Калийный гамбит

Калийный гамбит
Финансовые показатели ОАО «Уралкалий» 
 Динамика спотовых цен на калий (FOB Baltic)
 Структура мирового экспорта калия в 2012 году(по регионам и поставщикам)
Новая стратегии продаж Уралкалия обвалила мировой рынок калийных удобрений и поставила под угрозу реализацию новых проектов в этом секторе. В краткосрочной перспективе она может привести к снижению выручки компании, зато в долгосрочной даст шанс диктовать условия.

Высокие цены на продукцию позволили Уралкалию (доля мирового рынка — около 20%; ключевые сырьевые активы расположены в Соликамско-Березниковском узле Пермского края) достичь в прошлом году рекордных финансовых показателей при снижении объемов продаж. По итогам 2012 года компания поднялась в топ-400 Урала и Западной Сибири с 21 места на 18. Ее выручка за год выросла на 13% (до 3,95 млрд долларов) на фоне падения объемов производства на 15,8%, продаж — почти на 12%. Дальнейшее снижение спроса и давление со стороны конкурентов заставило компанию в 2013 году принципиально изменить стратегию, выбрав политику «объемы превыше цены». Уралкалий объяснил, что готов поступиться доходами, чтобы получить больший контроль над ситуацией в среднесрочной перспективе. Это заявление может стать переломным в истории не только российского производителя, но и всего мирового калийного рынка.

Нервы сдали

2012 год выдался для мирового калийного рынка хуже ожиданий. Вместо планируемых 53 — 55 млн тонн экспортерам удалось реализовать только 51 миллион. В частности зарубежные поставки Уралкалия снизились на 17% в сравнении с 2011 годом.

Снижение продаж стало результатом давления на рынок ключевых импортеров — Китая и Индии, на которые приходится до четверти мировых продаж и 35% в продажах Уралкалия. С одной стороны, в 2012 год они вошли с существенным объемом запасов калийных удобрений. Это в частности позволило Китаю затягивать подписание контрактов на 2012 год до конца первого квартала, выбирая продавца и пытаясь манипулировать ценой. Более мелкие клиенты также не спешили подписывать новые договоры поставок, дожидаясь прояснения «китайских» условий на 2013 год.

С другой стороны, весной 2012 года правительство Индии сократило субсидии на закупку фосфатных и калийных удобрений более чем на 20%, хлористого калия — на 10%. Помимо этого на объемы закупок повлияло и ослабление рупии по отношению к доллару. В результате в 2012 году объем импорта калийных удобрений Индией оказался самым низким с 2003 года.

Дополнительным фактором, дестабилизирующим рынок, стала сильная засуха в США и Европе. «В течение года наблюдалась большая волатильность цен на зерновые культуры, которая вызывала нервозность и неуверенность у большинства сельхозпроизводителей. Несмотря на то, что из-за сильной засухи цены на зерно в середине 2012 года пошли вверх и прибыльность фермеров увеличилась, основной сезон внесения удобрений в большинстве стран к этому моменту закончился, резкого всплеска активности потребителей не последовало», — поясняли в Уралкалии.

Как результат — заключение контрактов в течение года было неравномерным. Затягивание сроков со стороны покупателей вызвало нервозность в прежде консолидированном стане экспортеров. Наиболее яркий пример — трещина, возникшая в консорциуме Уралкалия и Беларуськалия. С 2005 года компании работали на мировом рынке совместно, договорившись осуществлять экспортные продажи через единого трейдера — Белорусскую калийную компанию (БКК), на которую к 2012 году приходилось 42% мирового экспорта. Но в декабре 2012 года, на фоне полугодового отсутствия новых экспортных контрактов у БКК, президент Белоруссии Александр Лукашенко издал указ, позволяющий Беларуськалию продавать свою продукцию в обход БКК, через независимых трейдеров. Таким образом республиканский производитель получил возможность самостоятельно вести переговоры и заключать контракты, не согласовывая с российским партнером цены и объемы продаж. В российско-белорусском консорциуме возникла внутренняя конкуренция.

Этой нестабильностью воспользовался прямой конкурент БКК — американская компания Canpotex (трейдер североамериканских PotashCorp., Agrium и Mosaic). Она обошла Россию с Белоруссией и в конце декабря заключила контракт с китайской Sinochem на первое полугодие 2013 года (объем поставок хлоркалия — 1 млн тонн). При этом Китаю удалось договориться о дисконте в 15% и зафиксировать цену на уровне 400 долларов за тонну (до этого БКК настаивала на 450 — 490 долларах за тонну). Разрываемая внутренними конфликтами Белорусская калийная компания смогла договориться с китайцами только в январе 2013 года и на меньший объем — в 700 тыс. тонн. При этом поднять цену не удалось. Добиться дисконта от БКК смогла и Индия — контракт на 2013 год (1 млн тонн калия) обошелся ей дешевле на 13% (по 427 долларов за тонну).

Объем превыше цены

Восстановить практику единых поставок с белорусскими партнерами Уралкалий пытался больше полугода. Руководство российского экспортера не скрывало, что сохранение консорциума — вопрос не столько текущих цен, сколько единой торговой позиции. «Когда есть один лидирующий поставщик, появляется возможность занять крайне жесткую переговорную позицию, и покупатели уже не смогут разводить производителей, устраивать торги», — говорил в августе 2013 года в одном из интервью генеральный директор Уралкалия, председатель наблюдательного совета БКК Владислав Баумгертнер.

