Демпинг, Данциг, Лейпциг

Демпинг, Данциг, Лейпциг Основным направлением регулирования рынка выездного туризма должна стать борьба с демпингом. Пока игроки конкурируют друг с другом скидками, никакие инструменты не смогут повысить надежность и качество их работы.

В конце января премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, обязывающее туристические агентства уведомлять Роспотребнадзор о начале деятельности. Это первая попытка вернуть контроль над агентствами с 2007 года, когда было отменено их лицензирование. За две недели до Дмитрия Медведева пакет поправок к закону «Об основах туристской деятельности» опубликовало министерство культуры. В частности ведомство предложило создать перестраховочный пул (сегодня операторы страхуют риски, но, как показала практика, страховые компании не всегда способны с ними справиться), ввести новые основания для исключения операторов из реестра (например, причинение вреда жизни и здоровью туристов из-за недостатков продукта) и дополнительные санкции за работу вне закона.

Несмотря на то, что это уже второе ужесточение отраслевого законодательства за последний год (предыдущие поправки приняты в мае 2012-го, см. «Солнце с гарантией» , «Э-У» № 13 от 02.04.2012), игроки и профессиональные объединения по-прежнему утверждают: для полноценной защиты туристов и стабильной работы рынка инструментов недостаточно. По последним данным Росстата, за три квартала 2012 года за границей отдохнуло 10,8 млн наших соотечественников — установлен новый рекорд. Но что скрывается за красивыми цифрами?

Путешествие дилетантов

Опрошенные нами игроки выделяют две первостепенные причины, обуславливающее многочисленные проблемы рынка: отсутствие входного порога для туристических агентств и полноценного контроля над деятельностью операторов. Разберем их подробнее.

Количество россиян, выехавших за рубеж с целью туризмаПервым следствием бесконтрольного развития агентств (сегодня этим бизнесом может заняться фактически любой желающий) стало их огромное количество. Судя по справочнику 2GIS, в Екатеринбурге работает 822 агентства. Парикмахерских, например, больше всего на 9% — 903. Притом что раз в год в отпуск ездит от силы 10% россиян, а подстригаются почти все и не по разу. В других крупных городах ситуация чуть лучше, но перекос очевиден: например, в Уфе 449 агентств (на 20% меньше, чем парикмахерских), в Челябинске — 453 (меньше на треть).

Второе следствие — низкая квалификация большинства компаний. «Если клиент хочет поехать в Турцию или Египет, то относительно квалифицированную консультацию он сможет получить примерно в 60% екатеринбургских агентств, — считает директор уральской туристической компании «Ява-Тур» Олег Аксельрод. — Если добавить еще несколько популярных направлений, например Испанию, Грецию, Таиланд, агентств останется около 40%. Если же мы говорим о знании менеджером десятка стран, способности понять потребности клиента и найти подходящий вариант, то таких компаний будет от силы 10%».

Пример из собственной практики — несколько лет назад я отдыхал в испанском городке Ллорет де Мар с множеством ночных клубов, пользующихся популярностью у европейской молодежи. Атмосфера своеобразная — все составляющие безостановочного и часто безмерного студенческого веселья, разделить которое можно только в одном случае — если сам недалеко ушел от этого возраста. Но среди наших соотечественников мы встречали семьи с маленькими детьми, пары за 40, даже бабушек с внуками. Все они с нетерпением ждали окончания своей поездки и недоумевали, почему им порекомендовали именно этот город. Так что обращение в неквалифицированное агентство вполне может закончиться испорченным отдыхом.

Показательны данные Роспотребнадзора по Свердловской области. За три квартала 2012 года ведомство проверило 43 организации в сфере туризма и почти в 90% случаев выявило нарушения. Самые распространенные — непредоставление потребителям обязательной информации, включение в договор условий, ущемляющих их права, оказание услуг ненадлежащего качества.

В других субъектах Большого Урала информацию о масштабных проверках нам найти не удалось, но точечные тоже выявляли нарушения. Более того, при сегодняшнем уровне контроля над агентским бизнесом до моря можно вовсе не доехать. Последний пример — в конце 2012 года несколько уфимских семей не улетели в Таиланд: небольшая компания, услугами которой они воспользовались, пропала.

Засилие неквалифицированных агентств приводит к тому, что единственным инструментом борьбы за клиента становятся скидки. Причем они отрицательно влияют не только на бизнес дилетантов, но и на профессиональные агентства, не имеющие возможности демпинговать.

— Отсутствие порога для вхождения в агентский бизнес приводит к тому, что любое юридическое лицо сегодня может сесть дома за ноутбук и стать агентом. Нужно понимать, что профессиональные турфирмы несут большие расходы на поддержание компетенции своих сотрудников и не имеют возможности жертвовать комиссией в пользу клиентов, как это делают многие агентства. Те, кто действует демпингом, вредят всему рынку. Сегодня многие люди уже не понимают: разве можно купить тур без скидки? Можно. В этом случае вы платите агенту за грамотную консультацию, — объясняет Олег Аксельрод.

