Полный аватар

Полный аватар 2009 год дифференцировал рынок кинотеатров. Построенные относительно недавно многозальники отмечают приток клиентов, а устаревшие небольшие заведения стремительно их теряют. Им придется уходить в узкие сегменты или перепрофилировать бизнес.

B ажиотаже вокруг «Аватара» от недостатка клиентов не страдали даже кинотеатры, не имеющие оборудования для 3D показов: активное продвижение фильма привело к тому, что зритель готов был пойти хоть куда, лишь бы посмотреть популярную новинку. Но никакие аватары не спасут морально и технически устаревшие кинотеатры в борьбе с сетевыми киноплексами.

В последнем ряду

По оценке отраслевого портала «Бюллетень кинопрокатчика», с 2004 по 2007 год посещаемость российских кинотеатров ежегодно росла в среднем на 15%. Пиком стал 2008 год - 20,7%. В 2009 году количество зрителей увеличилось только на 4,1% (с 134,6 до 140,2 млн человек).

Одновременно шло перераспределение спроса: резко увеличилась популярность больших кинотеатров - мини- (три-семь залов) и мультиплексов (восемь залов и более). Руководитель отдела маркетинга и рекламы КРК «Мегаполис» (Уфа, шесть залов) Айрат Ягудин говорит о 30-процентном приросте посещаемости. Генеральный директор сети «Синема парк» Сергей Китин менее оптимистичен: в первой половине 2009 года небольшое снижение (около 5%) потока зрителей почувствовали даже крупные сети высокотехнологичных кинотеатров, но к лету, благодаря появлению в репертуаре ожидаемых новинок, посещаемость начала расти, и год закончился в плюсе.

У одно- и двухзальных заведений ситуация противоположная. Они начали терять клиентов еще в первой половине 2008 года, и кризис только углубил падение. Так, директор кинотеатра «Октябрь» (Пермь, два зала) Павел Пьянков сообщил, что посещаемость его заведения снизилась в 2009-м на 25% в сравнении с 2008-м. Тенденция охватывает и трехзальные кинотеатры, правда, не так сильно: екатеринбургские «Космос» и «Екатерининский» отмечают 10-процентное сокращение зрителей.

3D-билет

На причину отставания одно- и двухзальников указывает менеджер по кинопрокату ККТ «Космос» (Екатеринбург) Павел Поляков: спасителем кинобизнеса в ушедшем году стал 3D формат - его популярность у зрителей не изменилась.
В последние три года современные мини- и мультиплексы открывались активно: в пяти крупнейших городах Урала запущено 30% работающих сегодня кинотеатров. Всего в Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Уфе и Перми технологией 3D оснащено 22 кинотеатра из 49.

Кассовые сборы в РоссииПо словам менеджера по развитию киноцентра «Екатерининский» (Екатеринбург) Ильи Сигова уже сегодня в столице Среднего Урала для удовлетворения потребностей горожан экранов хватает: «В среднем достаточным считается наличие одного экрана на каждые 20 тыс. человек. То есть Екатеринбургу с 1,4 млн жителей требуется порядка 70 экранов. Сейчас функционирует 69. Но на 2010 год запланировано открытие кинотеатров "Роликс" в ТЦ "комсомолл" (оператор DVI Cinema, восемь залов, 2400 мест) и "Кинокит" (10 залов, 1400 мест). После этого можно будет говорить о начале острой конкуренции за зрителя».

Еще более жесткая ситуация в Тюмени: там при необходимых 30 экранах работают 32. В других городах, исходя из предложенной нормы, конкуренция не так высока. Перми, Челябинску и Уфе (население чуть более 1 млн человек) требуется по 50 экранов, а работает 35, 30 и 43 соответственно.

Между тем на уральском рынке еще нет некоторых крупных игроков, таких как ГК «КАРО» или Eurasia Cinemas B. V. (включает российскую сеть кинотеатров «Кронверк Синема» и турецкую AFM).

- Открытие новых кинотеатров, в том числе и на Урале, будет возможно лишь при условии общей стабилизации рынка, - говорит председатель совета директоров ГК «КАРО» Леонид Огородников. - Пока не видно хороших площадок, которые могли бы нас заинтересовать. Многие проекты торговых центров заморожены, в строй вступают единичные комплексы, и с точки зрения перспектив открытия кинотеатра они не всегда интересны. Поэтому мы приняли решение приостановить гонку за увеличением числа площадок и экспансию в регионы. Сейчас правильнее инвестировать средства не в строитель­ство большого количества кинозалов, а в качество обслуживания и кинопоказа. Тем не менее, если нам будут подворачиваться суперпроекты в сфере открытия новых мультиплексов, то отказываться от них мы, естественно, не станем.

Пиар - тоже технология

Федеральные сети отличаются и гораздо большими возможностями в плане рекламы и маркетинга. Генеральный директор кинотеатра «Титаник Синема» (Екатеринбург) Михаил Бублевский: «Нам удалось увеличить посещаемость за счет того, что мы заранее подготовились к возможным экономическим переменам. Ввели новые кинореволюционные технологии (3D-показы и 5D-аттракцион, включающий не только объемное изображение, но и различные спецэффекты). Но кроме того, улучшили сервис и расширили репертуарное меню. Также была откорректирована ценовая политика. Одна из акций - «счастливый вторник» - позволяет сходить в кино за 50 рублей. Ее эффективность подвигла нас на еще одно новое предложение - акцию «Киновесна» (билеты на утренние сеансы стоят 25 рублей)». Айрат Ягудин добавляет, что для привлечения клиентов в уфимском «Мегаполисе» начали организовывать премьеры с участием звезд кинематографа и творческих коллективов.

