Компания «Челябинская область»

Компания «Челябинская область» Конкуренция за инвесторов между регионами становится все жестче. Чтобы заинтересовать бизнес, ему нужно сделать привлекательное коммерческое предложение, считает заместитель губернатора Челябинской области Алексей Овакимян.

Алексей ОвакимянЧелябинская область много лет считалась регионом с очень стабильной экономкой, но неважной инвестиционной средой: попросту говоря, чужих сюда не пускали. Чтобы изменить инвестиционный климат и имидж региона, губернатор области Михаил Юревич пригласил генерального директора аудиторской фирмы «Авуар» Алексея Овакимяна: в должности заместителя губернатора Челябинской области ему было поручено заниматься правовыми, имущественными и инвестиционным вопросами. В интервью «Э-У» Алексей Овакимян рассказал, что уже получилось и что еще предстоит сделать, чтобы успешно конкурировать в привлечении на территорию инвесторов.    

На доверии

- Алексей Дмитриевич, какие задачи поставил перед вами губернатор?

- Задачи были сформулированы предельно четко - привлечение инвестиций в регион, защита интересов участников рынка от вмешательства или недобросовестной конкуренции, повышение эффективности управления имуществом.

- Какой вы нашли базу, сложившуюся за годы так называемой «стабильности» на Южном Урале?  

- Регион точно не отсталый. Ни с точки зрения развития промышленности, ни с точки зрения развития институтов. Челябинская область одной из первых в России приняла программу поддержки и развития малого бизнеса, областную целевую программу привлечения инвестиций, закон о частно-государственном партнерстве. И во многом благодаря этому в области вырос очень серьезный и сильный сектор малого и среднего бизнеса, причем в сфере производства, появилось много брендов федерального масштаба. Но экономика не может долго жить в условиях замкнутого пространства: нужны новые ресурсы, люди, идеи. Поэтому сейчас мы готовимся к разработке инвестиционной стратегии Челябинской области. Мы должны сделать главное - убедить инвесторов в том, что вести бизнес в Челябинской области выгодно. То есть должны сделать бизнесу с других территорий, из других стран конкретное коммерческое предложение. При этом у нас должны быть такие условия, чтобы и местный предприниматель отсюда никуда не ушел.

- На какой тип инвестора вы рассчитываете?

- Конечно, компании мирового масштаба нужны всем, но наиболее реально работать со средним бизнесом международного уровня, который может и хочет делать совместные проекты с местными предпринимателями.

- Вы уже сформулировали суть вашего коммерческого предложения?

- Последний финансовый кризис показал, что в мире финансовых активов гораздо больше, чем материальных. Челябинская область в этой ситуации должна выиграть, потому что ее потенциал с этой точки зрения недооценен: у нас материальных активов как раз гораздо больше, чем финансовых, и нам есть что предложить мировому бизнес-сообществу. Другой разговор, что для этого нужны условия и институты. Что является слабым местом России в принципе? Элемент доверия. В Европе, США, Азии бытует мнение, что в России небезопасно, там высокая степень влияния государства на экономику, высокий уровень коррупции и так далее. И мы должны продемонстрировать и доказать, что можем на своей территории снять эти ограничения. Вот почему сейчас губернатор сам возглавляет делегации предпринимателей в разных странах, беря под личную ответственность все эти вопросы. Если договоренности достигнуты, мы берем на контроль проект и сопровождаем во всех разрешительных процедурах.

- Получается, вы используете механизм ручного управления?

- Да, пока это ручное управление. Как только мы увидим, что процесс пошел, недоверие преодолено, мы начнем создавать систему, при которой личное вмешательство губернатора уже будет не нужно. А сейчас иначе нельзя. Это даже по-человечески понятно: прошло всего полтора года после смены команды, и новая декларирует свои подходы и задачи. Сейчас личная харизма лидера очень много значит. Многие хотят личного контакта, знакомства, гарантии. Я думаю, что в следующем году процесс «знакомства» завершится, инвесторы увидят, что позиция губернатора стабильна, и мы будем менять тактику.

- А как, по вашему видению, должен работать механизм сопровождения инвесторов?

- Для начала нужно принять перечень нормативно-правовых актов, которые регламентируют работу с инвесторами, начиная от налоговых льгот, процедуры выделения земельных участков, согласования разрешительных процедур. Система должна быть прозрачна и понятна. Также нужны организационные решения - инвестор должен понимать, куда обращаться, с кем работать. Для этого мы создали Агентство регионального развития, которое будет заниматься сопровождением и обслуживанием всех инвестпроектов в регионе. Механизм работы следующий. Инвестор заходит на инвестиционный сайт Челябинской области, видит, что именно может его заинтересовать, в электронном варианте делает запрос, ему дают ответ, он приезжает, получает куратора и с этим куратором проходит все процедуры. Я думаю, что эта система в автоматическом режиме заработает с 2013 года.

