Расселились

Расселились Уход с рынка самостоятельных банков региона приводит к общему сокращению банковских офисов в малых городах. Крупные банки федерального уровня по-прежнему считают их малоперспективными для своей модели бизнеса.

Распределение банков по количеству регионовCтремительный рост количества банковских офисов - один из заметных трендов развития банковского бизнеса. Несмотря на огромный интерес к удаленным каналам обслуживания, российские банки продолжают открывать стационарные точки. И это объяснимо: доступность банковских услуг в России недостаточна, особенно в глубинке, а живое общение с клиентами - необходимое условие выхода на рынок и увеличения продаж банковских продуктов. Анализ количественных и качественных параметров сетей позволяет оценить приоритеты банков, критерии их выбора регионов для развития бизнеса.

Официальная статистика ЦБ полной картины в этой сфере не дает. Попытку «вручную» посчитать офисы аналитический центр «Эксперт-Урал» впервые предпринял в 2008 году (см. «Понаехали», «Э-У» № 33 от 25.08.08). Тогда нам удалось выяснить количество точек по Свердловской области. В кризис прошла серьезная трансформация сетей, одни банки закрыли офисы в регионе, другие, наоборот, вышли на рынок. Мы возобновили исследование, при этом существенно расширив его географию: посчитали офисы и банкоматы банков на территории распространения журнала - в восьми субъектах федерации (ХМАО и ЯНАО мы в данной ситуации считаем одним субъектом - Тюменской областью, поскольку все три территории входят в одно управление ЦБ РФ).

Своя рубашка ближе

В наши ежеквартальные рейтинги входят все самостоятельные банки Урала (сейчас их 75) и немногие московские (в последнем рейтинге по итогам полугодия таких девять), предоставляющие нам свою отчетность. Итого - 84 организации. Между тем, по нашим подсчетам, на территории Урала действуют 188 банков. Их точки мы и считали (причем в расчет брали только операционные подразделения, представительства мы не учитывали).

Итак, начнем с анализа территориального распределения офисов. Из 188 банков, представленных на Урале, только два десятка могут претендовать на звание банка межрегионального и федерального уровня. Во всех восьми субъектах действуют лишь 17 банков, причем только один - с местными корнями (Уральский банк реконструкции и развития); СКБ-банк работает в семи регионах; Уралтрансбанк, «Кольцо Урала» и Быстробанк - в пяти. Однако основная доля бизнеса у всех «уральцев» сосредоточена в «родном» субъекте.

Крупнейший Ханты-Мансийский банк пока работает преимущественно в Тюменской области: на ее долю приходится 96% его подразделений. Из 24 банков, работающих в семи-восьми субъектах, 22 входят в число 50 крупнейших, два - в сотню (Юниаструм - 51-е место и Ренессанс Капитал - 75-е).

Распределение банков по количеству офисовСамую многочисленную группу составляют банки, «сидящие» в одном регионе, причем как местные (таковых 52), так и инорегионалы. Крупнейшие здесь - уфимский Социнвестбанк и Челябинвестбанк - лидируют по количеству офисов, но работают исключительно в «родных» субъектах федерации.

Почти половина офисов на территории Урала и Западной Сибири - 49% от общего числа - принадлежит Сбербанку. Причем если в Курганской области - более 70%, то в Свердловской области - 42%, в Тюменской и Челябинской - чуть ниже 40%. Столь высокая доля Сбербанка обеспечивается за счет малых населенных пунктов, где у него зачастую нет конкурентов. Так, в Екатеринбурге - она составляет 21%, в городах с населением свыше 100 тыс. жителей - 35%, в городах от 30 до 100 тысяч - 54%, в прочих населенных пунктах - 85%.

На местные банки приходится от 4% (Курганская область) до 33% (Тюменская область) от общего числа точек. В столицах субъектов федерации цифры выше - от 9 до 31%.

Банки других регионов в совокупности на Урале и в Западной Сибири имеют долю от 20 - 40% офисов, а в областных центрах - свыше 50%. Однако один банк редко удерживает долю более 2%.

Крупнейшими сетями офисов после Сбербанка обладают местные банки. В Екатеринбурге на УБРиР приходится 7,5% всех точек обслуживания (из иногородних лидирует Инбанк - 3,2%), в Челябинске местный лидер Челябинвестбанк держит 14,6% точек и приближается к Сбербанку, имеющему на этой территории 19,9% офисов. УБРиР на Южном Урале имеет 3,9% от общего числа офисов. В Тюменской области Ханты-Мансийский банк в нескольких городах (Ханты-Мансийске, Нижневартовске и др.) по количеству офисов опережает Сбербанк. В Башкортостане к позициям Сбера близок Уралсиб.

