Что карты говорят

Что карты говорят Рост просроченной задолженности, негативные ожидания в обществе и давление регулятора на банковский сектор вынуждают банкиров тормозить потребительское кредитование.

Аналитический центр «Эксперт-Урал» подвел итоги девяти месяцев этого года в банковском секторе.

Потребкредитотлуп

Статистика свидетельствует о продолжающемся снижении темпов кредитования и корпоративного сектора, и малого бизнеса. Год назад кредиты предприятиям за аналогичный период выросли на 13,7%, сейчас — только на 9%, ссуды индивидуальным предпринимателям — на 24,8% и 13% соответственно. Правда, в разрезе отдельных групп банков ситуация разнится. Так, снизил активность один из основных кредиторов экономики — Сбербанк: его портфель за девять месяцев увеличился всего на 3%. В то же время госбанки, на которые приходится львиная доля кредитов корпоративному сектору, наоборот, показали темпы выше среднего — 15%. Банки Урала также ведут активную кредитную политику, их портфель вырос на 19%, однако доля этих игроков на рынке корпоративного кредитования чрезвычайно мала. 

В сегменте розничного кредитования мы видим смену тренда: после двух лет подъ­ема динамика начала падать. Год назад мы фиксировали: потребительские кредиты в целом по системе выросли на 33,4%, сейчас — на 21,6%. Рост просроченной задолженности, негативные ожидания в обществе и давление регулятора вынуждают банки тормозить. Особенно это стало заметно с началом осени: если в июле и августе прирост портфелей составил 2,5% в месяц, то в сентябре уже 1,5%, в октябре — 1,7%. Увеличивается и число игроков, сокращающих объемы розничного кредитования: если в июле и августе таких было 65 и 62 соответственно (из списка 200 крупнейших), то в сентябре на снижение пошли 82, в октябре — 84 организации.

Уменьшение объема портфеля вкупе с продолжающимся ухудшением качества обслуживания давят на просрочку — средний ее уровень по потребительским кредитам вырос с 3,7% до 4,2%. Впрочем, этот показатель реальной картины не отражает: в бухгалтерской отчетности показана только та часть кредита, срок выплаты которой уже наступил. По нашей оценке, исходя из оборотов по счетам, среднемесячно около 9,5% потребительских кредитов в стране находятся в зоне риска в части своевременного обслуживания.

Одна из причин плохого качества обслуживания — высокая стоимость кредитов. По крайней мере, статистика четко показывает связь между процентной ставкой и размером просрочки. Банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании, то есть с долей розничных кредитов в активах свыше 40% (таких по стране 35), имеют среднюю ставку по розничным кредитам 23,5%, в то время как у универсальных банков она 16,5%. Но при этом и просрочка розничных игроков почти в два раза выше, чем универсальных: 6,7% против 3,2%.

Формально среди самостоятельных банков региона монолайнеров в чистом виде нет, все региональные банки оказывают полный спектр услуг. Однако мы считаем специализированными банки с портфелем розницы в 50%, то есть имеем 19 учреждений, фактически относящихся к розничным. Расчетная ставка по кредиту у десяти таких банков превышает 20%, а в трех она находится выше планки в 30% годовых.

Карточный домик

На фоне этого пока незначительного, но все же охлаждения в сегменте потребительского кредитования в целом мы обратили внимание на очень хорошую динамику кредитных карт. Объемы этого вида растут в два раза быстрее общих темпов потребительского кредитования: за девять месяцев 2013 года прирост задолженности по кредитным картам составил 41%, а один из лидеров этого сегмента — Сбербанк — показал динамику в 55%. Высокими темпами наращивают портфели универсальные банки: Юникредит — 62%; Альфа-банк — 60%; Райффайзенбанк — 50%. Не отстают и монолайнеры: МТС-банк увеличил задолженность по картам с начала года на 74%, Хоум Кредит энд Финанс Банк  — на 69%, «Русский стандарт» — на 48%, Тиньков Кредитные системы — на 47%.

Стратегии выхода на рынок разные: розничные банки, как правило, выдают карты клиентам «с улицы», делая ставку на долю рынка; универсальные стараются анализировать собственную клиентскую базу. Возможности для этого есть. Например, у Райффайзенбанка и Юникредитбанка соотношение кредитов до 30 дней к объему «вкладов до востребования» составляет по 19%, у Сбербанка — 23%, у Альфа-банка — 38%. Иными словами, у этих банков есть возможность наращивать объемы выдачи кредитов за счет привлечения существующих клиентов. Интересно, что этот же показатель у банка «Восточный экспресс» составляет 473%, у «Связного» — 307%, СКБ-банка — 186%. Это говорит о том, что количество кредитных карт у них намного больше, чем дебетовых. С этой точки зрения огромный потенциал роста есть у Сбербанка, его доля рынка по вкладам до востребования составляет  43%, по обороту средств через банкоматы — 56%, в то время как вклад в рынок кредитных карт — лишь 25%.

