За чем стоим? За искусством

За чем стоим? За искусством
За чем стоим? За искусством

Композиция Алексея Залазаева "Пермяк соленые уши" победила на городском конкурсе скульптуры
Фото: Станислав Ожигов

За пару недель до 20 января, дня открытия «Арт-Перми», самый известный современный художник Прикамья Юрий Лапшин отключил телефон. Желающих принять участие в выставке было еще очень много, а места не осталось: 6 тысяч экспозиционных квадратных метров распределились уже в первой половине прошлого года.

Посетители же были ограничены только морозами да пропускной способностью дверей, перед которыми время от времени возникали заторы. Два павильона выставочного комплекса «Пермская ярмарка» свободно дышали лишь в сонные утренние часы, в пиковые моменты зрители-покупатели наступали шеренгами. Пермский арт-салон, прошедший в восьмой раз, подтвердил: вопервых, он уникален — по крайней мере в пределах региона; вовторых, выставке необходима смена концепции. Втретьих: подспудная, томящаяся нереализованностью любовь самых разных слоев россиян к искусству ищет выхода, в том числе на рынок.

Парадоксы арт-рынка

В рейтинговом ряду легальных видов бизнеса торговля произведениями искусства стоит на третьем месте после оружия и драгоценностей. Оборот мирового арт-рынка составляет около 150 млрд долларов в год и имеет устойчивую тенденцию роста. Объем же рынка современного искусства в России чрезвычайно мал, по оценкам некоторых экспертов, всего 0,34% от мировой доли. В столицах в этой сфере еще что-то крутитсявертится. Так, на «Артманеже» в 2002 году совершалось продаж на 200 тыс. долларов в день. Но в регионах ситуация малоподвижная. В Перми, например, три-четыре частные галереи и несколько муниципальных залов, отведенных под выставки. По мнению директора Гидгалереи Михаила Суркова, в городе не сформирована привычка приобретать картины. Мало не количество свободных денег вообще, а та условная их часть, которую жители готовы потратить на искусство.

Сергей Казук
Сергей Казук
Все так. И тем не менее ажиотаж, возникающий вокруг выставкиярмарки «АртПермь», — явление реальное. В прошлом году ее посетило 30 тысяч человек за десять дней — небывалые цифры для культурных мероприятий (исключая кино). В нынешнем году цифры несколько ниже, прежде всего изза погодных условий. Автоматически
арт-рынок не возник, но салон заполнил пустующую нишу и начал формировать рыночное пространство в сложной сфере визуальных искусств.

Равносторонний треугольник

Три силы сегодня наравне участвуют в «АртПерми»: власть, бизнес, общество. Наиболее динамичной, чувствующей потребности будущего, проявил себя бизнес, инициировав мощный культурный проект. Власть, поддержав, придала ему значимость и стабильность; общество активно откликнулось, поскольку оказались задействованы его интересы.

Началось все как будто случайно. Задача стояла исключительно бизнесовая: оживить выставочное пространство в мертвый посленовогодний сезон. Руководство центра «Пермская ярмарка» поручило ее решение человеку, который когда-то работал в театре и был знаком со сферой не только коммерции, но и искусства. Сергею Казуку вспомнилась давно виденная картинка: южный город, художественная экспозиция, желающих поучаствовать в которой было столько, что работы висели едва ли не друг на друге. Почему бы не создать подобное?

Триптих московского художника Гранта Сукиасяна :: Фото - Станислав Ожигов Идея была поддержана руководством. Плату с участников решили брать символическую: проект изначально позиционировался как благотворительный. На первых порах художников приходилось раскачивать, уговаривать, набиралось всего до 20 имен, зато каждому доставалось по сто с лишним метров площади. Господствовала концепция: никакой художественной концепции. Каждый, кто занимается творческим трудом, от создания скульптур до вышивания полотенец, имеет право и должен иметь возможность предложить результаты своего труда вниманию людей. «Спектр посетителей-покупателей, по нашей задумке, должен быть широк. Один придет за большой картиной, другой за крохотным сувениром, сделает приобретение на 20 рублей или на 20 тыс. рублей, — разные потребности должны быть удовлетворены», — говорит директор «АртПерми» Сергей Казук.

Интерес «Пермской ярмарки», организации коммерческой, — прежде всего имиджевый. «Артсалон, постоянно находясь в сфере внимания СМИ, делает рекламу всему выставочному центру. В последние годы растет и коммерческая составляющая за счет продажи входных билетов и привлечения соинвесторов. Самое же главное вот в чем, — подчеркивает Сергей Казук. — Затевая это дело, мы и не подозревали, что у нас столько людей, занимающихся и интересующихся искусством. Таких “очередей за искусством”, как в Перми, я не видел нигде, ни в Эрмитаже, ни в парижском музее д’орсе».

