем — BMW (1,3%).

Структура продаж немецких автомобилей в РоссииСубъекты Урала и Западной Сибири являются одним из ключевых рынков сбыта продукции немецкого автопрома в России — такой вывод можно сделать исходя из анализа дилерских сетей. Автомобильные центры всех рассматриваемых нами марок есть в пяти из десяти региональных центров Большого Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Тюмени и Сургуте (мы включили этот город, поскольку на территории ХМАО автомобильная торговля сконцентрирована именно здесь). Еще в двух городах — Уфе и Оренбурге — присутствуют все дилеры, кроме Porshe.

Для самих производителей Россия также является важным направлением. Несмотря на то, что доля нашей страны в общем объеме продаж немецких концернов невелика и колеблется от 2% до 5% в зависимости от марки, Россия для них — самый быстрорастущий рынок. Например, продажи Mercedes-Benz в мире в 2012 году по сравнению с 2011-м выросли на 4,5%, а в России — на 29%, BMW — на 10,6% и 33%, Audi — на 11,7% и 44%, а Volkswagen — на 11,2% и 40% соответственно.

— Из крупных стран Россия на первом месте по темпам роста, — подтверждают в пресс-службе Opel. — Только некоторые небольшие страны Восточной Европы обошли нас по этому показателю (например, Македония), но у них совсем другой объем рынка.

В связи с этим многие производители уже развернули у нас сборочные производства. В частности BMW, включая высшие модели X6 и 7-ю серию, собирают в Калининграде. У Volkswagen есть площадка в Калуге. Сообщалось, что на ней в ближайшее время будет запущена крупноузловая сборка Audi, также Volkswagen планирует построить завод по производству двигателей. У Opel создано производство в Шушарах (Ленинградская область).

А Mercedes-Benz в 2013 году должен запустить сборку легких коммерческих автомобилей вместе с группой ГАЗ.

Купили

Хорошая динамика продаж немецких автомобилей объясняется рядом факторов. Первый — традиционно высокий спрос на автомобили бизнес- и премиального классов в России. С 2009 по 2012 год, по данным АЕБ, российский рынок легковых авто и LCV в целом вырос в два раза. А продажи высшего сегмента (мы посчитали десять марок: помимо немецких, в их число вошли Lexus, Infiniti, Cadillac, Jaguar и Land Доли российского рынка новых автомобилей по странам происхождения брендаRover) — почти в три раза. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2012 году Mercedes-Benz, BMW и Audi вошли в число самых дорогих автомобильных марок, продаваемых в России (средняя стоимость одного автомобиля — 109,8; 72,9 и 65 тыс. долларов соответственно). Именно они аккумулировали на себе основное внимание аудитории с высокими доходами.

Второй фактор — смещение потребительского спроса в сторону более дорогих автомобилей. Об этом свидетельствует средняя стоимость покупаемой машины, которая в 2012 году выросла на 6,5% и достигла 27,3 тыс. долларов (данные «Автостата»). Вероятно, это стимулировало спрос на автомобили Opel (цены начинаются примерно от 500 тыс. рублей за Opel Corsa), Volkswagen (от 500 тыс. за базовую комплектацию Polo, от 600 тыс. — Golf), а также низшие модели более дорогих немецких марок. Например, Audi A1 (от 800 тысяч) или BMW 1-й серии (минимальная цена за авто в трехдверном кузове — 875 тыс. рублей). 

Третий фактор — активное обновление модельного ряда. Например, Mercedes-Benz в 2012 году полностью обновил линейку внедорожников, автомобилей A и B классов. Audi осенью 2011-го запустила в продажу Q3, пользовавшуюся повышенным спросом в 2012-м. BMW Group вывела на рынок новые модели третьей, шестой и седьмой серий.

Четвертый фактор — развитие дилерских сетей. В 2012 году четыре новых дилера (один из них в Оренбурге) появилось у Mercedes-Benz, три — у BMW. У Volkswagen, по нашим данным, новые центры открылись минимум в девяти городах.

И, наконец, последний фактор — авторитет производителей из Германии. Качество и надежность продукции немецкого автопрома давно стали аксиомой для российских автомобилистов.

Поехали

На наш взгляд, перспективы у немецких марок на российском рынке хорошие. Достаточно посмотреть на статистику продаж в январе 2013 года. Если в целом они выросли лишь на 5% (данные АЕБ), то для автомобилей BMW — на 40%, Mercedes-Benz — на 27%, Porshe — на 21%, Audi — на 20%, Opel — на 18%, Volkswagen — на 7%. По оценкам экспертов, рост рынка может замедлиться, но шанс, что у немецких автомобилей темпы будут существенно выше среднего, высок. В зоне риска пока находится только Volkswagen, показавший минимальный прирост среди немецких марок в январе. Но и его показатели, скорее всего, улучшатся.    

График. Дилерская сеть немецких автомобилей в региональных центрах Большого Урала *

  Opel Volkswagen Audi Mercеdes-Benz BMW Porshe
Екатеринбург + + + + + +
Пермь + + + + + +
Тюмень + + + + + +
Челябинск + + + + + +
Сургут + + + + + +
Уфа + + + + +  
Оренбург + + + + +  
Ижевск + + +      
Курган + +        

* не указан Салехард (в нем нет ни одного дилерского центра), вместо Ханты-Мансийска указан Сургут, поскольку в этом городе на территории ХМАО сконцентрирована торговля автомобилями.

По прогнозам PwC, российский автомобильный рынок в 2013 году вырастет на 5%. Оценка Center Automotive Research оптимистичнее — 8%, причем его эксперты не исключают, что рынок преодолеет рубеж в три миллиона автомобилей и станет крупнейшим в Европе (по итогам 2012 года он уступил только Германии). Так что повышенное внимание немецких производителей к нашему рынку однозначно сохранится.
Комментарии

Материалы по теме

Обгони себя сам

Автодилеры начали строить сети внутри региона

Авто для бизнеса

Проблемные зоны

С шиком

 

comments powered by Disqus