Лечить так лечить

Лечить так лечить

 8Валерий Сухих
 Валерий Сухих
С 1 января будущего года в Пермском крае вводится новая система финансирования медицины. Если эксперимент, поддержанный Минздавсоцразвития России, удастся, опыт, возможно, будет распространен на всю страну. Об изменениях рассказал заместитель председателя правительства Пермского края Валерий Сухих.

— Валерий Александрович, какова идеология изменений в системе?

— В чем заключается самая важная проблема в медицине? В наличии нескольких источников финансирования. Есть Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС), который получает деньги от работодателей как часть единого социального налога и оплачивает труд врачей, инвентарь и т.д. А есть еще органы власти разных уровней, в чьей собственности по факту находится часть медицинских учреждений: они платят за капремонт, оборудование, коммунальные услуги и по другим статьям. Нет единого источника денег, соответственно, нет единого заказчика — это первая проблема.

Вторая — изначально дефицитная программа госгарантий. А это нехватка врачей, лекарств. Как следствие — очереди и больные со своими медикаментами. Третий вопрос — отсутствие медикоэкономических стандартов, описывающих, какими способами и лекарствами какое заболевание лечим и сколько это стоит. И четвертая проблема — так называемый неинформированный потребитель. Когда вы приходите к врачу, вы ему доверяете. Но если он назначил вам что-то не то, вы беззащитны.

Последние три года, из которых 2006й был самым напряженным, мы работали над созданием системы, которая позволила бы решить эти четыре проблемы. В результате централизовали все деньги в ТФОМСе, то есть создали одноканальную систему финансирования. Для этого пришлось провести переговоры со всеми участниками системы, и теперь все деньги по соглашениям с муниципалитетами передаются ТФОМСу, который в свою очередь оплачивает услугу. Сбалансировали программу госгарантий, для чего из областного бюджета  профинансировали дефицит ТФОМСа в размере порядка миллиарда рублей.

В течение трех лет мы разрабатывали медикоэкономические стандарты, и теперь на каждый случай у нас есть инструкция, описывающая, какими препаратами можно лечить то или иное заболевание, каковы нормы при госпитализации, сколько стоит тот или иной этап. А чтобы решить проблему защиты потребителя, направили все деньги через страховые компании.

Следующий важнейший шаг, который мы сделаем в 2007 году, — разделим поликлиники и стационар. Поликлиника должна получать деньги за здорового. Как только человек заболел, поликлиника начинает платить стационару за лечение. После того, как разделение произойдет, мы получим систему, в которой будет работать механизм конкуренции за пациента между медицинскими учреждениями, поскольку пациент получит возможность выбора.

— Каким образом частные медицинские учреждения будут встроены в систему финансирования?

— Пока реформа коснется в основном государственного сектора. Мы признаем, что своими действиями повышаем конкурентоспособность государственных учреждений по сравнению с частными. Но вы должны понимать: в отношении государственного сектора национальный проект и все наши усилия по сути закрывают огромное недофинансирование прошлых лет в плане как покупки оборудования, так и заработной платы персонала. Кроме того, конкуренция появится внутри госсектора, поскольку пациенты смогут выбирать между различными учреждениями. Мы будем видеть, какие из них более конкурентоспособны, и принимать соответствующие административные решения.

— Все равно без частников система получается ущербной.

— Разумеется. Но для внедрения полностью рыночной модели потребуется больше времени. Мы будем точно знать стоимость бюджетной услуги, и когда к нам придет частный бизнес и скажет: отдайте эти деньги нам, мы сделаем на них же больше и лучше — почему нет? Тогда мы снимем барьеры.

— Эта схема уже согласована с федеральным Минздравсоцзразвития?

9Планы внедрения рыночных механизмов в здравоохранении Пермского края— Формально она не требует согласования. Скажем так, есть поддержка Минздрава: нам выделяют дополнительные средства, чтобы на примере одного региона посмотреть, насколько эффективной будет такая система. Скажу больше, подобный подход мы сейчас реализуем и в других секторах. В системе профессионального образования также внедряем стандарты, формируем систему заказа, договариваемся с работодателями о том, какие вакансии им нужны. Аналогичную систему пытаемся создать в сфере среднего образования, культуры, молодежной политики. То есть мы везде стремимся четко определить, за что мы платим и что получаем, создаем механизмы конкуренции и избавляемся от перекрестного субсидирования, когда эффективные субъекты платят за неэффективных.

Особенность многих государственных программ заключается в том, что ресурсы направляются не на оплату услуг, а на финансирование сектора бюджетной сферы, оказывающего эти услуги. Мы реализуем принципиально иную логику — создаем систему, при которой оплачиваем услугу независимо от того, кто ее оказывает.


Комментарии

Материалы по теме

Не одевайтесь зайчиком

Кому выгодна убогая медицина

Лечить так лечить

Взялись за сердце

Лечебный атом

С больной головы

 

comments powered by Disqus