Сильные факторы

- Ничего особо новаторского в этом подходе нет: институты и стимулы привлечения инвесторов сегодня примерно одинаковы во всех регионах. В чем ваше конкурентное преимущество? Почему именно у вас надо открывать производства, площадки, запускать новые проекты?

- Да, десять лет назад инвестор стучался в регионы, а сейчас регионы ищут инвесторов. Конкуренция колоссальная. С точки зрения бизнесмена, который строит торговый центр, в общем, не важно, где строить: лишь бы это был большой город. А вот для тех, кто намерен запускать новые промышленные объекты, разница есть. По наличию природных ресурсов, кадрового потенциала, логистики наш регион выделяется среди других. Эксперты считают, что у Челябинской области очень выгодное логистическое положение: можно развивать бизнес в рамках Таможенного союза - рядом Казахстан, через нас проходит развилка на Екатеринбург, Оренбург, Курган, Москву. Это очень сильный плюс. Кроме того, у нас есть эксклюзив в виде атомной отрасли: из десяти предприятий России три работают на территории Челябинской области. У этих предприятий очень много инновационных технологий и разработок, которые они могут предложить рынку. Нужны лишь деньги и инвесторы.

- А как в эту стратегию встраивается интерес системообразующей для Челябинской области металлургии?

- Самым непосредственным образом. Область - одна из лидирующих по производству металлургической продукции не только в России, но и мире. Что особенно важно, она создает огромный спрос на инновации - от новых покрытий до новых технологий переработки отходов. У нас гигантский потенциал. Масса научных идей может быть востребована, и чтобы стимулировать этот процесс, мы создаем технопарк, который будет заточен именно на решение этих задач. Более того, мы планируем строить новые металлургические заводы. У нас есть проект, который сейчас находится в стадии разработки - строительство горно-обогатительного и металлургического комбината, он будет соответствовать всем европейским нормам.

- В Челябинской области сформировался сильный сектор среднего бизнеса. Ему нужна помощь региональной власти или он и без нее будет развиваться?

- Большинство в этом сегменте говорит: не мешайте, мы сами справимся. Но поддержка все равно нужна. Не в виде ручного управления, а в виде все той же системы: нормативная база, сокращение времени прохождения разрешительных процедур, в какой-то степени информационная работа по продвижению их интересов на других рынках. Но самое главное, на мой взгляд, это создание конкурентной среды. Если в секторе доминирует одна компания, это плохо и для сектора, и для нее самой, потому что она рано или поздно закостенеет, начнет пробуксовывать и умрет. И задача власти - способствовать созданию конкурентной среды, а не поддерживать избранных и тем самым вести к монополизации рынка.

- Вот вы сказали, что один из инструментов - снижение сроков прохождения согласительных процедур. Но значительная часть надзора находится в компетенции федеральных органов власти. Какие рычаги есть у региональных структур, чтобы повлиять на их работу?

- Согласен, практически все надзоры федерального подчинения. Есть у нас такая беда, но, слава богу, все-таки авторитет губернаторов никто не отменял. Понятно, что мы не можем их юридически заставить в сроки выполнять свою работу, но можем... очень сильно попросить. И это пока работает.

- Еще один важный аспект - система взаимодействий внутри аппарата самой исполнительной власти. Как выстроить межведомственные связи, чтобы все чиновники работали на одну задачу?

- Здесь опять же личность руководителя региона играет роль. Случаются жалобы на то, что кто-то из чиновников тормозит проект. У нас за это могут просто уволить.

- Ну и муниципалитеты - еще одно слабое звено. Как их заинтересовать работать в команде?

- В основном муниципалитеты поняли, что для них инвестор - это благо. Я помню, как десять лет назад многие главы городов, обремененные советским прошлым, слово «инвестор» путали со словом «интервент», мало того, некоторые пытались защитить жителей города от прихода сторонних предпринимателей. Сейчас ситуация поменялась: как регион конкурирует за инвестора, так и муниципалитеты борются за деньги. Приведу свежий пример. Мы разослали по муниципалитетам обращение с просьбой подобрать площадку для размещения завода. Мне из 43 глав добрая половина отзвонилась и сказала, что их муниципальный район - самый лучший для размещения этого завода. То есть понимание созрело. Но скрывать не буду, есть, к сожалению, и весьма неприятные прецеденты. Например, приходит в область крупная компания, получает лицензию на разработку месторождений и тут оказывается, что земля над этими недрами уже продана. 

Люди и дороги

- Если вы делаете ставку на иностранных инвесторов, неизбежно встанет вопрос создания инфраструктуры: аэропорт, гостиницы, офисные здания, дороги. Только один факт наличия в Екатеринбурге международного аэропорта создает ему сильные преимущества по сравнению с другими региональными столицами. Ваши планы?