Среди уральских банков существенный прирост в этом сегменте в 2013 году показали УБРиР (79%) и Ханты-Мансийский банк (44%). Двукратное увеличение зафиксировано у Запсибкомбанка, Сургутнефтегазбанка, Челябинвестбанка и Углеметбанка. Этому можно было бы радоваться, однако нужно принять во внимание, что портфели кредиток этих банков очень невелики, в сумме они составляют менее 100 — 200 млн рублей и не превышают 5% в общем объ­еме розничного кредитования этих банков.

Конкуренция в этом сегменте сейчас чрезвычайно высока, и это, пожалуй, один из немногих рынков, где банки еще соревнуются и технологиями, и маркетингом. Другие поля банковского бизнеса уже исхожены, возможностей для креатива там практически нет, продукты и технологии по большей части стандартизированы. Так что какое-то время мы будем наблюдать за игрой в карточном сегменте.       

Дополнительная информация.

Александр ЧекаревРастить клиента

Снижение динамики объемов кредитования бизнеса отчасти связано с отсутствием притока в банки новых клиентов. Менеджер компании «Амвэй», заместитель председателя подкомитета по удаленной торговле ТПП РФ Александр Чекарев считает, что банки должны уделять внимание изучению новых ниш предпринимательской деятельности. Именно таким образом они смогут растить для себя клиентскую базу.

— Наша компания работает в сегменте удаленной торговли, и частью нашей стратегии является формирование сети партнеров-дистрибьюторов. Как правило, интерес к этой деятельности больше проявляют женщины. Мы решили выяснить, что интересует наших потенциальных партнеров, каким бы видом деятельности в части самозанятости они хотели заниматься и есть ли у них вообще такое желание? Для этого мы предложили им оценить возможность работы на дому. Теоретически работа на дому может быть интересна женщинам с маленькими детьми, так как это позволяет им иметь дополнительный доход для семейного бюджета, не отвлекаясь от воспитания. Чтобы подтвердить эту гипотезу, мы совместно с ВЦИОМ провели специальное исследование. В качестве экспериментальной территории выбрали Свердловскую область, где опросили 300 респондентов в возрасте от 20 до 40 лет. Это женщины или уже имеющие детей, или находящиеся в декретном отпуске.

В итоге получили вот что: 61% отпрошенных рассматривают самозанятость как привлекательный вид деятельности, при этом 64% считают главным преимуществом свободный график работы. Среди предпочтительных видов деятельности участники исследования выделили рукоделие, дизайн, интернет-продажи.

Вместе с тем нас интересовал вопрос, что мешает нашим респондентам выбрать самозанятость. 45% в качестве основного препятствия назвали недостаток стартового капитала, а 38% ответили, что опасаются брать на себя финансовые риски.

Таким образом, мы выяснили, что на рынке есть аудитория с предпринимательским потенциалом, которая задумывается о возможности создания собственного бизнеса, но при этом опасается сделать первый шаг. Чтобы помочь ей определиться с выбором, утвердиться в собственных намерениях, нужны специальные образовательные программы, обучающие семинары и, конечно, финансовые инструменты для начала организации своего дела. Мы считаем, что в этой работе должны участвовать и государственные органы, и банки, опытные предприниматели, поскольку в конечном итоге все это работает на увеличение экономически активных людей.

Законы моды

Банковские специалисты рассуждает о причинах и факторах роста сегмента кредитных карт.

Роман Горулев, управляющий екатеринбургским филиалом АКБ «СОЮЗ»:
— Рост сегмента кредитных карт, на наш взгляд, связан с тремя основными факторами.
Во-первых, кредитные карты это эволюция классического потребкредитования, более удобная форма выдачи кредита. Кредитные карты можно использовать как при безналичной оплате в магазинах, так и снимая наличные через банкоматы. Во-вторых, кредитная карта — удобный инструмент не только для расчетов, но и для обслуживания кредитного лимита. Наличие сетей банкоматов с функцией приема наличных позволяет держателям карт пополнять счета в любое время и в любом месте, так как нет привязки к месту выдачи карты. Кредитные карты интереснее продавать и самим банкам: больше простора для идей в части и дизайна карты, и качества продукта. В конечном итоге на кредитные карты тоже распространяются законы моды.

