Провалились

Новая крупная воронка образовалась на железнодорожных путях в районе Березников (Пермский край), парализовав движение грузовых и пассажирских поездов. Грунт начал проваливаться 25 ноября вблизи вокзала после того, как прошел грузовой состав с калийными удобрениями. Состав остановили, большую его часть путейцы успели убрать с путей, но один вагон все-таки попал в провал. К 1 декабря параметры воронки выросли до 54 метров в длину, 33 - в ширину, 20 - в глубину. Пассажирские составы приходится останавливать на станции Березники-Сортировочная, в 26 км от города: оттуда людей возят на автобусах.

Это второй провал грунта в районе за последние три года. Первый произошел в 2007 году, через десять месяцев после затопления одного из рудников Уралкалия соляными водами, прорвавшимися из старых выработок. Тогда комиссия Ростехнадзора назвала две причины затопления: геологическую (особенное строение рудника) и техногенную (отработанные шахты рудника, эксплуатировавшиеся в 1940-х годах, в отличие от других мест добычи, ничем не заполнялись). Первый провал существенно повредил железнодорожную колею и создал угрозу обрушения жилых домов. Для отселения людей был построен новый микрорайон, для восстановления грузовых и пассажирских перевозок - два временных обходных пути длиной 6 километров и 800 метров, а в декабре 2009 года - запущена новая ветка Яйва - Соликамск (53 км), огибающая всю территорию калийно-магниевых месторождений. Половину строительства этой дороги (6 млрд рублей), а также возведение временных веток оплатил Уралкалий, 1 млрд рублей внес «Сильвинит».

Очередной провал образовался как раз под новым 6-километровым участком дороги - в полукилометре от первого.

Ущерб от закрытия дороги для компаний незначителен: те 5% от общего объема производимой Уралкалием продукции, которые шли через него, предприятие теперь возит на автотранспорте до новой железнодорожной ветки. По ней же гонят составы «Сильвинит» и березниковский завод удобрений «Азот». Ущерб, который понесла от провала Свердловская железная дорога, еще не подсчитан. Известно, что помимо повреждения железнодорожного пути, была выведена из строя часть кабельной магистральной сигнализации и связи.

Не установлена до сих пор и причина образования воронки. Пока специалисты не связывают ЧП на железной дороге и аварию на Уралкалии. Ученые Горного института УрО РАН (Пермский край) и НИИ «Галургия» рассматривают две версии: естественно-природную (образовавшийся провал мог иметь карстовую природу) и техногенную (в 1957 году здесь велись разработки сильвинитовых пластов, что также могло привести к оседанию почвы).

Предварительно опасная зона ограничена 150 метрами вокруг провала. В нее вошли промышленная площадка Березниковского шахтостроительного управления и газопровод, питающий ТЭЦ-10. Как отмечает руководитель НИИ «Галургия» Аркадий Гринберг, исследования могут показать, что площадь потенциально опасной зоны значительно больше.

Движение до станции Березники железнодорожники решили возобновить 1 января, получив заверение ученых, что эксцессов на территории станции в ближайшее время не предвидится. Но калийщики предпочитают больше не пользоваться станцией и отправлять грузы в обход. Жители Березников винят городские власти и ученых в неспособности предугадать дальнейшее развитие событий. Еще в 2007 году территория над старыми выработками была определена как зона риска, но не прошло и года, как по ней было возобновлено движение не только грузовых, но и пассажирского поездов. Тогда администрация города заверяла, что ситуация находится под контролем и провалы городу не грозят. Итоги комплексного наблюдения за аварийным рудником с 12 по 18 ноября также не выявили аномальных отклонений, вызванных техногенными причинами.

Комментарии

Материалы по теме

Учиться не дышать

Заведомо худшие условия

Эксперты кто?

Точки на полях

Первая по динамике

Некоторые любят потяжелее

 

comments powered by Disqus