- В развитии дорожной инфраструктуры мы опережаем соседей, в строительство дорог вкладываем и будем вкладывать много бюджетных денег. А вот в части авиатранспортной инфраструктуры, согласен, мы время упустили. Сейчас его сложнее наверстывать, но это обязательно надо делать. С октября этого года область начала дотировать международные рейсы, разрабатываем проект реконструкции аэропорта, который предполагает доведение его до уровня международного в течение пяти лет. Мы не видим экономического смысла вбухивать сразу в этот проект миллиарды. Программа предполагает равномерное увеличение и пассажиропотока, и качества аэропорта. Мы уверены, что у нас все получится, потому что с позиций и логистики, и по погодным условиям челябинский аэропорт находится в выгодном положении. В 1990 году пассажиропоток челябинского аэропорта был больше свердловского.

Гостиниц у нас много, бизнес-центров построено с запасом. Так что разместить и гостей, и инвесторов в областном центре сможем без труда. Нас, скорее, беспокоит недостаток этого типа инфраструктуры в отдаленных точках, потому что это серьезно мешает развитию еще одного важного направления - туризма.

Здесь у нас потенциал огромный. Мы считаем, что туристическая отрасль на Южном Урале имеет все шансы стать очень заметной в экономике.

- А людей хватит? Как показывает опыт успешных в привлечении инвестиций регионов, все они рано или поздно сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров для работы на современных объектах, особенно в глубинке.  

- Мы задумываемся и над этим вопросом. Да, нам сейчас интересно и выгодно строить заводы в малых городах в силу того, что там дешевле земля, ресурсы, рабочая сила. Но мы понимаем, что рано или поздно столкнемся с проблемой кадров. Поэтому уже сейчас начинаем рассматривать агломерационный подход к развитию малых городов. На территории области это челябинская: северная, южная, западная агломерации. Такие города, как Миньяр и Юрюзань, не смогут сами создать должную инфраструктуру сервиса, отдыха, туризма, но если их рассматривать в составе агломерации, то многие проблемы будут решены. Нужно обеспечить агломерации транспортной составляющей, чтобы до них были проложены не грунтовые дороги, а хороший ровный асфальт, чтобы не было проблем с энергетикой, водой, газом и так далее. И конечно, в каждой межмуниципальной агломерации в пределах доступности должна быть вся необходимая инфраструктура, в том числе и для отдыха, чтобы молодежь оттуда не уезжала.

- Привлечение инвестиций - по большому счету средство. Как в ваших программных документах сформулирована конечная цель этой работы?

- Стратегия пока не утверждена, но могу сказать, что с экономической точки зрения - это повышение производительности труда и валового внутреннего продукта, с социальной - повышение качества жизни, причем не только уровня зарплаты, а именно качества жизни в целом.

Путем ленинской правды

- Вы пришли в исполнительную власть из сферы бизнеса, а там и задачи, и инструменты другие. В чем ваша мотивация и интерес сейчас?

- В бизнесе я был собственником компании, сейчас - я, по сути, наемный менеджер. Причем менеджер проектов, так я вижу свою роль. Будучи собственником, я был более свободен в выборе решений, но если где-то ошибался, то сам и терял. Здесь степень ответственности больше, потому что твоя ошибка выливается в неприятные последствия для массы других людей. По­этому работать сложнее. Но и задачи интереснее. В маленькой компании каждое решение дает быстрый эффект: договорился - заработал. Здесь результат виден не сразу. Поэтому надо настраиваться на кропотливую работу, пахоту, если хотите. Бизнес у нас ушел намного дальше в своем развитии, и многие вещи, которые для бизнес-плана абсолютно очевидны, в госслужбе воспринимаются как новации. Но эти новации достаточно интересно внедрять.

Есть бизнес-план, только здесь он называется стратегия, есть контрольные точки стратегии, есть зона ответственности, есть ключевые показатели эффективности. И если все это разработать, то получится просто очень большая компания, которая называется «Челябинская область».

- А как вы подбирали команду? Коллектив единомышленников нужен хоть в структуре власти, хоть и в бизнесе.

- Для меня важно было не аппарат набрать, а экспертное управление. Потому что моя задача в структуре органов власти выстраивается по-особенному. Я не являюсь прямым начальником для всех министерств, задействованных в процессе привлечения инвестиций. Но я - координатор этого процесса. И мне надо путем ленинской правды, доброго слова, убеждения добиваться реализации намеченного. Экспертное управление необходимо для того, чтобы не пропустить ошибочное решение. Экспертов я набрал как раз, как мне кажется, очень удачно: есть люди из госсектора, из бизнеса. Ну а со всеми остальными министерствами работаем, убеждаем, организовываем взаимодействие, чтобы все получилось. И конечно, привлекаем внешних консультантов, потому что чиновник сам по себе инновацию вряд ли родит, хотя и понимает, что она необходима. Нужны сторонние специалисты с успешным опытом реализации аналогичных, лучше международных проектов.
Комментарии

Материалы по теме

Наш ответ Доу Джонсу

Учиться не дышать

Заведомо худшие условия

Менеджмент с душой

Привлечь непривлекаемое

Апрельские тезисы

 

comments powered by Disqus