Гармонизация пространства

Гармонизация пространства

Дмитрий Александрович, с одной стороны, связь имеет прикладной технический и технологический характер, с другой — обеспечивает рост качества жизни населения. Как это отражено в государственной политике?

Дмитрий Милованцев
Дмитрий Милованцев

— Государственная политика ставит перед отраслью две ключевые задачи: обеспечить свободу доступа всех производителей услуг к потребителю и легкость доступа потребителя ко всей существующей инфраструктуре. Развитие отрасли переходит от количественных показателей к качественным. Когда-то телеграф связывал людей по принципу точка — точка. Затем появились технологии, реализующие связь по принципу точка — множество точек: возникла система массовых коммуникаций — телевидение, радио. Сейчас формируется система, работающая по принципу множество точек — множество точек: масса производителей информационных продуктов работает одновременно на множественную аудиторию. И поддержка отрасли, в том числе регуляторные механизмы, должна отражать эти новые тенденции, обеспечивать свободу доступа любого производителя информационных услуг к абоненту, которого уже правильнее называть «получатель контента».

Приходится констатировать: нормативная база, даже созданная недавно или создающаяся сейчас, регулирует отрасль по принципу «as is», то есть является реакцией на данность, представленную в экономическом пространстве. Но мы четко понимаем: отрасль сильно меняется, и в первую очередь за счет постоянно появляющихся инновационных технологических решений. Наша задача — чтобы законодательство поспевало за развитием технологий. Сейчас заканчивается процесс формирования нормативной базы, которая будет регулировать отрасль по крайней мере в ближайшие два-три года.

Сообразим на двоих

— Чьи интересы в большей степени отражает обновляющаяся нормативно-правовая база отрасли — потребителя или бизнеса?

— Задача любого нормотворчества — достичь определенной гармонии в интересах обеих сторон. Мы ставим перед собой задачу развития инфраструктуры прежде всего на локальных рынках, где ее очевидно недостаточно. Эта задача решается как за счет прямого перераспределения средств из доходных сегментов (к примеру, дальней связи), в менее доходные, во всех странах субсидируемые (в частности, в связь на селе). Так и косвенно — за счет нормативного регулирования: через лицензионную политику мы перемещаем более «продвинутые» сегменты связи на местные рынки. То есть задействуем экономические механизмы смещения приоритетов. А в результате, скажем, либерализация рынка дальней связи неизбежно приведет к падению цен на дальний трафик.

— О необходимости разрушения монополии госкомпании «Ростелеком» на рынке дальней связи говорят уже давно. Когда это произойдет?

— В течение этого года закончится вся подготовительная работа. Мы рассчитываем, что в этом году будут выданы первые лицензии. Нам надо выпустить все документы, которые сейчас находятся в правительстве, прежде всего связанные с лицензированием услуг в области связи. И надо пройти небольшой, но тяжелый путь — модернизировать договорные отношения между операторами. Сегодня, когда на рынке дальней связи работают Ростелеком и Связьинвест, который через свою восьмерку инициирует, пропускает и приземляет звонок, можно строить внутренние договорные отношения по принципу доверительности, не оговаривая детально все аспекты. Однако с либерализацией рынка должны появиться рыночные договоры. Эта работа потребует значительных усилий, но мы предполагаем справиться с ней за год.

Либерализацию дальней связи планируется проводить по принципу выбора префикса, так, чтобы абонент, звоня в другой город, мог выбрать того производителя контента, который ему выгоднее, интереснее или просто больше нравится. Привычная восьмерка, скорее всего, будет заменена на ноль, как во всем мире. А дальше потребитель сможет выбирать. Условно: набрал «01» — попал в сеть Ростелекома, «02» — в сеть Транстелекома, и так далее. Более того, начиная с дальней связи, мы обеспечиваем доступ через телефонную сеть к производителям контента других типов и наоборот. Так, имея доступ к дальней связи, вы автоматически сможете, набрав, к примеру, «007», попасть в сеть какого-нибудь интернет-провайдера.

Предупрежден — значит вооружен

— Гармонизатором отношений между потребителем и бизнесом выступает государство. Всегда ли у него это получается? Например, правительственный перечень услуг связи, подлежащих лицензированию, вызвал негативную реакцию компаний, которые занимаются IP-телефонией. Подобные законопроекты согласуются с бизнес-сообществом?

