Кушать продано

Кушать продано Уральский рынок доставки еды переживает болезнь роста. Ситуация должна измениться с усилением конкуренции, снижением лояльности потребителя и появлением более грамотного надзора.

В октябре свердловский Роспотребнадзор приостановил работу кафе «Сытый самурай»: посетители кафе и клиенты, заказавшие еду на дом, отравились роллами. За последние полтора года это не первый случай отравления в екатеринбургских ресторанах японской кухни: в июле — августе 2012-го по тем же причинам закрывали рестораны сети «Сушкофф» и «Своя компания», в 2013-м — «Студию суши». За 2012 год, по данным Роспотребнадзора, в Свердловской области санитарную проверку прошли 1,1 тыс. блюд нетрадиционной кухни (роллы, суши, китайская лапша), из которых 170 (15,5%) не соответствовали требованиям. Основные нарушения — просроченный товар, нарушение условий хранения и приготовления продуктов, отсутствие медобследований и вакцинации у персонала, несоблюдение им правил личной гигиены. За десять лет рынок доставки (на Урале такие рестораны начали массово появляться в середине 2000-х) так и не смог стать цивилизованным.

С обедом на выход

К 2012 году, по данным Росстата, в стране насчитывалось 18,2 тыс. баров, ресторанов и столовых, а объем рынка питания составил 1,019 трлн рублей. Официальной статистики по объему рынка доставки нет, но, по подсчетам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, на этот сегмент от общего оборота ресторанной индустрии приходится 1 — 2% (10 — 20 млрд рублей). Управляющий партнер инвестиционного фонда AddVenture Максим Медведев называет другую цифру — более 1 млрд долларов. Для сравнения, доставка еды на дом в США, по разным оценкам, приносит 30 — 50 млрд долларов. По данным исследовательского холдинга Ромир (опубликованы в апреле 2012 года), готовые блюда раз в месяц заказывают на работу 46,4% россиян. Наиболее популярная еда — пицца (мужчины — 77%, женщины — 71%). На втором месте роллы и суши (61% женщин и 46% мужчин). Остальные заказы — шашлыки, блюда русской кухни.

По информации Росстата, в 2012 году объем уральского рынка общепита составил 175,4 млрд рублей (17,2% общероссийского). По данным 2ГИС, в пяти крупнейших городах Большого Урала (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Уфа, Тюмень) сегодня работает 4,6 тыс. заведений, среди которых 792 занимается доставкой (заведения с дополнительной услугой «еда на вынос» и рестораны, чьим основным направлением деятельности является приготовление блюд на заказ). Лидер по абсолютному числу ресторанов и кафе — Екатеринбург (1,3 тысячи, из них 256 доставляют еду), за ним идут Пермь (1,27 тысячи и 113) и Челябинск (741 и 152 соответственно). В перерасчете на душу населения картина несколько иная. Лидером остается Екатеринбург (на 100 тыс. жителей 17 заведений, осуществляющих доставку), второе место занимает Челябинск (12 организаций), третье — Пермь (11). В среднем чек заказов на доставку еды на Урале составляет 500 — 1,5 тыс. рублей (в Москве этот показатель выше на 30 — 40%).

На наш взгляд, конкуренция на региональном рынке невысока: и 11, и 17 доставщиков на 100 тыс. жителей — это немного. «Сети и одиночные рестораны зачастую вводят доставку только как дополнительную услуг и не имеют серьезного интереса к раскрутке этого направления в полноценный бизнес», — констатирует исполнительный директор «Ресторанonline» (Екатеринбург, Челябинск, Казань) Екатерина Пестова.

Порог вхождения на региональный рынок доставки еды вряд ли можно назвать высоким, поэтому желающих начать этот бизнес ежегодно прибавляется.

— Открыть ресторан доставки можно за 100 тыс. рублей: снять квартиру, нанять пару нелегалов, — комментирует директор службы доставки блюд «Хотеи» (Екатеринбург) Сергей Белых. — Правда, такой бизнес быстро прогорит. Для средней компании необходимо около 1 млн рублей на аренду, закупку оборудования, зарплату поварам и рекламу. Сроки окупаемости такого заведения около полугода. Несколько лет назад компаний по приготовлению и доставке еды было относительно немного, они были более профессиональны. Сегодня подобных контор полно, конкуренция сумасшедшая. Молодые повара приходят работать в рестораны, какое-то время учатся крутить роллы, примерно рассчитывают, сколько денег понадобится, чтобы открыть собственную службу доставки, покупают оборудование, нанимают таджиков и начинают принимать заказы.

Вложенные средства молодые компании пытаются отбить как можно быстрее. Отсюда — некачественная еда и слабый сервис (например, неспособность выдерживать срок доставки, невозможность расплатиться пластиковыми картами).

Оборот общественного питания

Что интересно, потребители демонстрируют завидное благодушие. «Не каждый клиент притязателен к качеству продуктов, этим зачастую пользуются недобросовестные рестораны доставки, предлагая неходовой товар по бросовой цене», — рассказывает коммерческий директор компании Mr. Fisher (Пермь) Артем Гайсин. Лояльность как характерную черту уральцев и сибиряков отмечает и директор по маркетингу Delivery Club Даниил Шулейко: «Люди в регионах дают право на промах, и не один. Если ты ошибся в Москве, то твой клиент уже у конкурента, а в Екатеринбурге или Новосибирске человек зачастую дает излюбленному заведению второй, пятый и двадцать пятый шанс».