Однако руководство Белоруссии заняло принципиальную позицию, мотивируя ее непартнерским отношением Уралкалия к трейдеру. Позже, уже в сентябре 2013 года, в ответ на обвинения российских партнеров Александр Лукашенко открыто заявил: «Они [Уралкалий] в прошлом году продали через Уралкалий-трейдинг, свой второй канал, 80% своей продукции. А через нашу общую компанию — всего 20%».

Переговоры зашли в тупик, и в конце июля 2013 года Уралкалий сообщил о прекращении продаж через БКК. Отныне компания хотела торговать на мировом рынке только через собственного трейдера Уралкалий-Трейдинг. При этом она изменила стратегию продаж и объявила о переходе к политике «объем превыше цены».

— Если в данной ситуации невозможно максимизировать цены, то надо максимизировать объемы, — объяснял тогда Владислав Баумгертнер.

Это стало ударом для мировых производителей: Уралкалий заявил о готовности снизить цены почти в два раза — до 250 долларов за тонну. И тут же сообщил, что заключил прямой контракт с Китаем на вторую половину 2013 года (500 тыс. тонн). Цена не уточнялась, однако к концу сентября 2013 года относительно июня спотовые цены на хлоркалий снизились с 400 до 340 долларов за тонну (FOB Baltic).

Нервозность на мировом рынке сменилась паникой: за несколько июльских дней крупнейшие калийные компании мира потеряли в капитализации более 20 млрд долларов.

Не в выигрыше от новой сбытовой политики пока и сам Уралкалий. В третьем квартале 2013 года он действительно стал наращивать объемы производства. Но превзойти финансовые показатели 2012 года ему вряд ли удастся: по итогам девяти месяцев 2013 года (в сравнении с тремя кварталами 2012 года) выручка упала на 20% (до 72,03 млрд рублей), чистая прибыль — на 40% (до 25,6 млрд рублей). По неофициальной информации, компания планирует относительно низкие доходы как минимум на три ближайших года.

Новые реалии

По признанию самого Уралкалия, в перспективе компания не исключает возврата к стратегии «цена превыше объема», но пока для этого российский производитель недостаточно велик и не имеет на мировом рынке соответствующего веса. Поэтому в краткосрочной перспективе он готов терять в деньгах. В то же время у компании есть необходимый потенциал для реализации стратегии «максимизация выручки за счет максимизации объемов»: в прошлом году средняя загрузка мощностей сохранялась на уровне 80% (произведено 9,1 млн тонн хлоркалия за год). При этом в течение 2012 года за счет расширения рудоуправления Березники-4 производственные мощности были увеличены на 13% (до 13 млн тонн  хлористого калия в год). К 2022 году компания планирует выйти на 19 млн тонн (за счет расширения участков Соликамск-3, Березники-4, ввода месторождений Усть-Яйва и Половодово; общий объем инвестиций на эти цели — около 5,4 млрд долларов).

Если российские калийщики даже на год снизят цену и предложат рынку более десятка миллионов тонн калия по 250 — 300 долларов, это будет означать серьезные финансовые потери для европейских и американских производителей, вынужденных подстраиваться под демпинг. Причем их потери могут быть значительнее, чем для российской компании. Сегодня затраты на производство калия в России и Белоруссии — самые низкие в мире. В Северной Америке (для PotashCorp, Agrium, Mosаic, Intrepid) производить сырье в 2 — 2,5 раза дороже, чем в России, в Европе (для K+S и ICL) — в 10 раз. Плюс к этому, рентабельность работы Уралкалия — одна из самых высоких в отрасли. В 2012 году она составила 71% несмотря на то, что среднегодовая экспортная цена продукции компании была на уровне в 370 долларов за тонну.

В результате агрессивной политики Уралкалия, направленной на увеличение объемов производства за счет снижения цены, под угрозой могут оказаться greenfield-проекты игроков калийной отрасли (разрабатываются компаниями K+S, BHP Billiton, Vale). Без спроса они вряд ли останутся — в мире калий имеет серьезный потенциал для роста (спрос на продовольствие и биотопливо увеличивается). Но ущерб потенциальной прибыли новых проектов, а значит, и их окупаемости, может быть нанесен. Не исключено, что будут пересмотрены и сроки их реализации.

В этой связи можно ожидать передела рынка и перестройки партнерских схем между теми экспортерами минеральных удобрений, кто переживет запланированный демпинг Уралкалия. Отметим, что некоторые тенденции в этом направлении уже намечаются. Так, 2 октября 2013 года агентство Bloomberg сообщило о прекращении работы американской ассоциации по экспорту фосфатов PhosphateChemicals. По данным агентства Reuters, одной из причин этого могло стать озвученное намерение канадской Mosаic (производит калий и фосфат, на нее приходится порядка 90% экспорта ассоциации) создать СП с компаниями из Саудовской Аравии. Беларуськалий в свою очередь начал выходить на новые для себя рынки: компания заключила с госкомпанией Катара «Мунтаджат» рамочное соглашение о сотрудничестве по продаже минеральных удобрений. По информации белорусских СМИ, Катар готов продавать ежегодно до 3 млн тонн калийных удобрений из Белоруссии.

В долгосрочной перспективе, после того, как рынок переживет шок, экспортеры могут вернуться к консолидации как логичному шагу, не исключал некогда Владислав Баумгертнер.

Партнеры проекта Трубная металлургическая компания    PwC
Комментарии

Материалы по теме

ФАС пугает калийщиков

Нахимичить проект

«Сильвинит» вышел на биржу

Некоторые любят потяжелее

Вся соль — в нефти