Марат Ганеев, директор департамента розничного бизнеса Банка АК Барс:
— Население постепенно приходит к пониманию механизмов действия кредитной карты, поэтому кредитным организациям стало проще продавать эти продукты. Конечно, у каждого банка своя стратегия формирования продуктовой линейки: кто-то предпочитает выпускать одну карту со всем набором функций, а кто-то предлагает клиенту несколько видов карт. На наш взгляд, и та, и другая стратегия могут приносить положительный результат. Однако если применять эти стратегии бездумно, в «чистом виде», то существует опасность размывания либо продуктовой линейки, либо сервисного наполнения в рамках одной карты. Наш банк в развитии сегмента кредитования физических лиц посредством кредитных карт применяет подход взвешенного сочетания элементов обеих стратегий.

Станислав Дехтулинский, директор Екатеринбургского филиала Росгосстрахбанка:
— Действительно, кредитные карты растут стремительно. Так, наш филиал за год увеличил портфель более чем в три раза: на 1 октября 2013 года он составил около 600 млн рублей. На популяризацию кредитных карт повлияли следующие факторы: удобство и выгода при использовании, льготный период, отсутствие комиссии при оплате покупок в магазинах и интернете, возобновляемый кредит. Более того, банки сокращают время принятия решения о предоставлении кредита, объем требуемой информации и документов, применяют выдачу мгновенных карт, кросс-продажи и технологии предодобренных кредитных лимитов, используют агентские или торговые сети для максимального приближения к клиенту.
Однако если оценивать ситуацию в целом, то наличные, на мой взгляд, все еще более популярны. Выпустить огромное количество карт — не самоцель. Главное — предоставить клиенту качественный продукт. А для карты — это в первую очередь многофункциональность и развитая система дистанционного банковского обслуживания.
Уровень финансовой грамотности населения по большей части невысок. Если мы говорим о кредитных картах, то до сих пор не все клиенты разобрались с условиями льготного периода, в связи с чем, кстати, в банках и возникает так называемая «техническая просрочка»: люди просто не понимают сути этого продукта.

Светлана Давыдова, начальник управления кредитных продуктов ОАО «УБРиР»:
— Рост связан в первую очередь со стремлением банков накопить клиентскую базу, ведь благодаря этому удобному инструменту можно контактировать с клиентом на постоянной основе, делать ему кросс-предложения, повышать кредитный лимит, стимулировать акциями, связывать с картой бонусные программы лояльности. Для держателей кредитных карт очевидная выгода выражена в зарабатывании на кэш-бэке за покупки (от 0,5% до 10% в разных банках), экономии на процентах благодаря льготному периоду (от 50 до 204 дней), а также возможности экономить с помощью программы скидок, подарков и бонусных баллов.
Вместе с тем кредитная карта — один из наиболее рискованных продуктов, мы бы поставили их в ряд с экспресс-кредитами. Достаточно высокий уровень просроченной задолженности связан со сложностью самого продукта для клиента: размер ежемесячного погашения не фиксирован, он зависит от расходов в данном месяце. Поэтому клиенту нужно своевременно уточнять размер задолженности для льготного периода или размер обязательного платежа. Просрочка по кредитным картам растет, но в основном у тех банков, которые нацелены на привлечение новых клиентов. Иногда такая политика приводит к применению довольно рискованных методов и подходов к оценке заемщика и расчету лимита.

Константин Гринглоз, начальник управления организации розничных услуг банка «Авангард»:
— Кредитные карты становятся все более популярным инструментом оплаты товаров и услуг. Во-первых, это просто удобно, часто карта является единственным или самым простым способом оплаты, например, при покупке авиабилетов на сайте интернет-агентства. Во-вторых, платить картой выгодно. Так, по картам Банка «Авангард» при оплате в кредит предусмотрен льготный беспроцентный период длительностью до 200 дней. В-третьих, несмотря на многочисленные «страшилки», сейчас оплата по картам стала самым безопасным способом расчетов. Мы предлагаем около 70 видов бесплатных sms-уведомлений, в любом банкомате можно мгновенно сменить ПИН, установить приоритетный способ подтверждения операций по карте.

Партнер проекта РосЕвроБанк

Дополнительные материалы

Рейтинг банков Уральского региона по итогам девяти месяцев 2013 года

Комментарии

Материалы по теме

По возможности и способности

ЕБРР приобрел 25% плюс 1 акцию СКБбанка

СКБ-банк покинул САИЖК

Минус пятый

Человеческий рост

 

comments powered by Disqus