Восьмой год стал для проекта переломным. Официального отбора художников и экспонатов попрежнему нет, но отказывать уже приходится: места на всех не хватает. В результате январский салон стал носить профессиональный характер. Председатель департамента культуры и искусства администрации Пермской области Ольга Ильиных: «Теперь мы позиционируем арт-салон как некий “творческий отчет” художников. Здесь они могут заявить авторскую концепцию». Зато в марте пройдет еще одна выставкаярмарка, на которой будет представлено уже декоративно-прикладное искусство.

Мейнстрим, традиционалисты и маргиналы

Я была свидетелем того, как некоторые стенды пустели на глазах. Самые удачливые художники реализовывали на арт-салоне до 30 картин, освободив себя от забот о хлебе насущном на полгода вперед. Лидерами продаж были и остаются пейзажи: российский покупатель — традиционалист в пристрастиях. Да и большинство художников продолжают привычную линию добротного реалистического искусства.

Триптих московского художника Гранта Сукиасяна :: Фото - Станислав Ожигов Но тем и хорош арт-салон в своем новом идейном «обличии», что представляет временной срез визуальных искусств края в российском и даже мировом контексте. На выставке представлены работы из США, Чехии, Франции, Китая. Есть и совместный российско-голландсконемецкий проект «Все течет, все изменяется». Он не предназначен для торговой реализации, некоторые его части скоро исчезнут сами по себе или деформируются, как, например, картины из песка. Концептуальное искусство представлено в основном иностранными и столичными проектами (Москва и СанктПетербург на «АртПерми» заявлены широко), оно пока слабо прижилось на местной почве. Но современные тенденции ощутимы и в художественной провинции. Принты соседствуют с живописными оригиналами (разница в цене — в 20 раз). Фотография все чаще воспринимается как не только техническое, но и художественное творчество, появились качественные фотокартины местного производства. Представители актуального искусства уже никому не кажутся маргиналами и даже объединились в ассоциацию «Артемида», которой собственным волевым усилием придали международный статус.

Перформанс в рыбном отделе

Временное пространство выставки было заполнено деловыми встречами, круглыми столами и обсуждениями, шоу, презентациями и прочая. Например, представители «Артемиды» в оранжевых футболках (цвет не только политической, но и художественной альтернативы) и прозрачных полиэтиленовых халатах организовали акцию «Диалог цветом», когда желающие из толпы выходили на сцену и общались друг с другом и окружающими молча, исключительно посредством кисти и красок. Было непривычно, но общий язык найти удалось.

Пейзаж Никиты Брюханова-Путилова (Пермь) имеет актуальное название - "Ночной дозор" :: Фото - Станислав Ожигов Артсалон полноценно и всесторонне, порой в неожиданных формах помогал прокладывать путь народа к искусству.

В этом проявилась его социальная функция. Но назревает потребность и в обратном движении: искусства — к народу. Именно здесь, на выставкеярмарке, среди художников и властьпредержащих заявлялись и обсуждались проекты под актуальным лозунгом «искусство должно присутствовать не только в музеях, но и в общественном пространстве». Например, «картина в витрине», когда художественные произведения выставляются в бутиках, торговых центрах. «Блуждающие» художественные акции с использованием нетрадиционных материалов. Безудержная творческая фантазия готова все что угодно превратить в объект искусства и где угодно найти для него место. «Выставку можно сделать и в рыбном отделе, — совершенно серьезным тоном предлагает Юрий Лапшин. — Собрать “черный квадрат” из икры, полюбоваться, а в качестве кульминации перформанса дружно ее съесть»… Артярмарка дает импульс самым неожиданным идеям и постепенно выходит за границы выставочного центра.

Кризис среднего возраста

Как любое явление, пермский арт-салон пережил святой момент рождения, период развития и роста. Кризис среднего возраста обычно застает на взлете, оценивает — сделано много, задает вопрос — что дальше?

Директор «Пермской ярмарки» Сергей Климов ставит перед будущим глобальную задачу: проект, оставшись по сути благотворительным, поддерживающим развитие местной художественной среды, должен выйти на достойный финансовый уровень. Есть планы в 2007 году провести здесь зональную выставку, на которой будет представлен весь уральский регион. «При организации арт-салона действуют те же законы, что и при проведении других выставок: сельскохозяйственной, мебельной или медицинской техники. Если мы привезем художников, мы должны организовать и зрителей, и заинтересованных специалистов из тех же городов. Нужны знаковые фигуры, “говорящие головы”. Предстоит большая работа, поиск новых менеджерских решений, нетрадиционных ходов». Возможно, в очередном сезоне «АртПермь» заявит об очередной новой концепции.


Комментарии

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия

 

comments powered by Disqus