Посторонним вход

Посторонним вход

 Посторонним вход
 Фото: Андрей Порубов

Этот и прошлый год — время, когда регионами не интересуется только ленивый. Бывает, москвичи, глядя на наш рынок, видят совсем не то, что есть на самом деле. Ошибаются иногда процентов на 200. Забавно…

Из интервью екатеринбургского предпринимателя «Эксперт-Уралу»

Региональный сетевой бизнес вынужден искать новые направления развития: конкуренция усиливается. Этап освоения областных центров прошел. Сегодня предприниматели обращают внимание на вторые города региона. Завтра массированная экспансия как федеральных, так и региональных игроков в направлении малых городов станет темой номер один.

Но что известно в Челябинске о соседних Стерлитамаке и Нефтекамске? Или в Перми — об Орске и Серове? Как правило, только самые общие данные. Оценивая доступность информации о малых городах по шкале от 0 до 4, эксперты ставят в средний балл — 1,5. Это примерно посредине между «ничего» и «кое-что». Следствие — в отношении одних городов ожидания завышены, другие, напротив, недооценены.

В течение 2006 года аналитический центр «Эксперт Урал» проводит крупномасштабное исследование условий ведения сетевого бизнеса в 15 малых городах УралоЗападносибирского региона, вторых по значимости после областных центров. Цель — показать точки роста: города, инвестиционно привлекательные и удобные с точки зрения инфраструктурных условий для развития для сетевого бизнеса. Первое представление городов Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Серова, Первоуральска состоялось в специальном выпуске журнала, посвященном Свердловской области (см. «Малая земля», «Э-У» № 17 от 08.05.06). Представляем теперь итоги проекта.

Условия

Основной фактор, на который ориентируется предприниматель, — потребительские возможности горожан. Эксперты оценивают вклад этого показателя в принятие решения о выходе в тот или иной город в 48% из 100 (см. Методы и информация). Первенство принадлежит крупнейшим городам региона с населением более 200 тыс. жителей (см. таблицу  «Потребительские возможности городов»). Исключение — Первоуральск (132 тыс. человек): он на втором месте, решающую роль играет близость к Екатеринбургу. Средний уровень заработных плат в этих городах ниже уровня областного центра не более чем на 15 — 20%, а в Магнитогорске и Орске он даже выше — на 20% и 5% соответственно. Розничный товарооборот первой семерки городов рос в 2005 году в среднем на 14% быстрее, чем остальных восьми (35% против 21%), парк легковых автомобилей — на 2% (9% против 7%).

«Города, в которых проживает от 200 до 500 тыс. человек, для сети гораздо выгоднее, чем городамиллионники, и по объему выручки с квадратного метра, и по потенциальной доле рынка. Те уже избалованы. Жители небольших городов, напротив, на крупноформатные объекты смотрят как на диковинку, а их покупательская способность не намного ниже», — считает директор по связям с общественностью компании «Техносила» Надежда Сенюк.

Чаще прочих также встает вопрос транспортной доступности и возможности деловых коммуникаций с малыми городами. Из 15 городов, входящих в исследование, прямое сообщение по железной дороге с крупнейшими областными центрами региона (Екатеринбургом, Тюменью, Уфой, Пермью, Челябинском), а также с Москвой и Санкт-Петербургом имеет лишь Каменск-Уральский. До Нефтекамска и Воткинска, напротив, можно добраться только автомобильным транспортом. Потенциальным преимуществом обладают Магнитогорск и Орск: в городах функционирует аэропорт.

Качественным дорожным покрытием отличаются уфимские и челябинские автомобильные трассы, северные направления в Свердловской области. В 2004 и 2005 годах отремонтировано в среднем около 11% от общей протяженности этих дорог, соединяющих малые города с крупнейшими областными центрами. По трассам, ведущим в города Пермского края, и южным направлениям — не более 8%. Но уже в следующем году одним из приоритетных направлений дорожного строительства в Пермском крае (около трети бюджета) станет создание новых и реконструкция старых участков автомагистрали Березники — Пермь — Чайковский. 

По интегрированному показателю транспортной доступности внутри региона и между столичными городами наиболее комфортно коммуницировать с Миассом и Глазовом (см. таблицу  «Транспортная доступность»): здесь относительно низкая стоимость проезда по железной дороге, много рейсов по большинству направлений и автомобильные дороги хорошего качества. Правда, по мнению экспертов, влияние этого фактора в скором времени отойдет на второй план.

