Масса, которая гадит

Масса, которая гадит

Не так давно участники молодежного форума Челябинской области - представители муниципалитетов, профсоюзов и молодежных парламентов - встретили бурными аплодисментами ролик, посвященный Году молодежи в России и снятый по инициативе депутата Госдумы Роберта Шлегеля. Вкратце обрисую сей опус. Сначала на экране мелькают кадры из истории страны. Видеоряд сопровождается текстом: «Самая большая страна на земле» (советские солдаты на Красной площади бросают фашистские знамена, салют над Кремлем)... «Самая богатая страна на земле» (люди строят Транссиб)... «Самая лучшая страна на земле» (Гагарин улетает в космос)... Потом картинка резко меняется и перед нами предстает позорное настоящее. Текст: «Ты ничего не делаешь, ты пользуешься. Учеба? Твоя профессия не нужна стране. Работа? На чужого дядю. Пьешь, куришь, дуешь». Затем: «Дети - не собираешься. Семья - не собираешься. Армия - не собираешься. Все что после тебя останется - табличка с 16-ю цифрами» (показано надгробие). Дальше больше: «Что для тебя важно? Деньги? Телефон? Крутые шмотки? Машина? Тусовки? Все это ничего не стоит. В мировой системе мы - шахтеры и лесорубы... Мы неконкурентоспособны... Вот тебе и свобода... Свобода быть бандитом и проституткой...». Наконец, вопрос в лоб: «А ты - неблагодарная скотина? Или тот, кто может изменить мир? Последний или первый?».

Этот пропагандистский шедевр в Челябинск привез другой депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. В рамках доклада о патриотизме он заявил: «Этот фильм надо показывать в школах, техникумах и вузах, чтобы молодые люди задумались». Далее депутат высказал мысль, попахивающую сталинской паранойей: «Сейчас против нашей страны ведется война». Правда, врагов Вяткин не назвал, сказав лишь, что это те силы, которые публично себя не называют, вставив при этом словцо про всемирный капитал. Далее депутат ударился в обличение современных СМИ, которые «зомбируют молодое поколение, превращая его в биологическую массу потребителей, из которой можно слепить что угодно. Такая молодежь ничего не создает, а только потребляет и, извините меня, гадит».

Я не буду комментировать начало ролика, хотя в нем неоспорим только один тезис - о самой большой стране в мире. Удручают другие утверждения. Например: деньги и машина ничего стоят. А что стоит? Добропорядочное отношение друг к другу? Мир, труд, любовь и дружба? Этому всему, видимо, по мысли авторов, учили в Советском Союзе, на который ссылается ролик, и в государстве Российском. А не из-за таких ли «бессребренических» мыслей мы как раз и пришли к тому, что теперь в мировой системе россияне - лесорубы и шахтеры. Основная масса нашего населения не умеет делать деньги. Сопли на кулак наматывать - пожалуйста, бедным художником быть - запросто, любить ближнего своего - с удовольствием. Зарабатывать научились только несколько предприимчивых человек и чиновники. И то на нефти и прочих извлекаемых запасах (а тут ума особого не надо - добывай да продавай).

Так не эта ли самая сначала православная, а потом советская вера и духовность и довели нас до того, что мы только гадим? А не погоня ли за шмотками-машиной-квартирой-дачей-яхтой каждого жителя Англии, Германии, США, Японии сделала из этих стран сильные финансовые державы?

Совершенно непонятно, какое чувство должен вызвать ролик. Каким образом он может заставить молодежь созидать, если в нем кроме разрушительных мыслей ничего нет. Интересно, а над чем после просмотра должны задуматься молодые люди? Над тем, почему в мировой экономике мы шахтеры и лесорубы? Почему мы неконкурентоспособны? Или почему их профессия не нужна стране? А может, почему в нашем отечестве детские пособия - 200 рублей в месяц? Согласитесь, ответы эти вопросы вряд ли в компетенции молодежи. И уж тем более не добавляют ей патриотизма. Да и вообще зачем молодежи задумываться, если она только курит, пьет и дует?

Господа Вяткин и Шлегель, по-моему, насмотрелись накануне работ Лени Риффеншталь или советских пропагандистских фильмов. Тезис о внешних врагах - просто прелесть. В книге «П5» Пелевина в одном из рассказов есть один прелюбопытный персонаж - идеолог. Он молод, хорошо одевается, ездит на «Лексусе». Он утверждает, что враги из Лондона и Нью-Йорка специально ротируют в масс-медиа фотографии всяких прохоровых и абрамовичей с их прихотями и кутежами, чтобы возбудить в нашем человеке чувство справедливости, заставить его убивать олигархов и этим погубить страну. Я, когда читал, подумал: вот тебе и привет из прошлого. А теперь понимаю: вот тебе и привет из настоящего. Казалось, страшилками о внешнем враге после холодной войны и железного занавеса пользоваться для отвлечения внимания от внутренних проблем уже как-то пошло. Ан нет, живо дело Плеве: сначала маленькая победоносная война с Грузией, теперь молодежь пугаем теми, кого нельзя называть. Вот только, если вспомнить историю, идея Плеве потерпела крах: и Японии позорно проиграли, и революция все равно случилась.  

Вообще, вопрос о том, кто виноват в том, что наши СМИ превращают население в биологическую массу - крайне спорный. А если учесть, что все они теперь каким-либо образом лежат под государством, то ответ напрашивается сам собой. Тот же Пелевин в одном из рассказов привел пример патриотизма, который продвигают современные масс-медиа: «...Людвиг Витгенштейн утверждал в "Логико-философском трактате", что открыл общую форму описания предложений любого языка. <...> Общая форма такова: "дело обстоит так-то и так-то". Однако доцент Иркутского педагогического института филолог Александр Сиринд сумел опровергнуть знаменитую формулу, приведя пример предложения, которое выходит за рамки начертанной австрийским философом всеохватывающей парадигмы. Оно звучит так: "Иди на х... Витгенштейн"».

Наши чиновники четко уяснили: х... - это патриотично. Им можно закрыть кризис, дорогие квартиры, рост цен на продукты, бюрократию и коррупцию. А никто не задумывался, зачем обращаться к молодежи с призывом все изменить, если вокруг так все хорошо?

Комментарии

Материалы по теме

Россия в сумерках

Социологи и очки

Моби-next

Сюрреалисты в душе

Одни и без дома

Любите Родину — мать вашу

 

comments powered by Disqus