Таким образом, из 188 банков в регионе больше всего приходится на Свердловскую область (87), меньше всего - на Курганскую (31). Выходя в регионы, банки других территорий в первую очередь открывают точки в областных и республиканских центрах, жители вторых и третьих городов довольствуются значительно меньшим выбором. Например, в Нижнем Тагиле присутствуют 30 банков, в Магнитогорске - 43, Стерлитамаке - 21, Березниках - 18.

Вторые города не в моде

Распределение банков по количеству городовОбеспеченность населения банковскими услугами измеряется таким показателем, как количество офисов на 10 тыс. жителей. И здесь в лидерах крупные города. Если «вторые» и приближаются к региональным столицам, то в основном за счет Сбербанка. Так, в Южноуральске из 14 офисов ему принадлежат семь, при том что в более крупных городах он имеет всего по четыре-пять офисов. Однако такая ситуация сохранится недолго. Как известно, Сбербанк активно реформирует сеть: за последние два года в целом по стране количество точек уменьшилось на 1200, в то время как другие банки в совокупности увеличили их число на 2450.

В ряде небольших башкирских городов количественный перевес обеспечивает не только Сбербанк, но и старожилы рынка - Уралсиб и Социнвестбанк: они имеют по нескольку офисов, открытых еще 15 - 20 лет назад. Аналогичная ситуация и в оренбургских Бугуруслане и Бузулуке, где находятся головные офисы двух местных банков.

Посмотрим на процесс в динамике. На данный момент в Свердловской области присутствует 87 банков, три года назад их было 80: за это время в область пришел 21 банк, 15 ушли (примерно поровну - после отзыва лицензии и в результате слияний и поглощений). После процедуры реорганизации большинство банков оптимизировало затраты на сеть и сократило количество офисов. Так, Росгосстрахбанк (бывший Русь-банк, поглотивший «Драгоценности Урала») закрыл десять офисов, Альфа-банк (купивший «Северную казну») - 13, МДМ и УРСА после объединения сократили 14 подразделений. Без изменений остались сети Росбанка (объединился с Сосьете Женераль Восток), на восемь офисов увеличились у ВТБ 24 (объединился с ВТБ Северо-Запад), на два - у банка «Открытие» (бывший Свердловский губернский).

Сократили сети «Русский стандарт» - на 12 точек, Инвестбанк (слияние с Гран-Банком завершено в 2008 году) - на 11, местный Меткомбанк - на семь. Сбербанк в Свердловской области закрыл шесть точек, Уралтрансбанк - пять.

Из вновь пришедших крупнейшие сети в Свердловской области зафиксированы у Инбанка (16) и банка «Восточный экспресс» (семь точек). Общее количество офисов по области за эти три года выросло на 20, в том числе в Екатеринбурге на 35, в области сократилось на 15. Количество офисов местных банков уменьшилось на 49, банков других регионов - выросло на 68.

Таким образом, уход с рынка самостоятельных банков региона приводит к сокращению точек в малых городах: крупные банки считают их малоперспективными.

Дополнительные материалы:

Железные позиции

Банкоматы - существенная часть банковской инфраструктуры. Широта сети банкоматов отражает позицию банков на рынке зарплатных проектов, вкладов до востребования и потребительского кредитования. И здесь, как мы видим, позиции местных банков сильны.

Из 188 банков региона установленные банкоматы имеют 140, из них 13 имеют банкоматы во всех восьми субъектах. 68 (из них 44 уральские) - только в одном.

Лидеры по количеству устройств - Сургутнефтегазбанк, Челиндбанк и Челябинвестбанк - работают только в своих регионах, Запсибкомбанк кроме сети в Тюменской области имеет один банкомат в Екатеринбурге. Во всех регионах (кроме Курганской области) крупнейшими сетями после Сбербанка располагают несколько местных банков. Поскольку выход на рынок пластиковых карт достаточно затратен, многие банки объединяют сети. Их мы насчитали более десятка. Из них крупнейшие: ВТБ 24 - Транскредитбанк - Банк Москвы; Альфа-банк - МДМ Банк - Промсвязьбанк; Альфа-банк - УБРиР - Инвестбанк.

С секундомером в руках

Владимир ПуховЧтобы строительство сети было рентабельным, банк должен иметь отработанную технологию, считает председатель правления ОАО «СКБ-банк» Владимир Пухов.

