Гибель Европы? Не дождетесь!

Гибель Европы? Не дождетесь! Европейская промышленность успешно преодолела последствия мировой рецессии 2009 года и уверенно наращивает темпы развития. Вместе с тем остается ряд рисков, которые способны оказать негативное влияние на динамику промышленного роста.

Промышленность - это сердце Европы, она незаменима в процессе поиска решений проблем, с которыми столкнулось наше общество сегодня и столкнется завтра». Эти слова вице-президента Европейской комиссии по промышленности и предпринимательству Антонио Таяни, сказанные во время презентации программы социально-экономического развития «Европа 2020», в полной мере отражают место, которое индустриальное производство занимает в европейской экономике. Европа - громадный единый рынок с 0,5 млрд потребителей, 200 млн работников и 20 млн фирм и компаний. В частном секторе ЕС на производство приходится каждое четвертое рабочее место.  В реальном секторе экономики ведется 80% всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Продолжает штормить?

«Мировая экономика переживает новый опасный этап», - заявляют эксперты МВФ в сентябрьском докладе «Перспективы развития мировой экономики». Они констатируют ослабление глобальной экономической активности, усиливающуюся «неровность» макроэкономического ландшафта и потерю уверенности участников глобального рынка. Сохраняются структурные факторы уязвимости, к которым добавился ряд сторонних шоков: землетрясение и цунами в Японии, волнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В крупнейшей экономике мира, американской, замедлилась «пере­ориентация с государственного на частный спрос», мировые финансовые рынки несут урон от крупного сброса рискованных активов. Сильнейшие финансовые бури бушуют в зоне евро. «Мы находимся в эпицентре этого глобального кризиса», - отметил на днях президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише. Наиболее тревожным с точки зрения промышленного производства является усиление признаков «распространения вторичных эффектов на реальную экономику».

Пока состояние промышленной активности в Европе не внушает специалистам серьезных опасений. «Наша промышленность в лучшей форме, чем была до кризиса», - считает Антонио Таяни. По данным Еврокомиссии, по результатам второго квартала 2011-го объемы промышленного производства на 4,5% выше, чем год назад, но остались такими же, как в первом квартале текущего года. По сравнению с минимальными кризисными темпами роста, через которые Европа прошла в начале 2009 года, продукции выпущено на 14% больше. Вместе с тем объем производства остается на 8% ниже индустриального бума начала 2008-го. Основным фактором, оказавшим влияние на динамику промышленного роста Европы, стал природный катаклизм в Японии, нарушивший поставки комплектующих на ряд предприятий. Сказались и высокие цены на сырье и энергоносители, налоговая политика в некоторых странах, а также ужесточившиеся условия кредитования.

По мнению эксперта Альянса американских производителей (Manufacturers Alliance - MAPI) Криса Бледовски, наиболее благополучная ситуация с промышленным производством в Германии, Скандинавии, Словакии, Польше и Турции - они рвутся вперед. В другой группе государств - в Португалии, Румынии и Великобритании - негативное воздействие на индустриальный рост оказывают фискальные ограничения. В целом, полагает Бледовски, темпы роста промышленной продукции в 2011 году составят около 9% в Центральной и Восточной Европе и порядка 4% в странах еврозоны.

С оптимизмом

В целом европейские промышленники оптимистично смотрят в будущее. У Старого Света сохраняется немало преимуществ перед конкурентами из других регионов планеты. Не остаются в стороне и государственные институты. В прошлом году состоялась презентация комплексной стратегии развития ЕС «Европа 2020», в рамках которой промышленному производству уделяется особое внимание. Как ожидается, ее реализация будет способствовать улучшению среды для ведения бизнеса (особенно малого и среднего), развитию мощной и устойчивой индустриальной базы, на основе которой европейская промышленность продолжит лидировать на мировом рынке.

По наблюдениям президента Ассоциации европейской машиностроительной промышленности (Orgalime) Роберта Дика, сегодня в Европе стало гораздо легче обсуждать и решать вопросы, связанные с индустриальным сектором: «С принятием стратегии "Европа 2020" промышленность вновь входит в моду в Брюсселе».

Вместе с тем на этом пути остается немало препятствий. На взгляд Криса Бледовски, «самый большой риск для продолжающейся экспансии - неопределенность, связанная с управлением еврозоной». На уровне производства Европа быстро берет себя в руки, в то время как на финансовом уровне до стабильности еще далеко. «И это может стать решающим фактором для будущего промышленного производства», - предупреждает Бледовски.