Количество туристических агенств— В центре Екатеринбурга на улице Пушкина работает три десятка агентств. На массовых направлениях они борются за туристов исключительно скидкой. Некоторые клиенты обходят офисы и с порога спрашивают, какую скидку им дадут, а после этого начинают обсуждать место поездки. Это ненормальная ситуация, потому что скидка — кровь любого агентства, — отмечает вице-президент Уральской ассоциации туризма, директор турфирмы «Мир» Сергей Бузько. — Теперь посчитаем. Минимум для работы агентству нужно три сотрудника: с учетом налогов около 100 тыс. рублей в месяц на фонд оплаты труда. Прибавим оплату офиса, коммунальные платежи, расходные материалы, транспорт. Получается, для содержания маленького агентства нужно в месяц минимум 150 тысяч. Для этого ему нужно отправлять по массовым направлениям примерно по 60 — 70 человек. Очевидно, что у большей части работающих в городе агентств нет таких объемов. Бесконечно давая скидки за счет агентского вознаграждения, они приближают свой конец. Будем честными: многие держатся сегодня только за счет того, что работают «в черную». Если посчитать людей, вылетающих отдыхать из Кольцово, оборот туристического рынка получится около миллиарда долларов. Возьмем среднюю норму рентабельности 4%, получается прибыль 40 млн долларов или 1,2 млрд рублей. Есть ли налоги от этой суммы в бюджете Свердловской области? Нет.

Иногда ситуация принимает анекдотичный характер. В Москве мы нашли туристическое агентство под названием «Демпинг тур», которое так объяснило на сайте свою философию: «Мы хотели бы, чтобы изменение туристического рынка происходило в сторону экономии ваших затрат и увеличения степени надежности операторов. Поэтому искренне считаем, что изменение рынка происходит не от действий “Демпинг тур”, а от ваших предпочтений».

Песочные замки

Проблема операторского демпинга, пожалуй, еще сложнее. И кроются его причины уже не в отсутствии контроля, а в амбициях. Излюбленное у многих туристов словосочетание «горящая путевка» — возможность дешево съездить в отпуск, заплатив в некоторых случаях меньше, чем стоят только авиабилеты. В разное время «горят» разные направления, у разных операторов, но в целом рынок не может избавиться от этого явления.

— Горящие туры — это превышение предложения над спросом, продажа ниже себестоимости, которая в конечном итоге приводит к убыткам. Тот, кто занимается демпингом, потенциальный банкрот. Вопрос только в том, когда он уйдет с рынка, — считает Сергей Бузько. — Горящие туры — это амбиции, которые не строятся на экономических прогнозах. Один оператор поставил десять самолетов на Египет, второй — двадцать. Оба «горят». Потом приходит третий и ставит еще больше, рассчитывая задавить первых двух. Получается цепочка из желающих занять место друг друга. В туризме фигурирует убийственная формулировка — повысить долю рынка. Зачем это делать, если компания в убытках и кредитах, мне не понятно.

Уже не раз такая ситуация приводила к печальным последствиям. «Черри-Тур», «Эль-Вояж», «Идеальный мир», «Ланта-тур», «Капитал тур» — эти операторы ушли с рынка за последние два года, оставив за границей в общей сложности несколько тысяч туристов. В СМИ периодически муссируется мнение, что в предбанкротном состоянии находятся чуть ли не все операторы. Опрошенные нами эксперты считают, что оно небезосновательно.

— Информация, которая проходит в СМИ, соответствует действительности в лучшем случае на 50%. Есть реальные факты, есть игры конкурентов, которые распространяют ложные данные. Некоторые операторы сегодня действительно на грани: держатся только на оборотных средствах, на сложных финансовых схемах, перепродаются и т.д. Но подобная информация обычно вскрывается по факту. Операторский демпинг был в 2012 году и будет в 2013-м. Но не всегда он является сигналом к предстоящему банкротству. Только в том случае, если входит в систему,— отмечает генеральный директор «Музенидис Трэвел» (Екатеринбург) Ольга Ганиева.

Сергей Бузько более категоричен:

— Это мнение абсолютно справедливо. Не все, конечно, операторы находятся в предбанкротном состоянии, но их количество велико. С начала 2000-х годов массовый туристический продукт в России приобрел форму перевернутой пирамиды. Чтобы удержаться на рынке, нужно постоянно набирать объемы любыми способами: привлекать деньги на раннем бронировании, давать специальные предложения и т.д. Такая дорога не может быть бесконечной. Это не просто конкурентная борьба. Это вред себе и другим участникам рынка. Смотришь: авиабилет стоит 500 долларов, а тур продается за 300. Да, потребителю хорошо. Но он может улететь в одну сторону, а фирма обвалится.