Издержки

Проблемных точек в малых городах две — кадры и недвижимость. «Развитие нашей филиальной сети тормозит именно кадровый голод — ни финансы, ни что другое. В некоторых городах  даже с гораздо меньшим потенциалом наши офисы работают намного успешнее, благодаря удачно найденным людям», — отмечает президент НПФ «Стратегия» Петр Пьянков. генеральный директор компании «Урал-Пресс» Константин Астафьев рассказывает: 

— Главная проблема вторых городов — сложно найти квалифицированного руководителя: инициативного, вменяемого человека, который смог бы организовать работу офиса. Москва перетягивает специалистов из областных центров, областные центры — из вторых городов, вторые города — из третьих… Так все и движется. Мы стараемся работать через кадровые агентства. Эта схема нормально действует в городах-миллионниках. В небольших городах кадровых агентств часто просто нет, как, к примеру, в Миассе или Серове. Есть “информационные службы”, которые, как ни странно, берут деньги с соискателя, обещая трудоустроить. Затем они бесплатно информируют работодателя, но эти данные настолько некачественны, что работать с ними невозможно. Приходится банально давать объявления и проводить первичный отбор самим. Это затрудняет открытие филиала.

На поиски и обучение уходит много времени, при этом денежные вложения не всегда оправданы: люди уходят. Практически единственный выход — перевод своих сотрудников из головного офиса. Годовая зар-плата топ-менеджера, переехавшего во второй город, с учетом покупки однокомнатной квартиры составит в среднем 1,5 млн рублей (см. таблицу  «Рынок труда»).

Лидирующее положение по условиям на рынке труда занимают Миасс, Стерлитамак и Чайковский. Худшие позиции — у Орска и Березников.

В средней экспертной оценке вклада того или иного фактора при принятии решения о выходе уровень развития рынка недвижимости занимает лишь четвертое место: вес этого интегрированного показателя — 8%. Но для некоторых сфер сетевого бизнеса, к примеру, розничной торговли, он играет решающую роль. «Недвижимость — единственное, почему мы не можем зайти в город. Были бы готовые подходящие крупноформатные площади, давно бы везде работали», — подтверждает Надежда Сенюк. 

Рынок коммерческой недвижимости в большинстве малых городов Урала развит слабо. Практически нет крупных торговых центров и офисных зданий: по большей части используются первые этажи жилых домов. Предложения специализированных складских площадей единичны, изза чего высок разброс цен и арендных ставок. Положительная тенденция есть: по имеющимся данным площадь помещений, переведенных в разряд нежилых, в среднем постепенно снижается. В 2005 году это 21,7 тыс. кв. метров, что на 21% меньше, чем годом раньше. Начинается этап строительства самостоятельных объектов с торговыми и офисными площадями. Ведется строительство торгового центра в Нефтекамске (6 тыс. кв. метров), к концу 2007 года в Стерлитамаке планируется ввести торгово-офисный центр площадью 15 тыс. кв. метров, в Серове появится торгово-развлекательный комплекс площадью 20 тыс. кв. метров. В Березниках, Миассе и Стерлитамаке через аукционы продано несколько участков под строительство нежилых объектов общей площадью 193, 190 и 118 тыс. кв. метров соответственно. Наиболее динамично развиваются рынки коммерческой недвижимости Магнитогорска, Нижнего Тагила, Первоуральска.

Выигрышная стратегия для розничного бизнеса — выход в малые города вместе с девелопером: договор об аренде площадей на стадии строительства. По прогнозам экспертов, уже через год-два в малых городах даже с самым низким уровнем развития коммерческой недвижимости появится как минимум по два-три торговых центра.

Перспективы

Особенность работы в малых городах — активное взаимодействие с администрацией. С точки зрения экономического эффекта большие города, безусловно, более привлекательны. Но работать с администрацией любого второго города гораздо проще. К примеру, процедура с момента принятия решения до получения разрешения на строительство занимает в среднем около полугода, в то время как в областном центре — год-полтора. Пример приводит Петр Пьянков: «Были случаи, когда администрация малого города сама обращалась с инициативой открыть новый филиал: помогли с помещением, информацией. Отчасти это связано со спецификой нашей деятельности. Теперь практически со всеми главами заключаем договор: инвестируем в те города, где расположены филиалы».

Также при оценке потенциала развития малого города и перспектив работы необходимо учитывать — как правило, там все завязано на градообразующее предприятие. «Сети, работающие в малых городах, несут большие риски, связанные со стабильностью работы крупного предприятия. Задержали зарплату — рынок рухнул. К примеру, когда ММК перешел на карточный проект, магазины бытовой техники, в которых были банкоматы, хорошо заработали, а остальные закрылись», — подтверждает Надежда Сенюк.

