За счет северов

За счет северов

На первый взгляд, экономика ЮТО ничего особенного собой не представляет: относительно бедная углеводородами территория дает всего 2,4% совокупной выручки 400 крупнейших компаний Урало-Западносибирского региона (УЗР; рейтинг составлен на основе исследования, проведенного аналитическим центром «Эксперт-Урал» по итогам 2006 года, см. «Пора работать», «Э-У» № 41 от 05.11.07). Удручает и динамика этого показателя у лидеров бизнеса ЮТО: в 2006 году, как и в 2005-м, — около 23%. Это ниже, чем в среднем по Урало-Западносибирскому региону (27% — в 2006-м, 35% — в 2005-м). На юге «тюменской матрешки», по сравнению с другими субъектами федерации, входящими в регион, меньше значительных обрабатывающих производств.

Объемы отгрузки товаров собственного производства предприятиями юга Тюменской областиСпециализация крупного бизнеса ЮТО — энергетика, нефтянка и трубопроводный транспорт (в совокупности 51% общей выручки участников рейтинга). Причем доходы ведущих компаний в основном формируются за его пределами.

Так, у зарегистрированного здесь ТНК-ВР Холдинга (выручка в 2006 году — 584,5 млрд рублей; в рейтинг не попал, поскольку занимается не производством товаров и услуг, чего требует методика исследования, а управлением активами дочерних компаний) единственный значительный производственный актив на юге Тюменской области — Тюменнефтегаз (всего 2,4% выручки холдинга). У Первой генерирующей компании оптового рынка электроэнергии (ОГК-1), выручка которой в 2006 году достигла 30 млрд рублей (22% совокупной по рейтингу), генерирующих мощностей здесь нет вообще.

Основание «матрешки»

Высокая доля транспортной отрасли в суммарной выручке лидеров достигнута благодаря трубопроводным сетям (свыше 70% от общего тоннажа), при этом единственной крупной компанией сектора в ЮТО остается Сибнефтепровод. Остальные виды грузового транспорта развиты слабо: грузооборот автотранспорта — 614 млн тонно-километров, меньше только в Курганской и Оренбургской областях, Удмуртии. Область занимает 74 место в России по протяженности автодорог: на тысячу квадратных километров — только 8 километров автотрасс. Грузооборот авиатранспорта — 0,7 млн тонно-километров, хуже сработали только пермяки.

Гигантская выручка от продажи сырьевых товаров дает области высокийДинамика показателей строительства на юге Тюменской области среднедушевой доход: на конец 2006 года — около 11,5 тыс. рублей (выше среди территорий «матрешки» лишь в ХМАО — 20,4 тыс. рублей и ЯНАО — 24,4 тыс. рублей). Это позволило ЮТО стать лидером по показателю ввода жилья на душу населения (среднестатистический житель тюменского юга получил в прошлом году 0,52 метра новой жилплощади, а житель Урало-Западносибирского региона — всего 0,41), а региональным властям развивать автодороги и инфраструктуру. Именно поэтому в лидирующую тройку по доле в общей выручке рейтинга входит строительство: большинство строительных компаний рейтинга — дорожные (46% от выручки отрасли) и трубопроводные.

Роль розничной торговли и банков ЮТО гораздо больше, чем в среднем по Уралу и Западной Сибири. Об уровне жизни красноречиво свидетельствует тот факт, что крупнейшие розничные компании юга Тюменской области представлены не продуктовыми сетями, а сетями автосалонов и заправок. Динамика розницы увеличивается (27,2% — в 2005 году, 34,9% — в 2006-м) при ускоряющемся росте реальных доходов населения (22,5% — в 2005-м, 25,1% — в 2006-м).

Ложка дегтя в бочку с нефтью

Ведущие банки юга Тюменской области (4,9% выручки компаний рейтинга) в прошлом году приросли всего на 23%: медленнее, чем в среднем по региону (34,2%).

Хоть доля банков в совокупной выручке крупнейших южнотюменских компаний и выше, чем в среднем по УЗР (там доля составляет 0,6%), на финансовый центр всей Тюменской области (с округами) ЮТО пока не тянет: их активы на 1 апреля этого года — всего 4,2% от общего показателя по Тюменскому региону. Не является территория и центром нефтегазового сервиса: на юге пять компаний этой отрасли, в округах — 17. При этом выручка на одну компанию «южных» составляет всего 1,6 млрд рублей, «окружных» — почти в 15 раз больше.

Обороты розничной торговли и общественного питания юга Тюменской области

Главная причина отставания юга Тюменской области в развитии этих отраслей — в том самом расположении основных активов за пределами региона: дочерние компании кредитуются и получают промышленные услуги по месту расположения.

В ближайшие годы лидеры бизнеса юга Тюменской области упрочат позиции: в энергетике ожидается инвестиционный бум, а в нефтянке уже сейчас цены приблизились к 100 долларам за баррель. «Побить» энергетику по темпам развития сможет только нефтемаш (подробнее см. «Скважина в Европу», с. 34). Эта отрасль будет расти вместе со спросом нефтяников на новое оборудование, в нефтесервисное машиностроение активно вкладываются иностранные компании. Они выбирают юг Тюменской области из-за относительной дешевизны (при высокой квалификации) кадров и активной помощи местных властей, которые помогают решить проблемы с получением земли, предоставляют солидные налоговые льготы

Производство продуктов питания на юге Тюменской обл 

 

Дополнительные материалы

Рейтинг крупнейших компаний Тюменской области

Комментарии

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Кооператив «Большой Урал»

Нехорошая ситуация

с БОРу по сосенке

Окна роста

Пермский рай

 

comments powered by Disqus