Таблица. Топ-10 популярных у россиян стран для отдыха

Страна Кол-во туристов, тыс. Прирост, %
Турция 2306 -7
Египет 1225 35
Китай 980 -11
Испания 690 22
Греция 650 14
Тайланд 557 8
Германия 534 1
Италия 464 0
Финляндия 391 -43
Болгария 370 14
Всего 8167 0,6


Не зря в последние годы часто поднимается тема увеличения финансовых гарантий операторов, а в 2012-м был создан компенсационный фонд Ростурпомощь (каждый оператор в сфере выездного туризма обязан перечислять в него ежегодно 0,1% объема денежных средств от реализации, но не менее 100 тыс. рублей). Представители Ростуризма прогнозировали, что создание фонда может привести к сокращению количества операторов на треть, что еще раз доказывает наличие на рынке большого количества слабых компаний. Но есть еще одна проблема.

— У нас своеобразное законодательство в сфере туризма. С одной стороны, существует жесткий входной порог для операторов. С другой — за ним не следят. Они должны предоставлять финансовые гарантии, но в реальности занижают объемы бизнеса и оформляют гарантию с небольшой суммы. Получается, чем крупнее оператор, тем менее защищен его клиент. Мы, например, в год отправляем чуть больше тысячи туристов, гарантия — 30 млн рублей. А у какого-нибудь крупного оператора с миллионом клиентов гарантия — 300 миллионов. Государство почему-то позволяет так делать. Получается и слабая защита туристов, и нечестная конкуренция, — объясняет Олег Аксельрод.

— Я семь лет плачу фингарантию, а с этого года буду обязан отдать в компенсационный фонд еще 100 тыс. рублей. Вопрос: почему за мои деньги будут вывозить туристов оператора, который при полном попустительстве государства демпингует и сидит в офшорах? Деньги собирают, а для контроля ничего не делается. Больше тысячи операторов уже возразили насчет создания Ростурпомощи. Госдума не слышит, Торгово-промышленная палата не слышит, никто не слышит, — поддерживает Сергей Бузько.

Чемодан поправок

Перечисленные проблемы нерешаемы в условиях текущего законодательства и требуют новых инструментов. Опрошенные нами эксперты предлагают разные варианты, каждый из которых может оказаться полезным.

Для регулирования рынка туристических агентств Олег Аксельрод предлагает вернуть лицензирование, разработав параметры, которые позволят отсечь дилетантов. Например, подготовка сотрудников, опыт работы, требования к офису, участие в профессиональных объединениях. Ольга Ганиева считает, что со злостными любителями демпинга должны бороться и сами операторы, установив максимально разрешенную скидку на свой продукт. Кроме этого, необходима пропагандистская работа — потребители не всегда понимают, чем может закончиться поход в сомнительное агентство.

— Сегодня полноценных данных о работе агентств нет. Сколько их? Сколько одинаковых названий? Сколько человек в них работает? Какой доход? Выстраивать систему регулирования, не зная предмета, нереально. Поэтому для начала необходим заявительный порядок работы агентств (соответствующая поправка принята, но не ясно, как она отразится на уже существующих компаниях. — Ред.). Затем — полноценный контроль со стороны налоговой инспекции и Роспотребнадзора. Он позволит не только собирать нормальную статистику, но и отсеет недобросовестных игроков. Далее — необходим типовой договор. Агентства сегодня изобретают все что угодно: штрафные санкции и т.д. Есть и другая сторона. Когда обанкротился оператор «Ланта-тур», некоторые агентства отдавали пострадавшим клиентам деньги и обанкротились, хотя никакой вины на них не было, — комментирует Сергей Бузько. — Сейчас многие нужные изменения в сфере туризма декларируются, но механизмов нет.

С операторским демпингом бороться сложнее. По сути, нужен инструмент, позволяющий искусственно регулировать объемы заказанных перевозок и гостиниц в зависимости от финансового состояния оператора. Но, как отмечал в одном из интервью первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович, попытки бороться с демпингом натыкались, что ожидаемо, на жесткое противостояние ФАС. Другой вариант — развитие саморегулирования. Смогут ли операторы отказаться от амбиций на пользу друг другу — тоже вопрос. Еще один вариант — законодательное ограничение продажи ниже себестоимости, но на его практическую реализацию, вероятно, понадобится немало времени.

Внимание со стороны органов власти к выездному туризму растет, но пока оно не позволяет решить накопившиеся проблемы. Важно, чтобы это произошло до того, как несколько тысяч, а то и десятков тысяч туристов вновь останутся за границей с неоплаченными отелями и обратными авиабилетами.
Комментарии

Материалы по теме

Релакс-бизнес

Туристов — вагон

Екатеринбург конгрессный

Плачет девочка в автомате

Туризм с финансовой гарантией

Одна заветная

 

comments powered by Disqus