Динамика открытия кинотеатров и распределение по числу залов 

Руководители мультиплексов отмечают, что в 2009 году рекламные бюджеты не сокращали и на 2010-й этого не планируют: информацию о новых предложениях вне зависимости от финансовых трудностей нужно доводить до потребителя.

Идите в боулинг

У небольших кинотеатров выхода два. Первый - в ниши, которые сейчас не освоены: «второй» экран (показывают фильмы через две-три недели после премьеры), документальное и детское кино, арт-хаус и прочее.

- Наличие вторых и даже третьих экранов - естественное явление для развитого рынка кинопроката, - считает Илья Сигов. - Хорошие картины, к примеру, в США, могут находиться в прокате несколько месяцев. У нас такого практически не бывает, хотя зрителей, которые не успевают посмотреть фильмы в премьерных залах, достаточно много. Переход же в репертуарные ниши вряд ли будет массовым. Документальное кино или арт-хаус не настолько популярно, чтобы переориентировать на него целый кинотеатр. На расширение репертуара за счет немассовых картин скорее всего пойдут многие.

Заметим, что переход малорентабельных заведений в узкие ниши мы прогнозировали еще три года назад. Не исключено, что теперь значительное снижение количества клиентов и мощная конкуренция подтолкнут их к решительным действиям. В 2010 - 2011 годах может сформироваться новая структура рынка кинотеатров. Не успевшим занять в ней место останется перепрофилироваться в другой вид бизнеса. Например, в бильярдную или боулинг.

Таблица: Кинотеатры Урало-Западносибирского региона

  Название Кол-во залов
(наличие 3D)
Кол-во
мест
Привязка к ТЦ/ТРЦ
  Екатеринбург        
  ККТ "Космос" 3 (+) 2176 -  
  "Киноплекс Парк Хаус" 8 (-) 1450 Молл "Парк Хаус"
  "Синема Парк" 9 (+) 1300 ТЦ "Алатырь"
  "Титаник Синема" 10 (+) 1176 ТРЦ "Гринвич"
  "Киномакс 3D" 9 (+) 1140 ТЦ "Мегаполис"
  "Салют" 6 (+) 922 -  
  "Киноплекс" 6 (-) 916 ТРЦ "Карнавал"
  "Премьер Зал Юго-Западный" 4 (+) 713 -  
  ЦК "Урал" 2(-) 690 -  
  "Премьер Зал Дом Кино" 2 (-) 325 -  
  "Киномакс Колизей" 2 (-) 313 -  
  "Екатерининский" 3 (-) 302 ТРЦ "Екатерининский"
  "Премьер Зал Знамя" 3 (+) 278 -  
  "Премьер Зал Заря" 2 (-) 184 -  
Всего: 14 69 11885    
  Пермь        
  VERY VELLY 8 (+) 1700 ТРК "Колизей-Cinema"
  "Киномакс" 5 (+) 1340 ТРК "Столица"
  "Синема Парк" 8 (+) 1308 ТРК "СемьЯ"
  "Кристалл-IMAX" 5 (+) 816 -  
  "Рубин" 1 (-) 537 -  
  Киносалон "Премьер" 6 (-) 256 -  
  "Октябрь" 2 (-) 400 -  
  "Кинодром" автокинотеатр
на 200 машиномест
 
Всего: 8 35 6357    
  Челябинск        
  "Синема Парк" 9 (+) 1848 ТРК "Горки"
  КРК "Глобус" 8 (+) 949 ТРЦ "Фокус"
  "Киномакс Урал" 2 (-) 860 -  
  "Киномакс Победа" 2 (-) 797 -  
  КРК "Мегаполис" 4 (+) 539 -  
  "Россия" 2 (-) 369 -  
  Кинотеатр им. А.С.Пушкина 1 (-) 312 -  
  "Аврора" 1 (-) 115 -  
  "Знамя" 1 (-) 120 -  
Всего: 9 30 5909    
  Уфа        
  "Синема Парк" 7 (+) 1266 ТРК "СемьЯ"
  "Синема парк" 9 (+) 1255 ТРК "Галерея Арт"
  КРК "Мегаполис" 6 (+) 1100 -  
  "Искра IMAX" 6 (+) 819 -  
  "Мир кино" 4 (+) 751 ТРЦ "Мир"
  "Кинопростор" 5 (+) 654 ЦТиО "Простор"
  "Родина" 2 (+) 426 -  
  "Победа" 1 (-) 368 -  
  "21 век" 2 (-) 70 -  
  "Смена" 1 (-) 70 -  
Всего: 10 43 6779    
  Тюмень        
  "Синема Парк" 8 (+) 2032 ТРК "Гудвин"
  "Дом Кино - Строитель" 4 (-) 827 -  
  "Дом Кино" 4 (+) 735 ТРЦ "Фаворит"
  "Премьер" 4 (+) 685 -  
  "Киномечта" 6 (+) 573 ТЦ "Колумб"
  "Киномакс-Космос" 1 (-) 426 -  
  "Дом Кино - Современник" 2 (-) 200 -  
  "На Олимпийской" 2 (-) 200 -  
  "Мультиленд" 1 (-) 48 ТЦ "Панама"
Всего: 8 32 5726    
           
  Источник: данные компаний, АЦ "Эксперт-Урал"      
Комментарии

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия

 

comments powered by Disqus