С такими выводами согласен и Дик: «Хотя ситуация в целом улучшилась, индустриальному производству предстоит многое сделать, прежде чем оно сможет достигнуть докризисного уровня. Мы с оптимизмом смотрим на несколько лет вперед, но не исключаем, что в ближайшем будущем политическая нестабильность в некоторых странах, а также дефицит комплектующих и рост цен на сырье и энергию окажут негативное влияние на бизнес».

«Остро назрела необходимость улучшения рамочных условий деятельности производственных компаний, работающих в Европе», - говорит генеральный директор Orgalime Адриан Харрис. Это необходимо, чтобы «предотвратить дрейф индустриальных инвестиций и в конечном итоге рабочих мест за рубеж». Он призывает европейских политиков приложить максимальные усилия к тому, чтобы убедить инвесторов, что Европа с ее управляемой и гармоничной нормативно-правовой базой - приоритетное место для капиталовложений.

Аналитики не сомневаются, что промышленность останется двигателем как европейской экономики в целом, так и ЕС в частности. Сегодня промышленная продукция составляет три четверти экспорта из ЕС. Экономический кризис привел к коллапсу промышленного производства в Европе, но восстановление происходило также стремительно. По оценке MAPI, темпы роста промышленного производства в государствах еврозоны в следующем году составят примерно 3%, в Центральной и Восточной Европе этот показатель достигнет 10%.

По информации топ-менеджеров некоторых крупных европейских компаний, объемы продаж, несмотря на проблемы еврозоны, стабильно увеличиваются. «Мы не ощущаем никакого влияния на наш бизнес, - утверждает член управляющего совета компании Siemens Роланд Буш. - Да, экономика постепенно остывает, но не более того». Рассчитывая на рост спроса в секторе городской инфраструктуры, немецкий концерн планирует дополнительно создать около 150 рабочих мест на своей фабрике по выпуску вагонов в Сакраменто (США).

Привязывая верблюда

Оптимизм, однако, не помешал Siemens без особой огласки перевести 500 млн евро из французского Societe Generale в Европейский центральный банк, о чем сообщила британская Financial Times. Действия руководства концерна отражают обеспокоенность предпринимателей тем, как разворачиваются события в еврозоне, и неспособностью европейских политиков найти пути разрешения проблем. Как пишет британский журнал The Economist, несмотря на все жизнерадостные заверения, «европейские лидеры находятся в самом начале пути к решению проблемы спасения евро. Самое определенное, что можно сейчас сказать по этому поводу, - они имеют план по выработке плана». Не случайно лидеры трех крупнейших европейских бизнес-федераций (Промышленной федерации Германии BDI, Национальной ассоциации работодателей Франции Medef и Федерации предпринимателей Италии Confindustria) напрямую обратились к канцлеру Ангеле Меркель и президенту Николя Саркози с требованием «незамедлительного качественного скачка» в стабилизации еврозоны.

Надеясь на лучшее, некоторые западные компании начали разработку планов на черный день - день, когда рухнет евро. Так, рассказывает The Economist, «один французский производитель автомобилей недавно обратился за внешней помощью в разработке плана по защите своей ликвидности в случае крушения еврозоны».
А англо-датский нефтяной гигант Shell подготовил три сценария для еврозоны, один из которых прописывает действия компании в случае развала объединения. «Я буду удивлен, если компания с грамотным управлением не готовится к развитию событий по наихудшему сценарию, каким бы маловероятным он ни казался», - комментирует бывший исполнительный директор Volvo, председатель Ericsson и Европейского круглого стола производителей Лейф Йоханссон.

Как отмечают некоторые аналитики, ряд экономических показателей еврозоны указывает на то, что промышленность еврозоны начинает испытывать трудности. Так, снижаются индексы менеджеров по закупкам. По словам Лутца Гобеля, руководителя немецкого производителя двигателей Henkelhause, «клиенты уже откладывают закупки новых дизельных двигателей». Швейцарская фармацевтическая компания Roche этим летом из-за неуплаты прекратила поставки медикаментов в государственные лечебные учреждения Греции, возможно, в скором времени ситуация повторится с Испанией. Как замечает The Economist, складывается впечатление, что лучшей стратегией для европейской компании будет «как можно меньшее участие в европейском рынке», прежде всего - через сокращение своего присутствия на штормовой периферии еврозоны.

Европа индустриальная

Одна из ведущих промышленных отраслей Европы - машиностроение. Только в странах ЕС общий объем производства в этом секторе достигает 500 млрд евро, создавая рабочие места для более чем 3 млн человек. В целом эксперты положительно оценивают перспективы отрасли, но указывают на ряд проблем. И прежде всего это проблема производительности труда. Среднестатистический «пролетарий» из ЕС в год производит условно-чистой продукции на 60 тыс. евро, в Японии аналогичный показатель составляет почти 96 тысяч, в США - более 115 тыс. евро. Такая разница отражает меньшую капиталоемкость европейского производства и доминирование в нем среднего бизнеса.