Свободно дышать малым предприятиям по доставке еды позволяет и закон: Роспотребнадзор вправе планово проверять такой общепит раз в три года, а внепланово — только по жалобам клиентов.

Коллекционеры ресторанов

Главная тенденция нескольких последних лет на рынке доставки еды — появление и рост бизнеса агрегаторов — платформ, аккумулирующих предложения сразу от нескольких ресторанов. Изготовители блюд заключают с ними договор о размещении меню на сайте, взамен отдают 10 — 15% от каждого заказа, оформленного через площадку.

В мире первые агрегаторы появились около десяти лет назад — американские Seamless и GrubHub (в 2013 году объявили о слиянии), британский JustEat, голландский Takeaway, немецкие Lieferheld и Lieferando. Крупнейшие игроки в России — Foodik, который в 2012 году объединился с международным игроком Delivero Hero, Delivery Club (запустился в 2009-м, сейчас в базе агрегатора более 1,5 тыс. ресторанов, ежедневное количество заказов — 4 — 6 тысяч, среди уральских городов компания осваивает Екатеринбург, Уфу и Челябинск). В Москве в конце 2012 года работало 15 — 16 агрегаторов, из них десяток вышли на рынок не раньше 2011-го. Игроков с уральской пропиской пока немного. Наиболее заметные компании — «На тарелочке» (Челябинск), «Ресторанonline» (Екатеринбург). Delivery Star (Уфа), Forq.ru (Тюмень), Edaoren.ru (Оренбург), «Меню Перми».

Развитие (иногда очень быстрое) таких платформ объяснимо. Во-первых, они крайне удобны для потребителей, которые могут сравнить кухни, заведения, цены и выбрать наилучшее предложение (подобным образом выстрелили агрегаторы из других сфер — Booking.com, Skyscanner.ru и Aviasales.ru). Во-вторых, такие онлайн-площадки максимально упрощают выход на рынок молодым компаниям: они уже обладают «витриной» и базой клиентов, что позволяет максимально снизить затраты новичков на маркетинг и продвижение.

— Мы активно занимаемся продвижением нашей службы доставки, но в то же время обращаемся к агрегаторам, — рассказывает директор компании «Да Винчи Пицца» (Екатеринбург) Сергей Кушвид. — У федеральных сайтов большие рекламные бюджеты (средства, которые вкладывают они и мы, отличаются на порядок), наработанная клиентская база, приложения для мобильных телефонов. Сотрудничество приносит нам существенный дополнительный доход — до 10 — 15% оборота.

Порог вхождения на рынок агрегаторов несколько выше затрат на открытие ресторана доставки. Например, на старте в про-ект Delivery Club было вложено 400 тыс. долларов. В 2011-м компания привлекла первый раунд инвестиций в 1 млн долларов, а в 2012-м получила от сторонних инвесторов еще 4 миллиона для выхода в регионы. «Если говорить о географической экспансии, а не о построении бизнеса с нуля, то компания для закрепления на территории в первый год тратит 0,3 — 1 млн долларов», — рассказывает Даниил Шулейко. Основная статья расходов (около 60%) — маркетинг. Компании стараются привлечь клиентов широтой ассортимента и пула партнеров, дизайном сайта, некоторые договариваются с ресторанами о ссылке на веб-ресурс, поднимаясь таким образом в поисковиках. Реклама агрегаторов размещается на стаканах с кофе, а также в лифтах и метро (потенциальные клиенты видят логотип компании, отправляясь утром на работу и возвращаясь вечером домой). Еще одно направление для крупных компаний — мобильные приложения.

— Федеральные игроки нацелены на уже отлаженные службы доставки, — констатирует Екатерина Пестова. — Ниша агрегаторов, которые одновременно предоставляют и площадку, и машины с собственными водителями, сегодня малоконкурентна. Мы пытаемся развивать именно это направление.

Рецепт процветания

По данным Росстата, объем рынка общественного питания в стране прирастает на 10 — 16% ежегодно. Максим Медведев уверен, что к 2015 году рынок доставки еды достигнет 2 млрд долларов. «Сейчас рынок развивается за счет крупных городов — Москвы и Санкт-Петербурга, но мы ожидаем, что дальнейший рост обеспечит региональная экспансия», — заявил Медведев. Так как уже сегодня, по данным AddVenture, около 25 — 30% блюд заказываются онлайн, то поднимутся и агрегаторы.

С таким прогнозом согласен Максим Клягин.

— В среднесрочной перспективе сегмент агрегаторов будет расти на 20 — 30% в год. Основные факторы инвестиционной привлекательности для этого сегмента — высокие темпы роста и значительный потенциал развития. Рынок будет увеличиваться за счет повышения уровня доходов и проникновения телекоммуникационных технологий. Если говорить про консолидацию, то на данном этапе она остается низкой. Узнаваемых игроков очень мало. Оперируют они преимущественно в рамках наиболее капталоемкого столичного рынка. Игроки, развивающие экспансию в регионы, — скорее исключение.

В дальнейшем количество агрегаторов, вероятно, будет динамично увеличиваться (проникновение широкополосного доступа в интернет в России на конец 2012 года оценивалось всего в 39%). Уже в среднесрочной перспективе стоит ожидать развития процессов консолидации за счет сделок слияния-поглощения и, например, франчайзинговых схем.
Комментарии

Материалы по теме

Бизнес на кончиках пальцев

Что русскому хорошо, японцу…

Бигмак с местной начинкой

Запахло жареным

Фастфуд долгого ожидания

Мы его теряем

 

comments powered by Disqus