Поехали по кочкам

Поехали по кочкам Финансирование дорожного хозяйства в Урало-Западносибирском регионе в 2010 году будет урезано в среднем на 35%. На поддержание транспортной инфраструктуры денег хватит, но о строительстве качественных дорог можно забыть на несколько лет.

О массовом сокращении расходов на дорожную отрасль стало известно после принятия в первом чтении региональных бюджетов на 2010 год. Решительнее всех настроен Минфин Свердловской области: на статью «дорожное хозяйство» он планирует выделить на 81,4% меньше средств, чем в 2009-м: 2,9 млрд рублей против 15,6. Существенное сокращение расходов ожидает и другие регионы. Например, в Пермском крае оно составит 24,4% (6,2 млрд рублей против 8,2), в Курганской области - 51,6% (0,62 млрд рублей против 1,2), в Югре - 28,8% (4,7 млрд рублей против 6,6).

Крупнейшие организации на Урале, занимающиеся дорожным строительством

Компания Объем реализации в 2008 году, млн рублей Чистая прибыль в 2008 г., млн рублей
Ханты-Мансийскдорстрой 9 354.2 630.1
Пермдорстрой 6 064.0 367.7
Башкиравтодор 5 797.2 225.1
Свердловскавтодор 4 084.9 -46.1
Оренбургремдорстрой 3 425.3 72.1
Автодорстрой (Тюмень) 2 640.3 221.7
     
Источник: АЦ "Эксперт-Урал"    

Пока держимся

Позицию властей Пермского края озвучила руководитель департамента дорог Елена Громова:
- Наша задача - не допустить снижения качества дорог. Важно определить участки в зоне риска и принять меры для предотвращения разрушения. Простейший пример: при появлении трещины на дороге ее можно загерметизировать и не допустить проникновения воды в нижний слой и основание. Стоит это недорого. Но если этого не сделать, вода разрушит полотно после нескольких циклов замерзания, и тогда потребуются большие инвестиции в капремонт или даже реконструкцию.

С 2010 года мы сделаем акцент именно на планово-предупредительной работе. Что касается серьезных ремонтов, то они будут проводиться с отсрочкой платежа заказчика и с привлечением заемных средств.

Примерно такие же аргументы выдвигают и другие региональные правительства. Однако депутаты и независимые эксперты оптимизма властей не разделяют. «Безусловно, сокращение финансирования негативно скажется на качестве дорожного полотна», - отметил член комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию законодательного собрания Свердловской области Андрей Альшевских. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что состояние дорог ухудшится не сразу: «Увеличится межремонтный период (вместо замены изношенного полотна будет производиться «ямочный» ремонт - латание отдельных колдобин). Это временная мера, проблему износа она не решит. На дорогах неизбежно вырастет аварийность, уменьшится скорость транспортного потока».

По данным исследования центра «За безопасность российских дорог» (март - апрель 2009 года), Пермь, Екатеринбург, Челябинск и Уфа уже входят в пятерку городов страны с самой высокой аварийностью из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна.
Сокращение бюджетных расходов, наверняка, повлияет и на количество вводимых в эксплуатацию новых участков, мостов, развязок. Вероятно, в большинстве регионов объекты, начатые в 2008 - 2009 годах, будут достроены (например, в Ханты-Мансийскдорстрое заявили, что закончат в следующем году все объекты высокой степени готовности), но количество новых проектов резко сократиться.

Платных дураков нет

По словам Дмитрия Баранова, теоретически ситуацию с финансированием можно исправить за счет прямых вливаний из федерального бюджета. Но на практике рассчитывать на это вряд ли стоит: федеральная программа «Развитие транспортной системы на 2010 - 2015 годы», бюджет которой на момент подписания в 2008 году составлял 4,65 трлн рублей (по 775 миллиардов в год), значительно сокращена. В следующем году будет выделено только 220 млрд рублей.

Еще один выход, на который указывают эксперты, - строительство платных дорог. Например, власти Югры собираются пойти по такому пути при строительстве трассы Нефтеюганск - Сургут. Однако сомнительно, что население Челябинской или Свердловской областей готово платить, чтобы ездить. Но даже если и государство, и население начнут вкладывать деньги в дороги, далеко не факт, что мы избавимся от второй российской беды.

Нужна реформа

Ключевая проблема в данной сфере - коррупция и нецелевое использование средств. Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин: «Автомобилисты платят в казну колоссальные деньги в виде налогов, но сфера дорожного строительства и благоустройства отличается запредельно высоким уровнем воровства - порядка 50%». Осваивать бюджетные деньги при помощи дорожного строительства выгодно: чем чаще портится дорога, тем больше на ее ремонт выделяют деньги и тем проще часть их положить себе в карман.

Возможный выход уже ищут пермские власти, начавшие дорожную реформу. Губернатор края Олег Чиркунов: «При заключении договора на возведение объекта мы увеличили срок гарантийных обязательств подрядчика по новым дорогам с одного года до пяти лет. Потом перешли от требований гарантий качества полотна к оформлению финансовых гарантий. Теперь предстоит следующий шаг: просто будем требовать, чтобы дорога всегда была чистой и без ям в течение, например, 12 лет. По существу, будем покупать услугу проезда по хорошей чистой дороге в течение определенного срока».

2010 год станет для уральских дорог одним из самых сложных. Остается надежда только на то, что за меньшим количеством денег проще тщательнее следить.

Таблица 1. Финансирование статьи «дорожное хозяйство» областными бюджетами, млрд рублей

      2009 2010 Прирост/
снижение, %
Свердловская область 15.6 2.9 - 81,4
Тюменская область   15.5 11.4 - 26,5
Башкирия   9.2 -  
Пермский край   8.2 6.2 - 24,4
Югра     6.6 4.7 - 28,8
Оренбургская область 3 2.2 - 26,6
Челябинская область 2.7 2.8 3.7
Удмуртия     2.44 -  
Курганская область   1.2 0.62 - 51,6
ЯНАО     0.94 0.94 0
           
Источник: Минфин субъектов РФ    

 

Комментарии

Материалы по теме

Как выехать из колеи

Краской по дорогам

От прожекта к проекту

Кто заткнул пробку

И дождь смывает все следы

О беде номер 2

 

comments powered by Disqus