Вместе с тем в среднесрочной перспективе по мере усиления конкуренции со стороны развивающихся стран более низкая производительность труда (наряду с высокой стоимостью труда, сложностями с финансированием малого и среднего бизнеса, недостаточным финансированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также обеспокоенностью судьбой евро) может стать одной из причин потери европейским машиностроением части мирового рынка.

Другая ключевая отрасль - автомобилестроение. В докризисном 2007 году произведено почти 20 млн автомобилей, или более четверти мировой продукции. Около 12 млн рабочих мест в Европе зависят от ситуации в этом промышленном секторе. Одним из конкурентных преимуществ европейского автопрома был емкий внутренний рынок, но глобальная экономическая рецессия привела к его коллапсу в начале 2008 года. Удержаться на плаву автопроизводителям помогло расширение рынка за счет новых государств ЕС и введения рядом правительств схем утилизации старых автомобилей.

В долгосрочной перспективе аналитики рекомендуют обратить внимание на сегмент небольших бюджетных легковых машин: именно здесь будет происходить расширение мирового рынка. Массовая автомобилизация ожидается в Китае, России, Бразилии, и именно там, на внешних рынках, будущее европейского автопрома. Сегодня на этих рынках у европейских производителей дела обстоят лучше, чем у американских, но заметно хуже, чем у японских и южнокорейских.

Еще одна индустрия, где европейские промышленники лидируют, - судостроение. По данным Сообщества ассоциаций европейских судостроительных и судоремонтных заводов (CESA), в Старом Свете насчитывается свыше 300 судоверфей с более чем 100 тыс. работников, создающих ежегодно продукцию более чем на 35 млрд евро. На очередной ассамблее CESA в июле 2011 года ее участники констатировали восстановление объема заказов на постройку новых судов. По сравнению с 2009-м количество таких заказов в 2010 году возросло в пять раз, на 20% увеличился товарооборот отрасли.

Но до полного восстановления еще далеко. Наибольшую озабоченность вызывают «слабый спрос и структурный дисбаланс мирового судостроительного рынка», на который в период экономического бума начала века массово пришли компании из стран с формирующимися рынками. В результате наблюдается избыток производственных мощностей на глобальном уровне. Немногие европейские судоверфи смогли полностью обеспечить себя заказами на 2012 год и далее. В полный рост встает проблема нехватки профессионалов, которых массово сокращали в кризисные 2008 - 2009 годы. В целом, полагают в CESA, «следующие два года будут очень сложными для индустрии».

Тем не менее, по расчетам CESA, средне- и долгосрочные перспективы европейского кораблестроения благоприятны. Судостроительные предприятия Европы оснащены самым современным оборудованием, высококвалифицированными инженерными кадрами, здесь традиционно сильны исследовательская и опытная базы. В мире не так много судостроителей, которым по плечу задачи, поставленные логикой развития мировой экономики.

Одной из сильнейших сторон европейской промышленности всегда было производство медицинских препаратов. Только в странах ЕС в этой сфере напрямую заняты свыше 600 тыс. человек. Глобальная рецессия оказала негативное влияние на европейскую фармацевтику. В то время как, по оценкам специалистов аналитического центра IMS Health, темпы роста мировой фармацевтической индустрии в текущем году составят 5 - 7%, рынки крупнейших европейских стран продемонстрируют лишь 1 - 3%.

В течение последующих пяти лет на мировом рынке сложится заметный дисбаланс между выходом новых патентованных препаратов и окончанием срока действующих патентов. Как ожидают эксперты IMS Health, до 2015 года аналоги-конкуренты появятся у патентованной продукции, которая в настоящее время обеспечивает почти 150 млрд долларов продаж. Максимальные последствия прекращения срока действия патентов придутся на 2012 год, «который станет очень непростым для ряда крупных европейских компаний», признают специалисты. Кроме того, усилится конкуренция со стороны фармацевтических фирм из стран с формирующимися рынками, прежде всего Китая и Индии. Это приведет к стабилизации и даже снижению доходности производства в отрасли, что может принудить европейские компании к жестким мерам экономии, включая сокращение рабочих мест.

Комментарии

Материалы по теме

Ждать

Уральский китаец

НТМК поставит поезда на скоростные колеса

Учиться не дышать

Двигатель государственного сгорания

Иж — о, да!

 

comments powered by Disqus