- Владимир Игнатьевич, какие концепции строительства стационарной сети банковских офисов преобладают на рынке?

- Я бы выделил две основные: самостоятельное открытие офисов и покупка или присоединение банков с готовой филиальной сетью. Судить о том, какая эффективнее, пожалуй, не возьмусь. Для себя мы сочли наиболее комфортным и наименее затратным первый вариант, то есть создание сети «с нуля». Как показывает практика, покупка или присоединение стороннего банка с готовой инфраструктурой несет много издержек - интеграция ИT-систем и переучивание персонала обходятся очень дорого. У нас же существует отработанная технология, благодаря которой мы ежегодно создаем столько офисов, сколько нам нужно: в последние два года в соответствии с бизнес-планом открывали по 50 полноформатных банковских офисов в год.

- Какие форматы офисов предпочитают банки? Есть ли разница в подходах у банков федерального уровня и региональных?

- Банки выбирают удобный для себя формат офиса в зависимости от объемов направления бизнеса. Так, маленькие офисы в 50 - 60 кв. метров (например, квартира на первом этаже) позволительны банкам, ориентированным на одну-две услуги, например кредитование физических лиц. А вот обслуживание юридических лиц, особенно крупных, в таких офисах уже неприемлемо. По нашим стандартам, полноформатный офис с полным циклом банковского обслуживания должен размещаться на площади не менее 180 квадратов. Для нас важно, чтобы, зайдя в наш офис, клиент с порога чувствовал, что он попал в солидный банк, которому можно доверять. Формально Банк России признает банковской точкой даже стойку в торговом центре, где консультант принимает заявки на кредиты. Но лично я не считаю это полноценной банковской точкой, поэтому даже говорить о такой стратегии не буду.

- По каким критериям выбирается место для открытия новых офисов? Какова маркетинговая политика привлечения клиентов в новые точки?

- Приходя в новый город, мы считаем перво­очередной задачей найти подходящее помещение. Если это филиал, то его площадь должна быть не менее 250 кв. метров, если допофис или представительство - от 180 до 250 кв. метров. Важнейшим критерием является удачное расположение офиса. Он должен находиться в местах с большим людским потоком. Выбирается помещение так: наш сотрудник встает на крыльце офиса с секундомером и считает, сколько прошло человек за определенный отрезок времени. Если людской поток оказывается ниже нашей нормы, мы ищем другое помещение.

Замечу, что наша концепция развития сети не подразумевает покупки помещений, у нас нет задачи скупки недвижимости в России. Все наши офисы располагаются в арендованных помещениях - это дает больше мобильности в бизнесе.

После открытия офиса в новом городе присутствия мы сначала сосредотачиваемся на продвижении кредитных продуктов. Клиент готов брать деньги и в незнакомом банке, но для того, чтобы хранить в нем свои деньги, банк должен стать для него родным. На это требуется время, причем не месяцы, а годы. Мы всегда учитываем, что в первый год работы подразделения приток вкладчиков будет небольшим. Спустя календарный год после открытия офиса уже можно ожидать существенных объемов вкладов.

- Как часто приходится закрывать неуспешные офисы?

- Сейчас у нас больше 180 точек по всей России, и на моей памяти место дислокации офиса приходилось менять в единичных случаях. Как правило, причиной тому была недобросовестность арендодателя либо же необходимость расширения площади. Есть масса нюансов, которые невозможно предусмотреть, особенно в незнакомом городе. Так, сейчас мы принимаем решение о смене офиса одного из подразделений, который по всем формальным признакам находится в отличном месте - центр города, развитая торговая инфраструктура... Но этажом выше там располагается областной суд, и люди интуитивно не хотят идти в это здание.

- Какова ваша концепция развития банкоматной сети?

- У нас свыше 550 собственных банкоматов по всей стране. С этим показателем, по версии «РБК-рейтинг», мы находимся на 24-м месте в стране. Заходя в новый город, мы сначала ставим банкоматы на предприятиях, которые имеют у нас зарплатные проекты, и, конечно же, в офисах банка. По мере расширения карточного бизнеса мы начинаем размещать банкоматы в общедоступной инфраструктуре - на улицах, в торговых центрах.

Подготовила Ирина Перечнева

Аналитический центр «Эксперт-Урал» предлагает новое исследование «Банковская инфраструктура Уральского региона»

Дополнительные материалы

Банковская инфраструктура Уральского региона

Комментарии

Материалы по теме

Конец экономике дефицита

Новые герои

Потребкредиты снова растут

Год рекордов

Место под новым солнцем

Слезь с трона

 

comments powered by Disqus