— Да. В частности, по перечню услуг, подлежащих лицензированию, дискуссии только на моей памяти проводились раз десять, как на площадке министерства с приглашением всех отраслевых ассоциаций, в том числе и объединяющих малых операторов связи, так и на сторонних площадках, в частности на Телеком-форуме, который собирает практически всех производителей и потребителей телекоммуникационного оборудования и услуг (один из наиболее авторитетных интернет-порталов, действует более десяти лет. - Ред. ).

— Обсуждения носят совещательный характер или бизнес может влиять на законотворческий процесс?

— Практика показывает, что коррективы вносятся, и порой достаточно серьезные.

Что касается IP-телефонии, здесь особая ситуация. В свое время IP-операторы действовали вообще вне пределов правового поля. Они работали по телематическим лицензиям, которые не подразумевают возможности передачи голоса. А IP-телефония —; это передача голосового трафика. То есть операторы нарушали условия лицензий. Таким образом, очень серьезные риски имели и операторы, и компании, которые с ними взаимодействовали, и отдельные потребители. До определенного момента мы относились к этому либерально. Но сейчас появляются серьезные проблемы: есть вероятность дискредитировать рынок связи в целом за счет того, что действия операторов фактически противоречат существующей нормативной базе. Включение IP-телефонии в список лицензируемых услуг приводит работу операторов, оказывающих эти услуги, в соответствие с действующим законодательством. Тяжело будет выполнить эти требования? Наверное, небольшим компаниям тяжело. Можно их выполнить? В общем, можно.

Социально озабоченный монополист

— Помимо услуг дальней связи, есть еще один сектор, который можно охарактеризовать если не как монопольный, то с явным доминированием крупного игрока — Связьинвеста. Это услуги местной связи населению. Будет ли происходить либерализация этого рынка? Какими методами и средствами?

— Основная беда в том, что монополия на рынке местной связи создается искусственно. В основном она порождена нерыночными тарифами на местную связь. Средняя цена за телефонную линию для населения — около 10 долларов в месяц, из них абонентская плата за все городские соединения — всего пять долларов. Коммерческим компаниям невыгодно выходить на рынок местной связи, за исключением корпоративного сектора, рынка мелкого предпринимательства и элитной жилой застройки. Местный рынок невыгоден даже в городах, не говоря уже о сельской местности, где расстояния (значит, издержки) больше, а плотность населения (значит, интенсивность пользования услугами) меньше. Условия для развития конкуренции просто не складываются. Поэтому одна из наших задач — выработать механизм, который позволит отказаться от регулирования тарифов на местную связь, но при этом обеспечит права социально незащищенных слоев населения.

— Отмена тарифного регулирования может и не привести к формированию конкурентной среды, но именно она — основное условие развития рынка. У министерства есть конкретные представления об этом механизме?

— Я не стал бы утверждать, что подобный механизм начнет реализовываться в течение ближайших месяцев. Но чем скорее мы решим проблему, тем лучше. Иначе сохранится искусственно созданное монопольное положение региональных компаний Связьинвеста на рынке местной связи. Причем ни им самим, ни правительству это положение радости не приносит. Повторю: мы вынуждены компенсировать искусственные нерыночные тарифы на местную связь за счет нерыночных отношений игроков на рынке дальней связи.

Другими словами, либерализация рынка дальней связи по-своему повлияет на формирование более конкурентной среды на рынке местной телефонии. Окончание и инициацию звонка все равно будут осуществлять местные компании. Но когда «дальних» операторов станет несколько, механизм кросс-субсидирования сменится арендными отношениями. Таким образом, конкуренция постепенно перейдет с рынка дальней связи на рынок местной.

Тогда и одинаковые по качеству услуги, оказываемые с использованием разных технологий, будут стоить одинаково, как это должно быть. Это иллюзия, что IP-трафик дешевле, чем традиционный голосовой. Да, IP — более современная технология, но ее стоимость во всем мире сопоставима с традиционной телефонией. И мы будем добиваться, чтобы цены на различные услуги связи формировались исходя из рыночных факторов, а не по причине, например, отсутствия или наличия лицензии на ту или иную услугу.

Комментарии

Материалы по теме

Иногда нужно изобрести велосипед

Сохраняйте спокойствие

Мелкий и мягкий

Ловцы сетью

Кульманы — в музеи

Чушь собачья

 

comments powered by Disqus