В то же время, что может служить большим стимулом социально-экономического развития вторых городов как не инвестиционные проекты градообразующих предприятий?

За последние три года на территории 15 городов запущено в реализацию 47 инвестиционных проектов на сумму более 2,3 млрд долларов (по данным исследования АЦ «Эксперт Урал», см. «Даешь десять процентов», «Э-У» № 38 от 16.10.06). В 2007 — 2008 годах планируется начать реализацию еще 24 проектов стоимостью 1,9 млрд долларов.

Абсолютным лидером по инвестиционной активности промышленных предприятий является Нижний Тагил. С 2003 года здесь реализовано 13 инвестиционных проектов на сумму 958 млн долларов, в том числе девять — на НТМК. Большинство проектов предприятия в 2003 — 2006 годах было направлено на реконструкцию основного производственного оборудования, увеличение качества и сортамента продукции (см. таблицу  «Инвестиционные проекты в промышленности вторых городов»). В ближайшие два года усилят инвестиционные позиции предприятия Каменска-Уральского и Березников: планируется крупный проект увеличения производства глинозема на Уральском алюминиевом заводе, начнется строительство Ново-Березниковской ТЭЦ. Грядущее строительство на ММК прокатного стана-5000 выведет Магнитогорск в лидеры инвестиционной активности.

В аутсайдерах — Миасс и Первоуральск: здесь существенных вложений в промышленность последние три года не наблюдалось. Однако, если в Миассе глобальных изменений не предвидится, то в Первоуральске ситуация может измениться коренным образом. Группа ЧТПЗ планирует построить на базе Первоуральского новотрубного завода электросталеплавильный комплекс (307 млн долларов), «Интертехэлектро — Новая генерация» намерена вложиться в строительство парогазовой электростанции (260 млн долларов).

Средняя стоимость инвестиционных проектов, запущенных в реализацию в 2003 — 2006 годах во всех городах, составила 50 млн долларов. Хороший сигнал: в ближайшие два года, согласно инвестиционным программах крупнейших предприятий, она увеличится на 60% до 80 млн долларов.

Все свои

Итак, определены лидеры по условиям ведения бизнеса в малых городах: Магнитогорск, Первоуральск, КаменскУральский, Стерлитамак и Нижний Тагил предсказуемо привлекательны для сетевых компаний (см. таблицу  «Рейтинг вторых городов Большого Урала»). Эти крупнейшие после областных центров города уже давно обратили на себя внимание не только региональных, но и федеральных сетевиков. По словам заместителя председателя правления Уралтрансбанка Валентины Александровской, банк работает в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском уже больше десяти лет, и эти филиалы — самые динамичные и высокорентабельные. Наблюдениями делятся эксперты «Техносилы»: «В Магнитогорске рынок бытовой техники перенасыщен. На двух центральных улицах в радиусе ста метров стоит М.Видео, Эксперт, Эльдорадо и МИР. Местные операторы уже умирают». Сетевой бизнес в этих городах должен быть «нишевый»: выход возможен только на пустующие и не отличающиеся высокой конкуренцией рынки.

Ожидаемы и претенденты на последние места — Серов, Глазов и Воткинск. Относительно небольшая численность населения, невысокие потребительские возможности, недостаточное развитие деловой инфраструктуры по сравнению с другими городами пока не позволяют им конкурировать за предпринимательский капитал. Вероятно, это города третьей волны региональной экспансии, которая по нашим прогнозам начнется в ближайшие два-три года. Пока же наибольшие дивиденды принесет бизнес, развивающий в этих городах деловую инфраструктуру. Востребованы будут, к примеру, кадровые агентства, агентства недвижимости, объекты общественного питания, гостиничные услуги. Интересны города могут быть девелоперам.

Основное направление для развития сетевого бизнеса — Соликамск, Миасс, Нефтекамск и Орск. Города интересны предпринимателям как из «своих» областных центров, так и других крупнейших городов региона. Преимущества городов усиливает выгодное местоположение. Открывая филиал здесь, компания «притягивает» соседние, также обладающие высоким потенциалом, — Березники, Златоуст и Чайковский (см.  карту). Кроме того, из Нефтекамска удобно «накрыть» не вошедший в исследование Сарапул, из Миасса — Сатку, из Орска — Новотроицк. В будущем эти города станут центрами притяжения капитала и перспективными точками роста Уральского региона.

Вторые города Большого Урала


Дополнительные материалы

«Вторые» города Большого Урала

Комментарии

Материалы по теме

День независимости

Поделись субвенцией своей

Равнение на вторые

Перекресток семи дорог

Используй любой ветер

 

comments powered by Disqus