Ни помять, ни потерять

Ни помять, ни потерять
Ни помять, ни потерять

Фото: Андрей Порубов

Для интеграции в международный рынок авиаперевозок уральским авиакомпаниям придется уже в этом году освоить технологию электронного билета

24 января Минюст России зарегистрировал приказ министра транспорта РФ Игоря Левитина «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». Приказ также закрепляет порядок, по которому электронный билет должен быть оформлен.

Все под контролем

Документ готовит правовую базу для участия российских авиакомпаний в планах Всемирной ассоциации воздушного транспорта (IATA). По ним, к началу 2008 года участникам мирового авиационного сообщества придется отказаться от бумажной технологии продаж билетов и перейти на систему электронного билета (eticketing). Российских членов IATA — семь, уральских авиакомпаний среди них нет. Но без электронного билета они не будут востребованы на международном рынке авиаперевозок.

«Система eticketing включает не только электронный билет. Это целая технология, которой раньше не было, — рассказывает заместитель генерального директора компании “Уральские авиалинии” по внешним связям Алексей Фомин. — Пока мы печатаем бумажные билеты, они все пронумерованы — это документ строгой отчетности. Агенты нам дают бумажный отчет об их использовании. При электронном билете бумажный носитель исчезает. Создается специальный компьютерный сервер, где будут храниться эти билеты. После того, как агент запросил у нашей авиакомпании билет, он появляется в виде файла и заносится в электронную базу данных».

Электронный билет, в отличие от бумажного, позволяет помимо ФИО и паспортных данных пассажира получать множество дополнительной информации, необходимой, например, спецслужбам для борьбы с терроризмом. Так, власти США, Китая, стран ЮгоВосточной Азии при покупке электронного билета просят от пассажира, прибывающего в страну, заполнить анкету с указанием адреса проживания, адреса прибытия (вплоть до номера в отеле), биометрических данных и пр.

В установленной российской форме электронного билета в списке сведений о пассажире пока нет места полету фантазии: для внутренних перевозок требуется указать фамилию, имя и отчество, наименование, серию и номер документа, удостоверяющего личность; для международных — также сведения, предусмотренные международными нормами.

Как должна в идеале работать система eticketing? После того, как пассажир оплатил напрямую через интернет или агента услугу авиаперевозки, авиакомпания создает на его имя файл, который собственно и является электронным билетом. Файл содержит электронные купоны — полетный (от одного до четырех в зависимости от количества рейсов), контрольный и агентский, а также маршрут-квитанцию. Никаких бумажных копий билета не требуется. Предъявляя удостоверение личности, пассажир совершает действия, которые фиксируются в электронном полетном купоне и отражают следующие статусы билета: «открыт для использования», «аэропортовый контроль», «прошел регистрацию», «посадка на борт пассажира произведена», «закрыт». Таким образом, eticketing позволяет контролировать местонахождение пассажиров (вместе с багажом) всех авиакомпаний, участвующих в глобальной информационной системе.

Первый шаг в систему

Продажа билетов через интернет-сайт компании «Уральские авиалинии» в 2006В России функционирование eticketing по описанной схеме пока невозможно. Дело в том, что по российскому законодательству электронный билет требует обязательной бумажной копии в качестве документа строгой отчетности. «Указ Левитина не позволяет полностью уйти от бумажки. Это промежуточный этап в применении электронной технологии, ведь за рубежом пассажир вообще ничего не получает из бумаг при покупке электронного билета, только подтверждение по электронной почте», — поясняет Алексей Фомин.

Тем не менее ряд уральских авиакомпаний, не дожидаясь соответствующих изменений в законодательстве, уже начали внедрять отдельные элементы eticketing. В первую очередь это относится к возможности бронирования билета посредством интернетсайтов авиакомпаний и безналичной оплаты его стоимости. Однако перед регистрацией пассажир все равно должен получить бумажный билет.

Интернет-касса «Уральских авиалиний» заработала с февраля 2006 года — первой среди уральских авиакомпаний. За прошлый год этой услугой воспользовалось 6,5 тыс. человек. При покупке через интернеткассу клиент экономит минимум 1 тыс. рублей при полете в одну сторону.

Система электронной продажи авиабилетов через сайт авиакомпании UTair запущена в тестовом режиме с 1 декабря прошлого года. По словам руководителя службы по связям с общественностью UTair Юрия Мушихина, только за декабрь электронным бронированием воспользовались около 500 человек (выкупили билеты меньше): «Пока в основном это сотрудники авиакомпании. Система работает без сбоев, мы хоть сейчас готовы перейти от опытной эксплуатации в рабочий режим».

Генеральный директор компании «Авиапрад» Елена Прохорова сообщила: «Оформление электронного билета проходит сейчас стадию технологической обкатки. Систему бронирования билетов через интернетсайт и оплату услуги авиаперевозки с помощью пластиковой карты мы запускаем с февраля. Продажа билетов через интернет дает экономию в 5 — 6%: таков средний размер вознаграждения агента, если пассажир покупает билет в обычной кассе. В общей структуре продаж нашей авиакомпании в 2007 году мы планируем достичь уровня интернетторговли 10%. Но полностью отказаться от услуг агентской сети не сможем. Например, если пассажиру нужно лететь с несколькими пересадками, без помощи агента ему сложно будет выбрать для себя стыковые рейсы».

Сегодня билет можно забронировать также на сайтах авиакомпаний «Пермские авиалинии» и «Оренбургские авиалинии».

Эксперты отмечают, что дальнейшее внедрение системы eticketing в российских авиакомпаниях будет проходить в три основных этапа: продажа электронного билета через собственную агентскую сеть, выпуск его на бланке Транспортной клиринговой палаты (позволяет продавать посторонним агентам) и в партнерстве с другими авиаперевозчиками (электронный интерлайн).

Начать реализацию первого этапа в мае-июне этого года планируют «Уральские авиалинии». «В России около 190 авиакомпаний, и все сейчас выстроятся в очередь к провайдерам и эксплуатационщикам систем, рекомендованным в IATA. Те начнут повышать расценки за внедрение системы eticketing. Поэтому на первом этапе сокращения расходов при переходе с бумажного на электронный документооборот не произойдет», — отмечает Алексей Фомин.

Для полномасштабного внедрения eticketing в России требуется изменение федерального законодательства. Тем не менее авиакомпании уже сейчас должны активно включиться в процесс создания системы электронного билета, чтобы повысить уровень конкурентоспособности на международном рынке авиаперевозок.

Комментарии
 

comments powered by Disqus